Фермеры против трейдеров: Украине грозит аграрный дефолт

Во всем виновата погода и отсутствие государственной поддержки
Эксклюзив
Фермеры против трейдеров: Украине грозит аграрный дефолт

Засуха и неурожай привели к валу невыполнения контрактов со стороны пострадавших аграриев, а конъюнктура зернового рынка, резко изменилась, создала соблазн последовать их примеру и относительно благополучных сельхозпроизводителей. В общем выигрывают юристы, которые будут сопровождать судебные споры, но пострадает аграрная отрасль - одна из немногих, если не последняя, что в Украине держится на плаву.

2020 прервал многолетний ряд рекордов в сельском хозяйстве Украины: урожай текущего года будет минимум на 30% ниже прошлогоднего. Пандемия COVID сыграла здесь третьестепенную роль, поскольку несмотря на коронавирус, аграрии успешно выполнили весь цикл весенних и летних полевых работ. Определяющими негативную динамику факторами стали погодные условия - на редкость неблагоприятные, даже в условиях колебаний климата и отсутствие государственной поддержки аграриев.

Проблемы были заложены еще в предыдущем году - осень 2019 была одной из самых засушливых в истории наблюдений и посевы озимых, которые формируют значительную часть вала пшеницы и ячменя, сходили недостаточно обильно. Проблемы углубились летом, когда южные регионы охватила засуха. Параллельно господдержка сектора фактически прекратилась после ликвидации профильного министерства и смены власти - Кабмин Гончарука провалил даже те программы, которые работали в первой половине прошлого года, а в нынешнем году на фоне вызовов, которые поставил перед бюджетом COVID, аграрные статьи расходов оказались явно не в приоритете.

Но физическое проседание объемов урожая - комариный укус по сравнению с долгосрочными последствиями, с которыми может столкнуться украинский агропромышленный комплекс за беспрецедентную конфронтацию, в которую вовлечены сельхозпроизводители зернотрейдеров из-за не/выполнения форвардных контрактов.

Как работает форвардный контракт на аграрном рынке

В начале сезона, накануне посевной, зернотрейдер контрактует (резервирует) будущий урожай у конкретного сельхозпроизводителя, фиксируя цену на него и договариваясь об объемах.

Для трейдера это возможность прогарантировать определенное предложение зерновых по невысоким ценам для дальнейшего выполнения международных контрактов. Аграрии со своей стороны получают финансовый ресурс на пике необходимости - в период полевых работ.

Эта практика имеет многолетнюю историю, когда трейдеры были фактически единственным источником живых денег для фермеров.

30 лет назад став независимым государством, в Украине половина земель была нераспаханных, финансирования абсолютно не было. Поэтому было найдено компромиссное решение: покупатели зерна начали финансировать сельхозпроизводителей. Далее подключились банки, были созданы программы по примеру развитых стран, вместе с тем компании продолжили свое финансирование, - объясняет президент Украинской зерновой ассоциации Николай Горбачев.

2020 год не стал исключением: в начале весны трейдеры прямо или косвенно - путем поставки средств защиты растений, минеральных удобрений, предоставление гарантий банкам, урожай будет выкуплен - профинансировали 30% посевной кампании. Цены на зерно, которые фиксировались на тот момент были среднерыночным минус риск и составили, например, на тонну кукурузы около 150- 170 долл/т.

Форвардные контракты - это о взаимном доверии и о партнерстве и компании заключая форвардные контракты на будущий урожай должны понимать, что цена может пойти как вверх так и вниз, - говорит Роман Сластен, генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса.

Почему выполнения форвардных контрактов стало проблемой

Потому что урожай оказался значительно меньше ожидаемого, а цены на него были гораздо выше, чем это было зафиксировано в договоренности полугодовой давности. Если в 2019 году Украина собрала 75 млн тонн зерновых, то в этом году по прогнозам Минэкономики урожай едва достигнет 60 млн тонн.

В Одесской области не взошли даже бурьяны - говорит председатель Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Николай Стрижак.

Уменьшение предложения закономерно сказалось и на ценах: кукурузу, которая на момент заключения договоров стоила 150 долл уже в октябре на рынке можно было продать за 205 долл. На этом этапе с появился класс сельхозпроизводителей, которые захотели воспользоваться общей проблемой и сославшись на засуху отказаться от контракта. "Были обязательства вязания по снабжению но зерно не выросло - говорит Горачов, добавляя, что "хозяйства пострадавших могут рассчитывать, что их поддержат... но вместе с тем очень многие хозяйства желающих воспользоваться такой ситуацией".

На каждой тонне зерна аграрий мог заработать до 1500 гривен, просто продав товар по рыночной цене, а не выполняя скучные договоренности. Даже с учетом штрафных санкций это была выгодная сделка. Причем иногда зерно продается тому же покупателю, которому к тому с таким трудом разрывается контракт.

Наиболее дефолтостворюючи культуры - подсолнечник и кукуруза, где потери составили до 30% от плана или более 6 млн тонн.

На сегодня дефолт оценивается в диапазоне 50-90% невыполненных контактов. В масштабе отрасли Украинская Зерновая Ассоциация, об объединяет крупнейших зернотрейдеров, ущерб оценивает в 300 млн долларов.

Несправедливо, если трейдер получит сверхприбыль за неурожай, а условный фермер потеряет все, оставшись банкротом накануне введения рынка земли, - рассуждают аграрии.

При этом трейдеры заняли неоправданно жесткую позицию, будто не понимая, что заставить выполнить невыгодный контракт априори невозможно. Шантаж и угрозы коллекторами тоже не помогают договорится. Одна из версий такой непримиримости - то, что менеджмент трейдеров уже заложил прогнозы прибыли во внешние отчеты и не хочет оказаться в позиции того, что не оправдал надежд.

"Кидок" транснационалами - дело рискованное. Но только когда ты один в поле воин. А когда таких 90% рынка - это становится новой нормой.

По самым осторожным оценкам, выполнили обязательства вязания только те компании, в которых форвард занимал не более трети в структуре продаж. Те, что законтрактованные на 50% находятся в сомнениях как поступить; у кого обязательства вязания составляют более половины - уже дефолтеры. В отчаянии УЗА пообещала составить реестр неблагонадежных поставщиков. Обещания публичной порки аграрии встретили стоически: называйте.

Правительство от решения проблемы устранился, за что ему все благодарны. "Пусть договариваются между собой" - это фактически официальная позиция Минэкономики, не очень хочет влезать в отношения хозяйствующих субъектов объектов. Правда и то, что сами хозяйствующие суб объекты не хотят такого вмешательства: "Задача государства - установить правила игры и следить за их выполнением", - говорит Горбачев. Трейдеры опасаются, что правительство "психанет" и установит индикатив на экспорт зерна, когда в явно высокую цену (180 долл/тонна) будет заложена премия за засухи сельхозпроизводителям.

Интриги добавляет тот факт, что значительная часть продали зерна на форварда - это крупные украинские агрохолдинги с мощным лобби в парламенте и н 'связями в судах.

Что делать, чтобы всем было хорошо

То, что аграрии все виноваты - очень удобная позиция, но она не всегда согласована с рынком.

Осчастливить всех невозможно. Трейдеры хотят получить сверхприбыль, аграрии - хотят того же для себя. Разумная часть рынка рассматривает такие варианты выхода из ситуации:

  • перенести часть обязанность 'связей по поставкам урожая на следующий сезон. Условно - не выросло в этом году - появился весной 2021 года.
  • кто выполнит контракты в текущем году - получают преференции в следующем, за честность.

Понятно, что этот сезон украинский АПК проходит относительно благополучно. Проблемы начнутся примерно с февраля 2021, когда наступит время рейдерам кредитовать следующий урожай, а они не будут рваться это делать.

Если дефолт превысит ожидаемый, то в следующем году компании перестанут или существенно сократят финансирование и в долгосрочной перспективе недофинансирования выльется в сокращение производства.

Что это значит легко понять на примере прошлого года: общая выручка в страну от агроэкспорта составила 12 млрд долл, а с учетом подсолнечного масла - 16 млрд долл. Это 40% всех валютных поступлений. Украина продает зерно более чем в 100 стран мира. Производство сельскохозяйственной продукции с января по август 2020 сократилось на 9,9%.

1