К пандемии "готовы": как государство за два ковидных года не смогло дать лицензию предприятию, которое поставляет кислород больницам
Черновицкий машиностроительный завод, специализирующийся на производстве оборудования, запустил поставку кислорода для медицинских учреждений. Как произошло так, что завод - крупный производитель оборудования для переработки, транспортировки, хранения и синтеза нефти, газа и конденсата, энергетического оборудования, оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции, виноделия, крупной химии начал поставлять кислород для "ковидных" больниц нескольких областей Украины и какие проблемы у него после этого возникли, Парламент.ua узнал у руководства предприятия.
…Пол девятого утра. На режимный объект – ООО "Черновицкий машиностроительный завод" – проходим вместе с заместителем гендиректора. Именно у него в период пандемии COVID-19 возникли новые обязанности – по поставке кислорода нуждающимся медучреждениям. На сегодняшний день у него записана машина из Томашполя Винницкой области, в 265 км от Черновиц. Идем к месту загрузки мимо огромной кислородной станции, рядом с которой расположен "склад" - помещения с огромными баллонами, в которые закачивается кислород, и когда станция перестает работать – кислород для работы берут отсюда.
Приходим к месту загрузки. Грузовик стоит у платформы, несколько мужчин выкатывают из помещения наполненные баллоны, складывают в кузов. Тем временем в пустые баллоны в помещении закачивают кислород – через медные трубки. За безопасностью процесса следят за показателями устройств. Также проверяют, нет ли жира в местах подключения к баллону – при малейших сомнениях, обезжиривают спиртом.
Сочетание спирта и жира (смазки, масла) взрывоопасно, поэтому правила техники безопасности соблюдаются тщательно. Если пройтись дальше по платформе, то на следующей двери можно увидеть старую табличку, сохранившуюся еще с тех времен, когда кислород здесь производили для всех больниц Черновцов и области. "Кислород отпускается ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, с 8.00 до 12.00. Администрация".
Для того чтобы дать сегодня кислород больнице в Винницкой области, работает целая огромная кислородная станция. Она будет работать даже если эта машина, которой повезут всего 75 баллонов с жизненно необходимым газом, будет сегодня единственной и даже если производство будет в убыток. Аппаратчик Дмитрий Гливка, который сейчас здесь единственный (его напарник болеет, а еще один работник уволился) при любых условиях выйдет на работу. Ни одному заказчику кислорода, когда его начали производить для медицинских нужд, здесь не отказали. Хотя могли бы – оснований немало. Но можно соблюсти все инструкции – и потерять человеческие жизни. На машзаводе решили, что будут поступать иначе.
Кислород – как вопрос национальной безопасности и объект интереса СБУ
Мы выпускаем кислород для собственных нужд. Он входит в технологический цикл изготовления оборудования – в частности для сварочных работ. Мы его всегда выпускали. Но он - не медицинский кислород, - объясняет генеральный директор ООО "Черновицкий машзавод" Виктор Сидляр . – Кто-то его называет техническим – но это просто кислород. Раньше – лет 10 назад – мы этот кислород поставляли на все больницы области и за ее пределы. Это было тогда, когда для его изготовления не требовалась лицензия. Кислород он и есть кислород. Чем медицинский кислород отличается от немедицинского – мне сложно сказать, но лицензия – это барьер. Когда раньше мы снабжали кислород – он не стоил столько, как сейчас, ведь электроэнергия была дешева, а это основное при его изготовлении. Но так получилось, что больницы с нами не рассчитывались, были долги. Мы эти долги списывали на убытки, они облагались налогом, и кроме того, что мы не получали средства – мы еще и платили налоги. Возник такой замкнутый круг. Потом появились разные коммерческие структуры, которые тоже начали выпускать кислород, и мы это дело бросили. Кто занимался снабжением кислорода в больнице эти все годы – мне неизвестно, но как-то это происходило. А когда началась пандемия коронавируса – этой проблемой начала заниматься Служба безопасности Украины, в частности Черновицкой области – потому что там знали, что мы раньше выпускали кислород. И поскольку это заболевание является вопросом и в какой-то степени вопросом национальной безопасности, то они обратились к нам с вопросом, почему мы не выпускаем кислород.
После этого собрал совещание председатель Черновицкой ОГА Осачук, на котором я объяснил, что выпускать кислород мы можем – но у нас нет лицензии, поэтому не можем отпускать его на больницы. Встал вопрос лицензии, и власти нам обещали ее помочь получить. А чтобы получить лицензию, там столько нюансов, что я до сих пор эту лицензию не получил...
Медицинский и немедицинский кислород: разница только в наличии лицензии
Прошло какое-то время, и мне позвонил первый заместитель министра здравоохранения и говорит: "Спасайте, потому что абсолютный кризис". Я согласился, но предупредил, что у нас нет лицензии. Он пообещал прислать какую-то столичную структуру, имеющую лицензию, которая все проверит у нас и поспособствует получению лицензии, – продолжает Виктор Сидляр. – Эта организация приехала, кислород проверили, он оказался хорошим. Но поскольку лицензии не было, мы его не производили. Какие-то документы мы собирали, передавали, нам обещали, что лицензия будет. Но все оставалось как было. Но в какой-то момент позвонил по телефону один главный врач районной больницы из соседней области и говорит: мне нужен кислород, у меня люди умирают. Интересно, что телефон мой в министерстве ему дали… Я объяснил, что у меня кислород – немедицинский, а он говорит – мне все равно, он ничем не отличается. Так я ему выписал кислород, а врач взял на себя ответственность. Потом еще один такой же позвонил, потом еще… И так я стал снабжать этот кислород так как есть – без лицензии. Уже сотни и сотни баллонов отправлены. И никто не сказал, что он плох. Понимаете, кислород приравняли к лекарственному средству. А в больнице же многое используется – та же простыня, или посуда. На них же можно ввести лицензию и довести это все до абсурда.
Опять же возник вопрос по оплате: больницы не могли мне заплатить, поскольку я поставлял его с НДС, а из фонда оплаты возможна только без НДС, эти закупки освобождены от НДС. Эту проблему мы тоже решаем – выписываем кислород без НДС. К нам приезжают за кислородом сами – даже был мэр Черткова, лично помогал загружать баллоны, депутатов с собой берут… Сейчас у нас берут кислород и из Винницкой, и с Хмельниччины, и с Тернопольщины, даже из Житомирской области, едут за сотни километров…
Была определенная пауза, а сейчас снова эта проблема возникла с кислородом. Думаю, не такая ситуация хорошая с ковидом, как нам сейчас описывают – что пандемия идет на убыль. Кислород еще очень нужен. И завод решил взять на себя такую ответственность – потому что речь идет о человеческих жизнях. Прибыли из этого нет, производство кислорода нерентабельно, поскольку электроэнергия ужасно дорогая. Напротив, это большая дополнительная нагрузка, у нас люди сейчас больше занимаются этим кислородом, чем основной работой. Но мы уже так втянулись, что не можем отказать. Люди звонят, просят.
Машзавод всегда влезал туда, куда нам, может, и не надо бы… А сейчас оно как-то идет, что-то не слышу, чтобы кто-то этой лицензией занимался.
Не опасаюсь ли, что после того, как кислород станет ненужным, придут с проверками и начнутся недоразумения? Опасаюсь, да. Что придут потом проверяющие и будут спрашивать, зачем мы это делали, кто дал право. Но, как говорится, будем решать проблемы по мере их поступления. Что мне делать в этой ситуации? Если мне звонят буквально ночью – что приедет машина в 3 ночи, в 4 и просят вывести людей на работу. А ведь люди тоже не железные. И кто-то берет 50 баллонов – что для нас совсем нерентабельно, запускать ради этого установку, но мы запускаем…
Сколько уже поставляем – никакой жалобы на наш кислород нет. И те, кто брал сначала – приезжают и берут его снова и снова. То есть разницы между лицензированным и нелицензированным нет. Сейчас, когда стоял львовский завод по производству кислорода, у нас нагрузка увеличивалась. Он задерживал поставки, там целая колонна машин собралась – и уже звонят из разных областей заместители глав администраций – областных, районных, приезжают… Они плотно занимаются кислородом, потому что это важно. Хотя раньше никто даже не задумывался о его важности. А ведь мы тоже не безразмерны. И не столько вопрос выработать, как погрузить – каждый баллон по 70 кг весит. Производим только газообразный кислород, выдаем в баллоны. Баллон нужно выгрузить пустой, заправить, скачать полный… Это же какой вес, машины тоже приходят разные, кто-то их насыпью везет… Даже перевозки – рискованные. Но тоже их понимаю: что-то должно перевешивать. Ты можешь придерживаться всех инструкций, но не добиться результата. А можешь где-то уступить какие-то нормативы, чтобы спасти человеческую жизнь. Даже в Уголовном кодексе прописана допустимая самооборона… Поэтому приходится выбирать между меньшим и большим злом. Поэтому мы надеемся, что все пройдет хорошо. А главное, чтобы этот ковид закончился, и чтобы люди не умирали".
Бывало, отгрузку кислорода начинали в 5 утра
Детали снабжения кислорода Черновицким машзаводом рассказывает заместитель гендиректора – начальник службы социального развития и строительства предприятия Виктор Вонхольский.
"Приблизительно до 2005-го мы выпускали кислород для всех больниц города и области – кто в этом нуждался. До сих пор сохранилась старая табличка на дверях склада. Кислорода для потребностей завода нужно было много, но кислородная установка наша старая, еще с советских времен, очень мощная и очень энергоемкая – берет на себя много электроэнергии, и поскольку сейчас производство уже не тех масштабов, то мы ее включали, закачивали резервуары (реципиентная станция с большими баллонами) и выключали. Кислородом из закачанных баллонов могли пользоваться неделю, две, а то и три.
Теперь, когда остро встал вопрос нехватки кислорода в больницах, к нам обратились за помощью. Мы возобновили практически круглосуточную работу кислородной станции, уже и не учитываем ее энергоемкость и дороговизну, потому что понимаем, что от этого кислорода зависит человеческое здоровье и жизнь. Общаюсь с главными врачами из Винницкой, Хмельницкой, Тернопольской областей… Когда они звонят по телефону, уже по голосу понятно, что стоит вопрос жизни и смерти. Говорят, что если сегодня не возьмут у нас кислород, то некоторым пациентам завтра он уже не понадобится… Так и работаем. Бывает, что отгрузка начинается в 5 утра – была такая для Шепетовки, было даже несколько раз, что от них машина дважды в сутки приезжала, несмотря на расстояние в 300 км. Из Ладыжина приезжали также, это еще дальше… Объемы берущих кислород не так и велики – в больницах нет большого количества пустых баллонов. Поэтому бывает, что берут 50-60 баллонов, а в некоторых больницах за одну ночь уходит 30-40 баллонов. А еще есть день… Проблема с кислородом возникла из-за остановки других крупных предприятий по производству кислорода – в частности, Львовского.
У нас сейчас на кислородной станции самый главный работник – аппаратчик. Сложилась такая ситуация, что один человек там уволился, другой на больничном – и остался один. А он живет в 40 км от города, поэтому ему, чтобы добраться утром на работу, нужно ночью в 3 часа уже встать… Конечно, решали вопрос, как ему приехать, как домой поехать, когда есть необходимость задержаться на работе… То есть много у нас из-за этого дополнительных проблем возникает, но должны выходить из положения для людей. Никому еще не отказали в получении кислорода. Наладили уже работу так, что они сообщают о приезде раньше времени, чтобы не было очередей. Неудобно, когда приезжают несколько машин одновременно и потом ждут по 2-3 часа, когда подойдет их очередь. Я расписываю им примерно время, и работаем без задержек – одна машина догружается, следующая подъезжает.
Бывают дни, когда им на местах удается договориться с другими поставщиками, тогда не приходится гнать машины так далеко. Тогда у нас меньше работы. А бывает, что обещают – а что-то не складывается и не удается привезти. Тогда они срочно едут к нам. С Шепетовкой дважды были ситуации, когда не было даже времени, чтобы машина ехала оттуда – мы быстро искали машину здесь, загружали и отправляли. Иначе несколько человек не дождались бы этого кислорода".
А на замечание, что вот такая будничная работа, на самом деле героическая, ведь от ее результатов человеческая жизнь зависит – собеседник отмахивается: "Это не геройство. Отношусь к этому как к обычному человеческому долгу".