К пандемии "готовы": как государство за два ковидных года не смогло дать лицензию предприятию, которое поставляет кислород больницам

Во времена дефицита кислорода одни украинские заводы закрываются на плановые технические работы, а другие работают без лицензии
Эксклюзив
К пандемии "готовы": как государство за два ковидных года не смогло дать лицензию предприятию, которое поставляет кислород больницам
Черновицкий машиностроительный завод (Фото: Парламент.ua)

Черновицкий машиностроительный завод, специализирующийся на производстве оборудования, запустил поставку кислорода для медицинских учреждений. Как произошло так, что завод - крупный производитель оборудования для переработки, транспортировки, хранения и синтеза нефти, газа и конденсата, энергетического оборудования, оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции, виноделия, крупной химии начал поставлять кислород для "ковидных" больниц нескольких областей Украины и какие проблемы у него после этого возникли, Парламент.ua узнал у руководства предприятия.

Черновицкий машиностроительный завод (Фото: Парламент.ua)

Черновицкий машиностроительный завод (Фото: Парламент.ua)

…Пол девятого утра. На режимный объект – ООО "Черновицкий машиностроительный завод" – проходим вместе с заместителем гендиректора. Именно у него в период пандемии COVID-19 возникли новые обязанности – по поставке кислорода нуждающимся медучреждениям. На сегодняшний день у него записана машина из Томашполя Винницкой области, в 265 км от Черновиц. Идем к месту загрузки мимо огромной кислородной станции, рядом с которой расположен "склад" - помещения с огромными баллонами, в которые закачивается кислород, и когда станция перестает работать – кислород для работы берут отсюда.

Черновицкий машиностроительный завод (Фото: Парламент.ua)

Приходим к месту загрузки. Грузовик стоит у платформы, несколько мужчин выкатывают из помещения наполненные баллоны, складывают в кузов. Тем временем в пустые баллоны в помещении закачивают кислород – через медные трубки. За безопасностью процесса следят за показателями устройств. Также проверяют, нет ли жира в местах подключения к баллону – при малейших сомнениях, обезжиривают спиртом.

Черновицкий машиностроительный завод (Фото: Парламент.ua)

Черновицкий машиностроительный завод (Фото: Парламент.ua)

Сочетание спирта и жира (смазки, масла) взрывоопасно, поэтому правила техники безопасности соблюдаются тщательно. Если пройтись дальше по платформе, то на следующей двери можно увидеть старую табличку, сохранившуюся еще с тех времен, когда кислород здесь производили для всех больниц Черновцов и области. "Кислород отпускается ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, с 8.00 до 12.00. Администрация".

Черновицкий машиностроительный завод (Фото: Парламент.ua)

Для того чтобы дать сегодня кислород больнице в Винницкой области, работает целая огромная кислородная станция. Она будет работать даже если эта машина, которой повезут всего 75 баллонов с жизненно необходимым газом, будет сегодня единственной и даже если производство будет в убыток. Аппаратчик Дмитрий Гливка, который сейчас здесь единственный (его напарник болеет, а еще один работник уволился) при любых условиях выйдет на работу. Ни одному заказчику кислорода, когда его начали производить для медицинских нужд, здесь не отказали. Хотя могли бы – оснований немало. Но можно соблюсти все инструкции – и потерять человеческие жизни. На машзаводе решили, что будут поступать иначе.

Черновицкий машиностроительный завод (Фото: Парламент.ua)

Кислород – как вопрос национальной безопасности и объект интереса СБУ

Мы выпускаем кислород для собственных нужд. Он входит в технологический цикл изготовления оборудования – в частности для сварочных работ. Мы его всегда выпускали. Но он - не медицинский кислород, - объясняет генеральный директор ООО "Черновицкий машзавод" Виктор Сидляр . – Кто-то его называет техническим – но это просто кислород. Раньше – лет 10 назад – мы этот кислород поставляли на все больницы области и за ее пределы. Это было тогда, когда для его изготовления не требовалась лицензия. Кислород он и есть кислород. Чем медицинский кислород отличается от немедицинского – мне сложно сказать, но лицензия – это барьер. Когда раньше мы снабжали кислород – он не стоил столько, как сейчас, ведь электроэнергия была дешева, а это основное при его изготовлении. Но так получилось, что больницы с нами не рассчитывались, были долги. Мы эти долги списывали на убытки, они облагались налогом, и кроме того, что мы не получали средства – мы еще и платили налоги. Возник такой замкнутый круг. Потом появились разные коммерческие структуры, которые тоже начали выпускать кислород, и мы это дело бросили. Кто занимался снабжением кислорода в больнице эти все годы – мне неизвестно, но как-то это происходило. А когда началась пандемия коронавируса – этой проблемой начала заниматься Служба безопасности Украины, в частности Черновицкой области – потому что там знали, что мы раньше выпускали кислород. И поскольку это заболевание является вопросом и в какой-то степени вопросом национальной безопасности, то они обратились к нам с вопросом, почему мы не выпускаем кислород.

После этого собрал совещание председатель Черновицкой ОГА Осачук, на котором я объяснил, что выпускать кислород мы можем – но у нас нет лицензии, поэтому не можем отпускать его на больницы. Встал вопрос лицензии, и власти нам обещали ее помочь получить. А чтобы получить лицензию, там столько нюансов, что я до сих пор эту лицензию не получил...

Черновицкий машиностроительный завод (Фото: Парламент.ua)

Черновицкий машиностроительный завод (Фото: Парламент.ua)

Медицинский и немедицинский кислород: разница только в наличии лицензии

Прошло какое-то время, и мне позвонил первый заместитель министра здравоохранения и говорит: "Спасайте, потому что абсолютный кризис". Я согласился, но предупредил, что у нас нет лицензии. Он пообещал прислать какую-то столичную структуру, имеющую лицензию, которая все проверит у нас и поспособствует получению лицензии, – продолжает Виктор Сидляр. – Эта организация приехала, кислород проверили, он оказался хорошим. Но поскольку лицензии не было, мы его не производили. Какие-то документы мы собирали, передавали, нам обещали, что лицензия будет. Но все оставалось как было. Но в какой-то момент позвонил по телефону один главный врач районной больницы из соседней области и говорит: мне нужен кислород, у меня люди умирают. Интересно, что телефон мой в министерстве ему дали… Я объяснил, что у меня кислород – немедицинский, а он говорит – мне все равно, он ничем не отличается. Так я ему выписал кислород, а врач взял на себя ответственность. Потом еще один такой же позвонил, потом еще… И так я стал снабжать этот кислород так как есть – без лицензии. Уже сотни и сотни баллонов отправлены. И никто не сказал, что он плох. Понимаете, кислород приравняли к лекарственному средству. А в больнице же многое используется – та же простыня, или посуда. На них же можно ввести лицензию и довести это все до абсурда.

Черновицкий машиностроительный завод (Фото: Парламент.ua)

Черновицкий машиностроительный завод (Фото: Парламент.ua)

Опять же возник вопрос по оплате: больницы не могли мне заплатить, поскольку я поставлял его с НДС, а из фонда оплаты возможна только без НДС, эти закупки освобождены от НДС. Эту проблему мы тоже решаем – выписываем кислород без НДС. К нам приезжают за кислородом сами – даже был мэр Черткова, лично помогал загружать баллоны, депутатов с собой берут… Сейчас у нас берут кислород и из Винницкой, и с Хмельниччины, и с Тернопольщины, даже из Житомирской области, едут за сотни километров…

Была определенная пауза, а сейчас снова эта проблема возникла с кислородом. Думаю, не такая ситуация хорошая с ковидом, как нам сейчас описывают – что пандемия идет на убыль. Кислород еще очень нужен. И завод решил взять на себя такую ответственность – потому что речь идет о человеческих жизнях. Прибыли из этого нет, производство кислорода нерентабельно, поскольку электроэнергия ужасно дорогая. Напротив, это большая дополнительная нагрузка, у нас люди сейчас больше занимаются этим кислородом, чем основной работой. Но мы уже так втянулись, что не можем отказать. Люди звонят, просят.

Машзавод всегда влезал туда, куда нам, может, и не надо бы… А сейчас оно как-то идет, что-то не слышу, чтобы кто-то этой лицензией занимался.

Черновицкий машиностроительный завод (Фото: Парламент.ua)

Черновицкий машиностроительный завод (Фото: Парламент.ua)

Не опасаюсь ли, что после того, как кислород станет ненужным, придут с проверками и начнутся недоразумения? Опасаюсь, да. Что придут потом проверяющие и будут спрашивать, зачем мы это делали, кто дал право. Но, как говорится, будем решать проблемы по мере их поступления. Что мне делать в этой ситуации? Если мне звонят буквально ночью – что приедет машина в 3 ночи, в 4 и просят вывести людей на работу. А ведь люди тоже не железные. И кто-то берет 50 баллонов – что для нас совсем нерентабельно, запускать ради этого установку, но мы запускаем…

Черновицкий машиностроительный завод (Фото: Парламент.ua)

Черновицкий машиностроительный завод (Фото: Парламент.ua)

Сколько уже поставляем – никакой жалобы на наш кислород нет. И те, кто брал сначала – приезжают и берут его снова и снова. То есть разницы между лицензированным и нелицензированным нет. Сейчас, когда стоял львовский завод по производству кислорода, у нас нагрузка увеличивалась. Он задерживал поставки, там целая колонна машин собралась – и уже звонят из разных областей заместители глав администраций – областных, районных, приезжают… Они плотно занимаются кислородом, потому что это важно. Хотя раньше никто даже не задумывался о его важности. А ведь мы тоже не безразмерны. И не столько вопрос выработать, как погрузить – каждый баллон по 70 кг весит. Производим только газообразный кислород, выдаем в баллоны. Баллон нужно выгрузить пустой, заправить, скачать полный… Это же какой вес, машины тоже приходят разные, кто-то их насыпью везет… Даже перевозки – рискованные. Но тоже их понимаю: что-то должно перевешивать. Ты можешь придерживаться всех инструкций, но не добиться результата. А можешь где-то уступить какие-то нормативы, чтобы спасти человеческую жизнь. Даже в Уголовном кодексе прописана допустимая самооборона… Поэтому приходится выбирать между меньшим и большим злом. Поэтому мы надеемся, что все пройдет хорошо. А главное, чтобы этот ковид закончился, и чтобы люди не умирали".

Черновицкий машиностроительный завод (Фото: Парламент.ua)

Черновицкий машиностроительный завод (Фото: Парламент.ua)

Бывало, отгрузку кислорода начинали в 5 утра

Детали снабжения кислорода Черновицким машзаводом рассказывает заместитель гендиректора – начальник службы социального развития и строительства предприятия Виктор Вонхольский.

"Приблизительно до 2005-го мы выпускали кислород для всех больниц города и области – кто в этом нуждался. До сих пор сохранилась старая табличка на дверях склада. Кислорода для потребностей завода нужно было много, но кислородная установка наша старая, еще с советских времен, очень мощная и очень энергоемкая – берет на себя много электроэнергии, и поскольку сейчас производство уже не тех масштабов, то мы ее включали, закачивали резервуары (реципиентная станция с большими баллонами) и выключали. Кислородом из закачанных баллонов могли пользоваться неделю, две, а то и три.

Черновицкий машиностроительный завод (Фото: Парламент.ua)

Теперь, когда остро встал вопрос нехватки кислорода в больницах, к нам обратились за помощью. Мы возобновили практически круглосуточную работу кислородной станции, уже и не учитываем ее энергоемкость и дороговизну, потому что понимаем, что от этого кислорода зависит человеческое здоровье и жизнь. Общаюсь с главными врачами из Винницкой, Хмельницкой, Тернопольской областей… Когда они звонят по телефону, уже по голосу понятно, что стоит вопрос жизни и смерти. Говорят, что если сегодня не возьмут у нас кислород, то некоторым пациентам завтра он уже не понадобится… Так и работаем. Бывает, что отгрузка начинается в 5 утра – была такая для Шепетовки, было даже несколько раз, что от них машина дважды в сутки приезжала, несмотря на расстояние в 300 км. Из Ладыжина приезжали также, это еще дальше… Объемы берущих кислород не так и велики – в больницах нет большого количества пустых баллонов. Поэтому бывает, что берут 50-60 баллонов, а в некоторых больницах за одну ночь уходит 30-40 баллонов. А еще есть день… Проблема с кислородом возникла из-за остановки других крупных предприятий по производству кислорода – в частности, Львовского.

У нас сейчас на кислородной станции самый главный работник – аппаратчик. Сложилась такая ситуация, что один человек там уволился, другой на больничном – и остался один. А он живет в 40 км от города, поэтому ему, чтобы добраться утром на работу, нужно ночью в 3 часа уже встать… Конечно, решали вопрос, как ему приехать, как домой поехать, когда есть необходимость задержаться на работе… То есть много у нас из-за этого дополнительных проблем возникает, но должны выходить из положения для людей. Никому еще не отказали в получении кислорода. Наладили уже работу так, что они сообщают о приезде раньше времени, чтобы не было очередей. Неудобно, когда приезжают несколько машин одновременно и потом ждут по 2-3 часа, когда подойдет их очередь. Я расписываю им примерно время, и работаем без задержек – одна машина догружается, следующая подъезжает.

Начальник службы социального развития и строительства предприятия Виктор Вонхольский отгружает кислород (Фото: Парламент.ua)

Бывают дни, когда им на местах удается договориться с другими поставщиками, тогда не приходится гнать машины так далеко. Тогда у нас меньше работы. А бывает, что обещают – а что-то не складывается и не удается привезти. Тогда они срочно едут к нам. С Шепетовкой дважды были ситуации, когда не было даже времени, чтобы машина ехала оттуда – мы быстро искали машину здесь, загружали и отправляли. Иначе несколько человек не дождались бы этого кислорода".

А на замечание, что вот такая будничная работа, на самом деле героическая, ведь от ее результатов человеческая жизнь зависит – собеседник отмахивается: "Это не геройство. Отношусь к этому как к обычному человеческому долгу".

1