Битва за Киев: на что готовы главные кандидаты на кресло мэра ради победы

Избирательная кампания в столице становится все более горячей
Эксклюзив
Битва за Киев: на что готовы главные кандидаты на кресло мэра ради победы
1 октября 2020, 09:10
читати українською

Избирательная кампания в столице набирает обороты. Впереди - почти двухмесячная битва за кресло мэра столицы и контроль над 60 миллиардами гривен и 120-ю креслами в Киевском городском совете. "Парламент.UA" разбирался, как лидеры столичной кампании будут бороться за голоса и соблазнять избирателя.

"Всегда с киевлянами"

Действующий мэр Виталий Кличко давно думал о повторном покорении столичного Олимпа. Еще в начале 2019 года один из близких соратников главы столицы уверял автора, что тот примет участие в выборах. Стартовые позиции для повторного восхождения на кресло номер один у него отличные. По данным опроса группы "Рейтинг", по состоянию на начало сентября экс-чемпиона мира по боксу готовы поддержать 43,6% избирателей, которые определились с выбором.

Кличко-2 для избирателя - это крепкий хозяйственник. Он "запускает" строительство одного из тоннелей метро на Виноградарь, открывает фонтан на Оболони, новые парки, скверы, проверяет больницу с больными Covid-19, красит спортивные площадки в школах и раздает к праздникам из городского бюджета несколько сотен гривен малообеспеченным, при этом показательно дистанцируется от всех политических сил. Показательно, что ни на одном агитационном борде лица действующего мэра нет - только партийные борды и фотографии с достижениями. На отдельных столичных улицах есть палатки с символикой партии столичного мэра.

Несмотря на текущее лидерство, поддержка главы города за последний месяц практически не изменилась и колеблется состоянию на конец сентября в пределах 40 с небольшим процентов, что потенциально увеличивает вероятность второго тура. А вот партия его имени теряет поддержку. По данным опроса той же группы "Рейтинг", партию "Удар" готовы поддержать только чуть более 23%, что на 5% меньше, чем в августе. Многочисленные упоминания о коррупционных скандалах в отношении окружения Виталия Владимировича, уголовные производства начинают работать.

Я - не Зеленский

Главным соперником столичного мэра пока является бывший шоумен Сергей Притула, которого в сентябре, как известно, официально выдвинула партия "Голос". Сейчас он только начинает активную фазу избирательной кампании, хотя стартовые позиции у него неплохие и на узнаваемость не жалуется. По данным сентябрьского исследования группы "Рейтинг", если бы выборы мэра состоялись в начале сентября, то Притулу бы поддержали около 10% избирателей столицы.

Сам экс-шоумен на вопрос о выборах заявил, что "знает, как склонить чашу весов в свою пользу". На своих плечах Притула рассчитывает привести в Киевсовет до 20 депутатов от партии "Голос". Однако, несмотря на явную усталость избирателей от комиков, в политике перед Притулой появится непростая задача: донести, что он - не Зеленский и не только "хороший парень".

Лозунг кампании экс-шоумена - "Я здесь живу". А избирательная кампания сейчас происходит преимущественно в телевизоре и в соцсетях. В дальнейшем следует ожидать и классической кампании - от двери до двери, и поездки по районам города.

Мэри Поппинс, до свидания

Призовую тройку мэрской гонки замыкает народный депутат от провластной фракции "Слуга народа" Ирина Верещук. Как свидетельствуют данные сентябрьского исследования того же "Рейтинга ", если бы выборы мэра состоялись в начале сентября, то провластного кандидата поддержали бы около 7% избирателей. Хотя еще в начале года у "госпожи мэр" не было и малейших шансов в битве за столичный престол. Кандидатом должен был стать депутат Николай Тищенко: по данным внутренней социологии "слуг народа" в то время он был самым популярным претендентом на кресло мэра от партии. Однако после скандалов, в частности, о работе во время карантина ресторана "Велюр", по неофициальной информации, Тищенко исключили из списка и сделали ставку на Верещук, позиционируя ее равноудаленной от финансово-промышленных групп. Но большинство киевлян, по данным внутренней социологии СН, еще несколько месяцев назад о ней ничего не знали.

Провластные политтехнологи живо взялись знакомить киевлян с новым кандидатом от власти: многочисленные интервью, эфиры на ведущих телеканалах, бигборды. Образ Мэри Поппинс вызвал неоднозначную реакцию, но его шерили, а следовательно, достигался эффект узнаваемости.

Идеологически кампания Верещук стала продолжением президентской кампании Владимира Зеленского: "Все мы президенты". На бордах кандидата видим: "Киев - это ты". Не гнушаются ради популяризации провластного кандидата и услугами псевдосоциологов. В эфире одного из телеканалов 24 сентября были обнародованы результаты исследования, которые "выводили" Верещук на второе место с 13% голосов избирателей и при этом искусственно уменьшали популярность мэра Виталия Кличко, рисуя ему 37%.

В победу кандидата источники "Парламент.UA" в Зе-команде не очень верят. Главной задачей, по словам наших собеседников, является проведение второго тура выборов мэра, что теоретически должно способствовать популяризации "Слуги народа" в столице. Президентская партия после прошлогоднего триумфа на парламентских выборах в Киеве сейчас борется за второе место-третье место.

Кандидат простых людей     

В отличие от Ирины Верещук другой претендент на должность мэра столицы Андрей Пальчевский проблему узнаваемости решил еще до официального старта избирательной кампании и не жалеет денег ради роста популярности. На обочине дорог кандидат в образе, который порой напоминает Ивана Франко или Симона Петлюру призывает избирателей к объединению. Огромное количество времени в телеэфире, где Андрей Иванович комментирует практически любые темы. И социальные сети настойчиво предлагают в ленте познакомиться с Андреем Пальчевским и его взглядами.

Политтехнологи рисуют ему образ кандидата посполитых, который защищает от несправедливости. В ролике о выдвижении Пальчевский рассказывает о встрече во дворе с бабушками, "где он почувствовал поддержку", его снимают в переходах метрополитена, то он терминатор, который "устроит Кличко судный день".

Креатив политтехнологов пока не слишком убеждает избирателя. По данным той же группы "Рейтинг", в начале сентября партия "Победа Пальчевского" была на грани прохождения в Киевсовет - 3,9%. Да и сам Андрей Иванович был не очень популярен у киевлян. Если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, то бывшего шоумена поддержали бы немного больше 6% респондентов, что не гарантирует даже прохождения во второй тур выборов. Минусовать его потенциально может и окружение. В частности, отдельных кандидатов в местные депутаты от партии Пальчевского связывают с так называемой группой "таможенников" в партии "Слуга народа".

Кучеренко придет - порядок наведет, и возвращение Попова

Основную пятерку мэрского рейтинга замыкает кандидат от "Батькивщины" экс-министр ЖКХ и действующий нардеп Алексей Кучеренко, который победил в битве за кандидатство главу столичной городской организации партии Виталия Нестора.

В кампании ожидаемо ключевой является тема коммунальных тарифов. Депутат отчитывается о судебном процессе о снижении тарифов на содержание придомовых территорий, обещает новое жилье жителям хрущевок и уменьшить пробки. В сознании избирателя технологи партии Тимошенко закладывают образ профессионала, который "поставит точку в эпохе комиков и наведет порядок".

Как и конкуренты, Алексей Юрьевич делает ставку на эфиры на рейтинговых каналах, а также на продвижение в соцсетях. Регулярно встречается с избирателями. И, конечно, одним из главных движителей популярности остается экс-премьер Юлия Тимошенко.

Слабым местом кандидата от "Батькивщины" являются некоторые представители списка. Так, в Киевсовет баллотируется бывшая соратница экс-мэра Леонида Черновецкого Алла Шлапак и скандально известный экс-заместитель мэра Киева Виталия Кличко Владимир Слончак, который был уволен после нападения на полицейского.

Источники "Парламент.UA" в бело-сердечной партии также признают, что мэрская кампания - это дополнительный инструмент для того, чтобы провести как можно большую фракцию в Киевсовет. Пока же партия - на грани проходного барьера.

В похожем ключе кампанию строит выдвиженец "Оппозиционной платформы – За жизнь" (ОПЗЖ) бывший глава КГГА Александр Попов, который также на воспоминаниях о метростроительстве и спасительной команде профессионалов поможет опоплатформе получить фракцию в Киевсовете.

Армия, язык, медицина

Местная кампания показала, что патриотические и европейские лозунги, как и раньше, остаются популярными. На фоне впечатляющего падения популярности "Слуги народа" в Киеве, где еще год назад любого под брендом "Зе" считали непобедимым, популярность партии "Европейская солидарность" выросла, по данным сентябрьского исследования группы "Рейтинг", до 13,1%. Однако впереди - конкуренция с партией "Голос", электоральные поля с которой частично пересекаются.

Предвыборный слоган времен президентской кампании "Армия, язык, вера" трансформировался во время пандемии на "Армия, медицина, семья". Партия, как и раньше, активно эксплуатирует патриотическую риторику, цементируясь в нише главной патриотической силы, и добавляет в списки участников АТО.

На первой полосе агитационной атрибутики - берегиня Марина Порошенко. Однако главным партийным вип-агиататором и дальше будет экс-президент Петр Порошенко.

Однако список "ЕС" может стать слабым местом во время выборов и сыграть с партией злую шутку, поскольку отдельные кандидаты, по данным движения "Честно", были фигурантами антикоррупционных расследований.