Релоцированные предприятия: как не только сохранить бизнес, но и создать технопарк

На Буковине Хотинская ОТГ активно вовлекает предприятия в релокацию, а вместе они создадут в области новый индустриальный парк
Эксклюзив
Релоцированные предприятия: как не только сохранить бизнес, но и создать технопарк
1 сентября 2022, 10:53
читати українською

Несмотря на то, что часть Украины страдает от военных действий со стороны российского агрессора, остальная страна просто не имеет права опускать руки. Экономика должна работать, налоги – выплачиваться, школы и больницы – предоставлять услуги, зарплаты – выплачиваться, семьи – воздерживаться, а военные – воевать. Так что тыл должен содержать и себя, и фронт. В Хотине, который до сих пор славился уникальным туристическим объектом – Хотинской крепостью – и садоводством, это поняли, потому здесь принимают участие во всех возможных соревнованиях за гранты. А правительственную программу релокации бизнеса восприняли как личную задачу. Поэтому и уже более полудесятка перемещенных предприятий с территорий, которые приближены или находятся в зоне боевых действий. Предприятия регистрируются и уплачивают налоги здесь благодаря рвению Хотинского городского головы, его команды и немного – благодаря "стечению обстоятельств", которые, как известно, "совпадают" у тех, кто прилагает к этому усилия.

"Релоцированный бизнес – это как ясельная группа в садике", - мэр Хотина

В общине Хотина – 20 тысяч населения, и с начала полномасштабного вторжения россии здесь приняли более 7 тысяч переселенцев. Через общину проходит национальная трасса Н03, соединяющая киевское направление с границей (пункт пропуска Порубное на Румынию), и также идет во Львов, Ужгород через Черновцы. Есть все основания превратиться с территории глубокого тыла – на территорию экономического развития, как это видит сейчас президент и как представляет это видение в Европе.

Хотинский городской голова Андрей Дранчук не без основания хвалит свою команду, которая в этих условиях занимается вопросами не только выживания общества, но и развития. И радуется тем, что в общине наконец-то зарегистрирован индустриальный парк – который никак не был связан с войной, но сейчас очень пригодился. Об этом он рассказал журналистам-участникам организованного Харьковским пресс-клубом пресс-тура на Буковину.

Хотинский городской голова Андрей Дранчук

Индустриальный парк - это наша инициатива уже более полуторагодовалой давности. Мы рассматривали привлекательный участок земли, который раньше горсовет предыдущего созыва отдал коммерческим структурам, но мы его отсудили, потому что видели здесь перспективу развития индустриального парка. И началась работа по подготовке документов на его регистрацию. Это заняло 1,5 года, задело кучу министерств, прошло изменение законодательства и порядка регистрации индустриальных парков, карантин из-за эпидемии коронавируса, когда многие ответственные люди не были на работе по болезни… И наконец произошла война – а из-за нее новые правила, на которые никто не знал, как реагировать, в том числе и что делать с релоцированными предприятиями, – рассказывает Андрей Дранчук. - Но 19 июля Кабмин зарегистрировал индустриальный парк "Хотин invest", и имеем результат.

Хотинский мэр утверждает, что в общине нашли то, в чем могут конкурировать с другими общинами. Речь идет о бесплатном проживании представителей релокированного бизнеса и, конечно, о наличии индустриального парка.

По масштабам община наша небольшая, – продолжает Андрей. – Специфика наша – туризм и малое домашнее хозяйство. Здесь нет больших площадей, как в Харькове: от них есть запрос на 5, 10, 20 тыс. кв. метров складов – а у нас здесь в сумме нет такого! Площадь индустриального парка – 13,5 гектаров. Мы не могли конкурировать с Каменцем-Подольским, Хмельницким, Ивано-Франковском или Львовом, которые могут предложить бизнесу большие промышленные площадки. Но у нас был свой бонус: бесплатное проживание для работников, создадим их семьям хорошие условия – детский сад для детей, школу, медицинское обеспечение (у нас есть и первичное, и вторичное звено медицины), центральное пожарное депо, большая спортивная школа – это структуры, которые обслуживают 100-150-200 тысяч населения (мы ведь граничим с Тернопольской, Хмельницкой областями и люди из этих общин пользуются нашими услугами).

Индустриальный парк предусматривает немалый перечень финансовых стимулов для предприятий на его территории: освобождение от НДС, почти нулевая ставка за земельный налог, минимальная ставка аренды на недвижимость, отказ от налога на прибыль, если ты вкладываешь эти средства в развитие индустриального парка, таможенные преференции… т.е. Индустриальный парк государство рассматривает как основной магнит экономического развития. Но пока доходит дело до "большого" - местные власти помогают гостям решать наиболее элементарно.

Релоцированный бизнес – это как ясельная группа в садике, – объясняет городской голова Хотина. - Они как мощные, у них миллионные обороты – а приезжают сюда и не имеют элементарного: стула, комнаты для совещаний или переговоров, офиса… Именно поэтому мы создали бизнес-хаб для релокированных предприятий. Обустроили две комнаты – сделали ремонт, оснастили компьютерной техникой, принтерами, интернетом, мебелью, сделали большой зал для совещаний и презентаций, и сегодня они им уже пользуются. Ведут переговоры, подписывают соглашения – бесплатно.

Успех дела – это чек-лист предложений плюс визуализация и человеческий фактор

Сейчас на территории Хотинщины уже есть 6-7 релокированных предприятий, два крупнейших - это ООО "Велотрейд", завод по производству велосипедов из г. Харькова, и ООО "LXL Enterprise" - производство полного цикла розеток и комплектующих к ним, также из Харькова. Местные власти утверждают, что гости уже разрабатывают проекты строительства здесь своих заводов.

Как они попали именно в Хотин? Представители "Велотреда" искали для аренды большие площади помещений, хватались за каждое предложение – но во время личного ознакомления с предлагаемым разочаровались: состояние помещений, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Производители розеток вообще были заткнуты предложением врасплох – ехали осматривать помещение в городок на Тернопольщине, но телефонный звонок из Хотинской мэрии в выходной день изменил "ход розеточной истории"…

Как все складывалось – раскрыла секрет начальник отдела экономического развития и международного сотрудничества Хотинского городского совета Любовь Петрова:

Сначала Минэкономики запустило гугл-форму, куда вносились данные, а на ОГА сбросили активную ссылку с доступом. Когда было только 80 первых предприятий зарегистрированных – я просмотрела список, реально оценивала ситуацию, которую можем предложить – и увидела небольшое предприятие по производству розеток, нуждающихся в небольших площадях. Позвонила, они удивились, что так быстро – только что заполнили форму. Это было в субботу, мой звонок застал руководителя бизнеса в поезде – он ехал осматривать помещение в другой городок. Но в воскресенье там его никто не ожидал. А мы сказали, что ждем. Он заехал сначала к нам. В воскресенье наш глава ОТГ лично его встретил, показал все помещения – и вот результат сочетания человеческого фактора и неформального подхода.

По релокации утверждены городским советом дополнительные программы поддержки: относительно проживания, функционирования и аренды коммунального имущества и т.д.

Что касается уплаты налогов, местная власть сразу обуславливает: помогает чем может, со всеми сведет, во всех инстанциях поспособствует. Но! Им важна уплата НДФЛ и других налогов – здесь. Регистрация здесь, налог здесь – тогда помогают. Велотрейд и LXL уже зарегистрированы в Хотине. Предприятие из Чугуева, которое планирует также перебраться сюда в индустриальный парк (единственное предприятие в бывшем СНГ, производящее запчасти для дизельных двигателей), также уже зарегистрировалось здесь.

Хотя есть и отрицательный опыт. Одно из предприятий швейного направления, также из Харькова, которому уже оборудовали помещение и оно работало в течение примерно двух месяцев, из-за изменения конъюнктуры рынка не было продаж, и они не выдержали конкуренции. Теперь на паузи. Шили куртки и спортивную одежду. А тут успели приступить к работе полтора десятка местных хотинских швей.

Мэр понимает, что нужно учитывать специфику бизнеса, и даже когда вроде бы стоит какой-то период переждать – в то же время стоит готовить кадры.

Потому что у нас люди преимущественно заняты в сельском хозяйстве, садоводстве. Кто собирает яблоки – не собирает сразу велосипеды. Какие-либо курсы нужно пройти, - говорит Андрей Деркач.

Удачные релокации – результат сотрудничества отдела городского совета и созданного Агентства по развитию города. Сделали фото всех предлагаемых помещений, разместили их на гугл-диске, отдельно сделан чек-лист, где указаны название помещения, владелец, гиперссылка на фото и видеоматериалы. Полностью характеристики плюс визуализация, это размещали на всех доступных нам платформах. Своевременно сориентировались, база постоянно обновлялась, добавляли свои предложения частники. Был и распечатан материал. Не все, конечно, было легко и просто, но это сработало.

"Сейчас это похоже на то, что у нас было в Харькове", - представитель харьковского "Велотрейда"

На окраине Хотина, где резвились помещения складов одного из местных бизнесов, разместился склад производителя украинских велосипедов - предприятия "Велотрейд". Часть этого бизнеса – в Борщеве Тернопольской области, там производят колеса, ободья, а здесь только склад. Сюда привозят готовые изделия и отсюда их продают по Украине и Европе: горные, городские, детские, электрические, а также запчасти, аксессуары для велосипедов. Делают их надежными, тестируют, имеют большой опыт. Рассматривают возможность открытия еще одного состава в Польше и филиала сборника.

Оказались мы в Хотине с одной стороны случайно, а с другой – благодаря действиям, которые совершила община, - рассказывает исполнительный директор "Велотрейд" Никита Ткаченко. – В середине марта мы приняли решение переезжать – на тот момент уже был разрушен один из наших цехов, это около 6 тысяч кв. метров. Туда попала ракета, и у нас не было возможности продолжать бизнес в Харькове.

Исполнительный директор фирмы "Велотрейд" Никита Ткаченко

Мы потеряли примерно 4 млн долларов в том цехе, который был уничтожен. "Горячий сезон" для велосипедного бизнеса – это весна. Ты круглогодично работаешь фактически ради этой весны и начала лета, когда есть большая торговля. Так что у нас все склады были максимально заполнены, сырья было очень много, новое сырье поступало. И когда ракета попала – все, что там было, мы потеряли. И сырье – это не самая большая потеря. Особенно жалко производство, потому что мы туда вкладывали больше 10 лет, оборудование даже мы разрабатывали сами. Их нельзя просто уйти и купить. Это нужно заново заказывать под заказ. Это был конец февраля, в первые дни.

Подали заявку по государственной программе релокации, и это сработало. Было очень много звонков из разных областей, но одной из первых набрала Хотинская община. Пригласили сюда посмотреть помещения, которые у них есть. В тот момент я уже искал помещение в личном порядке, смотрел, что предлагали другие области. Несколько визитов – и стало ясно, что выбора по Украине практически нет, а здесь, в Хотине, благоприятные условия. Далее также за государственной программой к нам обратилась Укрзализныця, предложила свои услуги по бесплатным перевозкам, и это была серьезная помощь. Потому что в то время, хоть и не было еще проблемы с топливом, но стоимость перевозки одной фурой составляла 70-80 тыс. грн, когда ее регулярная цена была где-то 25… Никто не хотел ехать в Харьков… Соглашались забирать груз, если бы мы куда-то вывезли его в Полтаву и оттуда уже можно было не за 70, а за 60 тысяч договориться вывезти. Благодаря тому, что имели свои машины и водителей, вывозили своим транспортом на железнодорожную станцию в Харькове, а оттуда уже по железной дороге в Каменец-Подольский (поскольку в Хотине нет железной дороги). Потом уже сюда завозили. В первую очередь речь шла о вывозе готовой продукции.

Большая была помощь общины. Что самое главное? Логистика. А это очень широкий срок, потому что есть логистика – перевезти товар и оборудование, а другая часть – как перевезти людей. Проблема всех маленьких городов – это где жить. Особенно где жить в условиях, когда уже все домики, все занято. Я даже не знаю, как обществу удалось предоставить жилье, новое, где все наши сотрудники разместились, за это большая благодарность. И вот эта вся квинтэссенция – помощь государства, помощь общины, помощь бизнесу (потому что это помещение предоставило нам бизнес – опять же благодаря общине, которая собирала всю информацию, из всего бизнеса, кто что может предложить и чем поделиться).

Сначала перевезли готовые изделия, затем начали искать, как возобновлять производство. Здесь у нас склад готовых изделий, а в 60 км отсюда в Борщеве Тернопольской области – производство. В Харькове у нас было больше 20 тысяч кв. м, это очень большие площади. Их просто невозможно было найти где-то в одном месте. Сейчас возможно – хоть и не под одной крышей. Да уж не ищем – потому что переехали и будем зимовать уже на этих площадях. Также принято решение о регистрации индустриального парка, поэтому восстановление фабрики теперь также рассматривается как один из вариантов в этом городе.

Трудно было, когда грузили велосипеды – а на станцию прилетало… Бывали опасные ситуации. На одном из наших уцелевших помещений пытались еще производить продукцию, колеса велосипедные – под постоянными обстрелами, выбитыми стеклами…

Сейчас проблем с кадрами нет. Весь управленческий персонал мы перевезли из Харькова. Ковид научил нас работать удаленно – где это возможно. Некоторых работников – кладовщиков, сборщиков, сборщиков – мы находим здесь. Компания к этому была готова. Требуется всего три дня, чтобы кладовщик научился своей работе – он работает с терминалом сбора данных, то есть с таким телефоном, система ему говорит, что и где делать. Сейчас это похоже на то, что у нас было в Харькове”.

Культура на службе у экономики

Еще одно релоцированное предприятие – и также эвакуированное из Харькова – это "LXL Enterprise". Имеет более 20-летнюю историю, производит розетки, вилки и комплектующие к ней. Оно расположилось в крепких подвалах огромного районного дома (и что там умалять – на самом деле дворца!) культуры.

В первом большом зале при входе – станки, на которых производят заготовку к вилке. Здесь шумно. Далее в комнатах – более "ювелирная" работа, сбор продукции из запчастей, упаковка, склады.

С началом войны в первые дни вообще было ничего непонятно, – вспоминает управляющий компанией Александр Гринчук. - По дороге из Хмельницкого во Львов услышали речь премьер-министра, что каждый должен быть на своем месте, что нужно поднимать экономику, что это наш фронт.

Управляющий компанией LXL Enterprise Александр Гринчук (по центру)

Уверены, что предыдущие 20 лет не должны быть потеряны зря. Зарегистрировались в программе по релокации предприятий. Рассматривали несколько мест, но поздно вечером позвонила Любовь Петрова из Хотинского горсовета и предложила приехать в Хотинскую общину пересмотреть предложения – есть помещения, возможности. И к утру нас встретил лично председатель общины, осмотрели помещение, выбрали то, что могло подойти под производство – и начали процесс релокации. Укрзализныця бесплатно предоставила нам вагоны, община помогла с доставкой от вагонов, с разгрузкой, с обустройством. Автотранспортом вывезти было невозможно, водители не хотели заезжать в Харьков. Из нужных на тот момент 4-5 фур нашли только одну, и когда мы фактически под обстрелы вывели людей на загрузку - тот водитель не приехал…

Начали понемногу отгружать продукцию, настраивать оборудование. Сейчас отгружаем в супермаркет Эпицентр. На внутреннем рынке выступаем под своим брендом. Смотрим на Европу. Перспектива переезжать из Харькова на Запад Украины была и раньше, но война эти планы подкорректировала.

Потери предприятия в деньгах еще никто не считал. Утрачены рабочие места, потеряно оборудование, которое невозможно вывезти, потери в простоях, в невозможности вывезти продукцию и ее реализовать. Не один миллион…

На новом месте приходится решать многое, что на месте уже было налажено. Даже банальная упаковка – оказывается, это проблема. Коробка должна иметь свои определенные размеры и свое качество – чтобы не переламывались клапаны… Проблема найти поддоны, чтобы коробка с продукцией не тянула влагу… Продукции не так много, поэтому еще этот состав по сути оперативный. Продукция зашла, перегруппировалась и уехала дальше. Поэтому здесь только минимальный запас продукции.

Сейчас здесь работает более 20 человек, работали временно перемещенные лица – но начали возвращаться домой после освобождения территорий. Сейчас у нас в штате – харьковские и местные. За это время уплачено более 200 тыс. грн. налога НДФЛ полтора месяца.

Вот так собирались искать удобную локацию с точки зрения логистики - и оказались в Хотине, чему очень рады. Собираемся здесь остаться надолго".

"Плюсы, минусы, подводные камни" релокации

В первые дни войны вообще не было понятно, как, где и когда будут работать переезжавшие из регионов боевых действий предприятия. Они, прежде всего, спасали свое имущество, чтобы его просто не разбомбили. А дальше уже происходили диалоги и предложения... С каждым предприятием приехал ряд работников, которые могут его запустить – это категория квалифицированных работников. С ними приехали их семьи – дети, родители, неработающие или со своими, совсем иного направления, профессиями, их домашние любимцы – и с этим сталкивается местная власть и община… Но вместе с тем создаются рабочие места: неквалифицированных работников набирают из числа местного населения .

И хотя из-за скачка курса валюты немного непонятно, как двигаться дальше, Харьков рядом с границей с Россией, а Хотин – рядом с границей с Евросоюзом. Эти границы не продвинутся. А продукцию везти в Евросоюз ближе из Хотина, чем из Харькова.

1