Рожают под обстрелами в подвалах и в авто по дороге в тыл: истории женщин, чьи дети родились на войне

Как помогают украинским беременным беженкам от войны на относительно мирных территориях
Эксклюзив
Рожают под обстрелами в подвалах и в авто по дороге в тыл: истории женщин, чьи дети родились на войне

Едва ли не самая древняя известная человечеству история об отверженной беженке, которая вынуждена была с младенцем убегать от преследователей – это библейское повествование о Священном семействе: Марию, которая вместе с новорожденным Иисусом и мужем Иосифом отправилась из Вифлеема в Египет, спасая малыша от царя. Каким бы странным ни выглядело повторение такого в XXI веке, но новейший московский "Ирод" заставляет украинских женщин массово убегать из-под обстрелов, чтобы дать или сохранить жизнь своим детям – будущим или только что рожденным. И это совсем не оборот речи, это реальность.

Истории пациенток - рожениц

Гинеколог Галина Паламарюк за свои 32 года врачебного стажа видела немало. Но и она была поражена, когда к ней на прием в частный кабинет в поселке Берегомет в Вижниччине пришла женщина после двух суток в дороге, которая выехала из-под обстрелов столицы на следующий день после родов с однодневным ребенком…

Они пришли на прием втроем: Роза и ее муж с малышом на руках, – вспоминает Галина Дементьевна. – Этнические армяне. Говорят, обстрелы были так сильны, что длительная дорога показалась более безопасной. Через сутки после родов мужчина забрал своих родных и они уехали. Пока добрались до Буковины, пока нашли где поселиться… Когда обратились, женщина была, конечно, в стрессовом состоянии. Послеродовой период и сам по себе предполагает стресс, к тому же это была ее первая беременность, а тут еще и такие события… Мы с Розой по меньшей мере полтора часа говорили, прежде чем она успокоилась. Я ее осмотрела, навели порядок с наложенными швами… Муж был рядом, в кабинете, держал ребенка все время на руках, жену поддерживал морально. Уже потом мы направили их в волонтерский штаб, где можно получить памперсы, пеленки, какие-то вещи для себя. Потом – в поселковый совет, чтобы зарегистрировать ребенка, ведь понятно, что ни о какой регистрации в Киеве речь не шла. К счастью, с женщиной все хорошо и в физическом плане, и психологически. Они пришли в себя, и как только малышу исполнился месяц – вернулись в Киев. Их дом уцелел, поэтому они решили, что самое страшное позади, и им стоит жить дома.

На долю другой переселенки-киевлянки в Черновцах выпало другое испытание – она родила малыша в укрытии под звуки тревожных сирен. Это произошло 3 марта, примерно в 2 часа ночи, о чем сообщил гендиректор коммунального некоммерческого предприятия "Городской клинический роддом №2" Альберт Курицын. Роды прошли в специально обустроенном подвале роддома. Мать и ребенок чувствуют себя хорошо.

Черновицкий перинатальный центр (Фото: Парламент.ua)

Для Татьяны из Житомира ее Даша – уже третий ребенок. Дома вместе с мужем ее ждут два мальчика – 12 и 9 лет. В Черновцы семья приехала ровно за неделю до рождения малышки. Уезжала Татьяна на 39-й неделе беременности, хотя к тому времени приняла решение рожать в Житомире. Но когда над городом был сбит вражеский самолет и его обломки упали в соседнем дворе – приоритеты изменились. Семья приняла предложение от руководства по работе Татьяны, головной офис которой расположен в Черновцах – здесь им пообещали обеспечить жильем. Так что срочно переехали сюда. В Черновцах их направили в перинатальный центр. Здесь им понравилось, здесь и родилась Даша, которой на момент нашего знакомства исполнился один день. Татьяна говорит, что никакого дискомфорта от того, что она неместная и не состояла в этом медучреждении на учете, не почувствовала. Все документы и результаты обследований, к счастью, были с собой. Даже столкнулась с таким интересным совпадением: в соседней палате роженица тоже была из Житомира, землячка!

А Алена из Киева своего первенца ожидала в день рождения, который совпал с днем нашего визита. На подоконнике в ее палате перинатального центра уже стоял большой букет розовых роз от родных – будущей маме повезло, что вся семья теперь рядом с ней: хотя женщина жила с мужем в столице, ее родители – из Черновцов. Поэтому решение о переезде было принято в первый же день, когда Киев начал бомбить.

Проснулась от взрывов. Было страшно, – вспоминает Алена. – Через окно видели, что соседи засуетились во дворе, начался хаос. Начали собираться, искать, где заправить машину… Составили самые необходимые вещи и уехали. Дорога, обычно занимающая максимум 8 часов, на этот раз длилась 16. Для подстраховки навстречу из Черновцов выехал брат с запасом горючего в канистрах. Днем было ехать проще, когда стемнело – стало труднее: все истощенные, уставшие, колонны транспорта на дороге, много фур, много было военных машин. По ходу меняли маршрут – например, Винницу решили обойти, потому что там тоже уже прогремели взрывы, было опасно. Зато радовались, когда приближались к Хмельницкому - потому что это областной центр, город, и если вдруг придется рожать, то лучше там, чем где-то в поле ... И я понимаю, что каждый, кто спешил ехать, - имел на это основания. Я беременна на позднем сроке, кто-то с грудничком, и даже со старшими детьми, у кого-то, не дай Бог, кто-то умер и надо спешить на похороны, кому-то срочно принять лекарства, которых нет с собой… У каждого свои причины. Если бы мы просто удирали от ситуации – можно было бы ехать спокойнее, медленнее. Но ситуация такова, что не терпела. В дороге начались схватки, и я очень просила своего мальчика подождать. И он послушался.

Букет роз для Алены

В Черновцах женщина даже не побывала у родителей – сразу по приезде обратилась в частную клинику, откуда ее направили в перинатальный центр, и после дополнительных обследований предложили лечь в стационар. Здесь она провела три недели.

А здесь оказалось много плюсов. Хотя я от государственного заведения ожидала, что будет - ну "так себе", - признается женщина. – А здесь даже лучше выглядит, чем в частной клинике, в которой я была до сих пор на учете. Все документы и результаты анализов я имела с собой, но на месте были проведены дополнительные обследования. И не было никакой разницы между тем, я местная или приезжая. Отношение даже гораздо лучше, чем я надеялась.

Беременная приехала из другого региона: куда обращаться

Сейчас в выборе лечебного учреждения и врача беременная женщина не ограничена никакими рамками, никакими географическими привязками к месту жительства, она может выбирать самое лечебное учреждение, где хочет получать медицинские услуги. Поэтому может стать на учет в любом заведении, имеющем соглашение с НСЗУ на пакет "Ведение беременности в амбулаторных условиях".

Когда, например, такие женщины обращаются в частный гинекологический кабинет Галины Паламарюк в пгт Берегомет Вижницкого района, врач предлагает медицинские учреждения на выбор: ближайшую Вижницкую больницу – за 18 км, Сторожинецкую – за 25 км, или заведения в Черновцах – которые за 60 км. Ведь сама она соглашения на пакет беременности не имеет.

Выбирают, как удобно. Я делаю первоначальный осмотр, оцениваю степени риска и напоминаю, что следует быть под постоянным наблюдением, – говорит Галина Дементьевна. – Если женщины планируют задержаться здесь дольше – то они обычно передекларируются к нашим семейным врачам, ведь у беременной не только акушерская ситуация должна быть здорова, но и ее должен осмотреть терапевт: прослушивать легкие, делать кардиограмму – до родов беременная должна быть соматически здорова. Далее беременные направляются к соответствующим врачам и наблюдаются согласно протоколам медицинской документации, бесплатно или согласно установленным тарифам. Обычно на прием планирую пол часа на посетительницу, но для переселений бронирую больше времени – потому что "своих" я уже знаю, за 30 лет моей работы уже дочери моих первых пациенток сами стали мамами… а с этими нужно все выяснить. Посмотреть первичную документацию, определиться, чем женщина болела, хорошо изучить все.

Гинеколог Галина Паламарюк (Фото: Фейсбук)

В Черновцах, кроме перинатального центра и его женской консультации, еще есть роддом №2 со своей женской консультацией, также эти услуги предоставляются в каждой центральной районной больнице, которая имеет соответствующий пакет из НСЗУ. Так что если женщина живет ближе к какому-нибудь районному центру, ей рекомендуют становиться на учет там, куда ее при необходимости можно быстрее всего довезти.

У женщины с собой всегда должен быть паспорт и обменная карта – основной документ, – объясняет порядок действий для беременных гость Буковины заместитель гендиректора по общим вопросам и коммуникации КНП "Черновицкий областной перинатальный центр" Любовь Годнюк. – Если вдруг обменная карта не с собой, документы об обследовании потеряны – женщине заведут новую обменную карту в женской консультации. Но когда женщина спускается в укрытие во время воздушной тревоги или когда она где-то находится во время комендантского часа – обменную карту берет с собой. Врач, принимающий такую женщину в медучреждение, именно за обменной картой будет видеть все течение беременности и сможет сделать правильные назначения и соответственно реагировать на ситуацию.

Итак, сначала беременная женщина должна встать на учет в женской консультации. Ее обследуют, назначают соответствующие скрининги – в зависимости от срока беременности. И если возникают какие-либо проблемы или вопросы по поводу протекания беременности – направляют в отделение патологии, например, в Черновицкий областной перинатальный центр, в котором организуют наблюдение за ее состоянием.

Перинатальный центр – место рождения и неформальной дальнейшей опеки

Областной перинатальный центр был открыт в Черновцах всего два года назад, а открытию предшествовала его длительная шестилетняя реконструкция. Сейчас он даже не напоминает тот обычный роддом, каким был раньше. Стены, двери, окна – будто только после ремонта, коридоры – светлые, палаты – как гостиничные номера, лифты – блестящие. Руководство не нахвалится современными родовыми залами и операционными. А еще рядом с кухней очень вкусно пахнет. За поддержку центра в идеальном состоянии и за непростую в этих условиях работу заместитель руководителя Любовь Годнюк благодарит неутомимый персонал и благотворителей.

Любовь Годнюк с новорожденной двойней, мать которой бежала из-под обстрелов в Киеве

Люди, которые помогают – это огромная поддержка сегодня и для пациенток, и для работников. Много благотворительной помощи поступает от бывших жителей нашей области, давно проживающих за границей. Передают памперсы, пеленки, детскую одежду, детское питание… И это очень важно, ведь среди наших пациенток сейчас есть немало таких, которые поспешно покидали дома практически с одной сумочкой, поэтому нуждаются в этих вещах…

Местные помогают продуктами. К примеру, жители с. Перебыковцы собрали картофель, морковь, капусту – благодаря им мы смогли увеличить порции еды. К счастью, буквально за несколько месяцев до войны мы полностью изменили подходы к питанию и наше меню увеличили стоимость питания на человека. Имеем отлаженное трехразовое сбалансированное питание, дважды в неделю предлагаем мясо и рыбу. Ведь сегодня многим женщинам никто не может принести еду из дома: одни из них – переселенки и никого здесь не имеют, другие приехали с семьей, но не имеют полноценного жилья, да и военное положение внесло коррективы – у нас женщины из всей области, из отдаленных районов, и оттуда также сложно добраться родным, ввиду перебоев с транспортом и горючим. Поэтому питание, которое мы предлагаем, для них очень важно. Благотворители иногда передают яблоки – печем для пациенток яблоки, из Перебыковцев передали свежие тушенки – добавляем их в гречишный суп. Контролируем ежедневное меню. Вареники сделали – для отделения патологии беременности, потому что уже родившим, особенно путем кесарева сечения, назначается другая диета, не все можно есть.

Обед в перинатальном центре (Фото: Парламент.ua)

Любовь Годнюк отмечает, что для женщин, приехавших из "горячих точек", не меньшая проблема, чем физическое здоровье их и их будущих малышей – это психологическое состояние. Для устранения этого состояния постоянной тревоги работают психологи – имеют специалист в штате, также привлекают волонтеров. Ведь среди пациенток есть те, которым удалось выехать в первые дни обстрелов, а есть и вырвавшиеся из осады недавно и являвшиеся свидетелями страшных вещей. Несмотря на то, что они здесь объяты заботой и вниманием, им трудно забыть пережитое, но женщины признаются, что работа психологов им действительно помогает.

Хотя сирены раздаются и здесь, и воздушные тревоги не придают покоя… Любовь Годнюк рассказывает, что в перинатальном центре работает внутренняя система оповещения, в каждой палате, в каждом кабинете – для пациентов и персонала. Все происходит организованно. В разных отделениях разработаны соответствующие инструкции, как действует персонал и пациенты при поступлении сигнала воздушной тревоги. Эти инструкции разные. Например, в отделении интенсивной терапии это одни действия: как взять и спустить в хранилище женщину, в отделении совместного пребывания матери и ребенка другие действия: как взять ребенка, что нужно взять для ребенка для возможности длительного пребывания в хранилище. Если женщина находится в отделении патологии беременности – какие документы и что кроме документов ей нужно взять с собой в укрытие… Укрытие здесь комфортно, если так уместно говорить – там тепло и уютно. Но если тревога длится несколько часов, женщинам это тяжело и утомительно.

В общем, мы сейчас здесь не только "место, где рождаются маленькие украинцы", мы еще и место для создания комфортной среды для беременных женщин и рожениц с малышами, - говорит Любовь Годнюк. – У женщины, которая родила, обычно напряженное психоэмоциональное состояние, а сейчас еще и период такой, да еще и город для переселений чужой… Поэтому стараемся поддержать женщин и после выписки. От благотворителей передаем необходимые вещи, средства гигиены. Свяжитесь с роженицей с детской поликлиникой или районными больницами, в которых на контроле должен быть новорожденный малыш. На постоянной связи с ними главный врач детской поликлиники информирует о педиатрах, работающих по месту жительства роженицы. Недавно выписалась после родов переселенка, которая нашла квартиру в селе Керстенцы на Хотинщине – я звонила по телефону руководителю центра первичной медико-санитарной помощи в районе Татьяне Солодкой, чтобы сразу направили туда своего врача.

Мы знаем и помним сейчас каждого новорожденного ребенка – именно потому, что беспокоимся о них и после того, как пребывание их у нас завершается. Поэтому, хоть это может и немного странно звучит, есть у нас потребность в детских колясках. Ведь если даже одежду, бутылочки, детскую смесь родители-переселенцы смогли с собой взять – то коляска уж точно не уместилась. Так что если кто-то имеет такой, которым уже не пользуется – приносят сюда. Вчера новоиспеченная мамочка-харьковчанка выбрала для ребенка коляску, которую привезли добрые люди из Клишковцев…

Медицина: после реформы – нужна… реформа?

Ранее при пропаганде внедрения гендерноориентированного бюджетирования как инструмента, способствующего улучшению качества и доступности услуг, повышению целенаправленности, эффективности и прозрачности использования бюджетных средств, часто приводился один пример. Что в определенном городе, где вроде бы логично планировалось асфальтирование части дороги, после тщательного изучения вопроса оказалось, что действительно нужен не ремонт дороги, на котором настаивали мужчины, а ремонт тротуара, которым женщины пешком водили детей в школу. Теперь, очевидно, именно гендерноориентированное бюджетирование просто должно быть применено к медицине: изменения, вызванные вынужденной миграцией украинок внутри страны, не могут не быть учтены.

НСЗУ выполняет свои медицинские гарантии на оплату пакета услуг "Ведение беременности в амбулаторных условиях" и предоставление бесплатных медицинских услуг при родах. Как отметила заместитель гендиректора "Черновицкого областного перинатального центра", НСЗУ полностью финансирует выплату заработных плат работникам центра. В то же время следует учесть, что часть персонала (в каждой области – в местах активных боевых действий больше, в западных областях меньше, но все же) уволилась с работы и уехала. Сейчас вакансии "закрывают" собственными силами, пока справляются, но так не может продолжаться всегда.

В то же время следует учитывать, что огромное количество женщин, которые состояли на учете по беременности, а также планировали рожать в населенных пунктах, где они проживали, или вблизи них, теперь родили или еще будут рожать на Западе Украины. Нагрузка на медучреждения в этих регионах увеличивается – так что и доли финансирования не мешало бы пересмотреть.

Также пока сложно представить, какой стороной обернется после войны довоенная реформа и оптимизация медучреждений. Например, в уже упоминавшемся нами поселке Берегомет на буковинской Вижниччине гинекологическую службу (три гинеколога, женская консультация и стационарное отделение) закрыли и перевели в райцентр в 18 км, хотя родов здесь было немало. Но это было в какой-то степени логично – для того, чтобы сделать более мощную гинекологию в райцентре, на чем-то сэкономили. Для райцентра купили оборудование: кольпоскоп, гистероскоп. Хотя и увеличили нагрузку на врачей и отдали услугу от потребительниц.

Галина Дементьевна Паламарюк, которой также предлагали новую работу, решила, что "своих берегометских девушек не покинет". И открыла приватный кабинет. Подала документы в Минздрав, выбрала лицензию, открыла ФЛП, взяла в аренду кабинет, закупила необходимое оборудование для амбулаторного приема. Уплачивает налоги, всех радушно принимает, никому не отказывает.

А рядом с ее поселком с 10 тысячами населения расположено еще и село Мигово с горнолыжным курортом, где сейчас все домишки и коттеджи заселены вынужденными переселенками с детьми. Приезжие женщины общаются с местными – в магазинах, на рынке, в парикмахерской… И методом "сарафанного радио" узнают, где есть ближайший хороший гинеколог. Поэтому клиентская база Галины растет. Но!

Галина Паламарюк не имеет пакета "Ведение беременности в амбулаторных условиях" – для этого нужно, чтобы в штате было два гинеколога. Галина в своем частном гинекологическом кабинете делает плановые обзоры с проблемами, не требующими неотложной помощи: проверка и контроль за лечением предыдущих заболеваний (воспаления, эрозии и т.д.), направление беременных, которые еще не сориентировались, где им становиться на учет.

Конечно, с тяжелыми случаями действительно лучше обращаться в центральную районную больницу – у нас в Берегомете не было такой возможности оказать помощь при осложненных родах, при оперативных вмешательствах, при дополнительных углубленных обследованиях. Или при необходимости переливания крови при кровотечении – здесь негде хранить кровь. Но в плане амбулаторного ведения и приема лучше, чтобы была возможность обращаться поближе к месту жительства человека. Потому что нет разницы, где смотреть женщину в кресле – в нашем поселке или в райцентре, или где вводить или изымать спираль, или проводить другие элементарные манипуляции.

Поэтому не возникнет ли впоследствии потребность восстанавливать то, что свернули в поселке – покажет время. Это зависит от того, как долго будут продолжаться боевые действия в Украине, какое количество регионов они охватят, смогут ли переселенки вернуться в свои дома, или решат осесть здесь. В конце концов, Галина Паламарюк уже готова была расширить штат – одна из столичных переселений оказалась акушеркой-гинекологиней и с радостью согласилась бы работать вместе с Галиной в Берегомете. К сожалению, в НСЗУ пока не открывают пакеты для амбулаторного ведения беременных – поэтому эта идея пока не воплотилась… Но то, что новые условия будут нуждаться в изменениях и в медицине – сомнений нет.