Деньги выделяют, а метро на Виноградарь не строится: СМИ рассказали в чем причина

Великая война – не основная причина, ведь в столице реализуются масштабные автомобильные проекты
Важно
Деньги выделяют, а метро на Виноградарь не строится: СМИ рассказали в чем причина
22 сентября 2023, 16:39
читати українською

Девелоперские компании с 2016 года, когда мэр Киева Виталий Кличко объявил о строительстве метро на жилмассив Виноградарь, возвели тысячи квартир на месте садов агрокомбината "Пуща-Водица". Близкое расположение к будущим станциям для многих явилось определяющим фактором при выборе жилья. Проектанты способствовали застройщикам, направив метро к новым ЖК, а не к старой застройке Ветряных Гор и Виноградарю. Сроки окончания работ не раз продвигались, последние полтора года темпы строительства близки к нулю. Великая война – не основная причина, ведь в столице реализуются масштабные автомобильные проекты.

Как говорится в материале Экономической правды "Почему не строят метро на Виноградаре?", главная причина остановки работ по продолжению Сырецко-Печерской ветки метрополитена на Виноградарь - финансовые махинации компании "Киевметрострой". Она является генеральным подрядчиком строительства.

Киевская местная прокуратура выяснила, что в мае 2019 года чиновники "Киевметростроя" разместили более 1,5 миллиарда гривен, полученных из бюджета города на строительные работы, на депозит в Укргазбанке. Как установило следствие, начисленные проценты использовали для собственного обогащения.

По данным следствия, полученные доходы "Киевметрострой" перевел на счета ООО "Профи-факторинг". Последнее направило эти деньги компаниям, связанным, в том числе, с народным депутатом Вадимом Столаром.

Другое дело расследует нацполиция. Ее следователи выяснили, что "Киевметрострой" перевел 140 миллионов гривен ООО "Позитив-В" и 390 миллионов гривен - ООО "Киевметротонельстрой" как аванс на закупку стройматериалов и выполнения работ.

Столичная прокуратура решила взыскать полученные предприятием проценты. В январе 2023 года апелляционный суд поддержал эту позицию и оставил в силе решение суда первой инстанции о взыскании с "Киевметростроя" более 139 миллионов гривен в столичный бюджет.

Общая сумма финансовых требований прокуратуры к "Киевметрострою" составляет 218 миллионов гривен. Судебные баталии продолжаются.

Почему метро не строится

Летом начальник коммунального предприятия "Киевский метрополитен" Виктор Брагинский заявил, что работы по возведению метро на Виноградарь возобновят в сентябре 2023 года после корректировки научно-проектной документации. В конце 2022 года КП заказало корректировку проекта и заплатило за него 69,4 миллиона гривен. В ответе на запрос журналистов необходимость коррекции проектной документации на предприятии объяснили изменением плотности застройки, государственных строительных норм и рекомендациями научно-технического сопровождения строительства.

На странице тендера в Prozorro говорится, что в обновленный проект строительства впишут возможность привлечения инвестиций, запуска нового участка метро тремя очередями и необходимость сноса некоторых объектов. На вопрос, возобновили ли работы в сентябре 2023 года, заместитель начальника столичного метрополитена Дмитрий Пинчук сообщил, что "Киевметрострой" возобновил строительство в сентябре 2022 года и якобы весь последний год оно продолжается.

Однако по наблюдениям жителей, блоггеров-обозревателей и депутатов Киевсовета, проходческий щит между станциями "Сырец" и "Мостицкая" не работает, а на открытом участке между "Мостицкой" и "Проспектом правды" вырос подлесок. Проходческий щит вырыл лишь один тоннель на подземном участке строительства, а процент готовности открытого участка в "Киевском метрополитене" оценивать не берутся. Даты завершения строительства и пуска движения поездов определят после корректировки проекта и с учетом бюджетного финансирования.

Общая сметная стоимость строительства участка Сырецко-Печерской линии метрополитена от станции "Сырец" на Виноградарь со строительством электродепо составляет 11,2 миллиарда гривен. Последний платеж на счета "Киевметростроя", по данным портала Spending, состоялся в октябре 2022 года: 1,5 миллиона гривен на зарплаты сотрудникам за первую половину февраля 2022 года.

Итоги

Ситуация сложная, многое зависит от акционеров и руководства "Киевметростроя". Возобновить работу и пойти на сделку со следствием – лучшее решение. Такой вариант возможен, если одна из сторон корпоративного конфликта откажется от борьбы или поставит ее на длительную паузу.

Невыполненные обещания городских властей построить метро бьют по ее рейтингу. В последний раз в Киеве открывали новую станцию ("Теремки") десять лет назад.

Разорвать договор с "Киевметростроем" и провести новый тендер – худшее решение, ведь есть риск не вернуть средства налогоплательщиков и отвечать за свои действия в суде.

В выигрыше только застройщики территорий агрокомбината "Пуща-Водица", которые могут продавать будущие квартиры "возле метро" еще много лет.

Напомним, причастные к коррупции в Киеве чиновники регулярно уезжают из Украины во время войны. Если мэр столицы – должность публичная, и его пересечения границы, которые каждый раз освещаются, хоть чем-то обоснованны, то его заместители и главы КП вообще не должны бы в такое время покидать Украину. Но ведь ездят – и неоднократно.

1