Как общаться с людьми, имеющими психические расстройства

Война повлияла и продолжает влиять на наше психоэмоциональное состояние и психическое здоровье
Важно
Как общаться с людьми, имеющими психические расстройства
13 апреля 2023, 22:22
читати українською

В период экстренных ситуаций, одной из которых как раз являются военные действия, у любого может проявиться первичный психотический эпизод. То есть у человека, ранее не имевшего подобных нарушений, определенная ситуация, события, информация могут повлечь за собой нежелательное влияние и проявления.

Об этом пишет Минздрав Украины.

Есть определенные признаки, которые помогут понять, есть ли у человека, с которым вы общаетесь (в частности, и в первый раз), психические нарушения. Обратите внимание на то, как человек говорит, на особенности его поведения и реакции.

Вот несколько маркеров, которые могут свидетельствовать о наличии нарушения:

  • спутанная, ускоренная или замедленная речь, повторение одних и тех же слов и фраз, бессмысленные высказывания, ответы не по существу вопросов;
  • рассеянное внимание, растерянность, ответ после длительной паузы
  • человек разговаривает сам с собой, с мнимым собеседником, внезапно умолкает и застывает на месте, прислушивается к чему-то;
  • человек повторяет стереотипные ритуалы;
  • двигательное возбуждение, агрессивное поведение.

Если вам приходится в первый раз общаться с человеком, у которого подозреваете наличие психического нарушения, установите контакт. Предложите пойти в безопасное место и поговорить. Будьте спокойны и готовы обеспечить конфиденциальность разговора, если об этом попросят. Расспросите самого человека или членов его семьи, опекунов или других сопровождающих его лиц о симптомах психического нарушения и предложите варианты поддержки и помощи. Выясните, получает ли человек профессиональную медицинскую помощь.

Поддержите эмоционально, поделитесь наблюдениями по поводу ментального возбуждения, толерантно очертите его проявления. Объясните человеку или его близким/опекуну необходимость получения профессиональной помощи.

По возможности помогите обратиться к специалисту и убедиться, что помощь предоставлена. Обеспечьте контакты профильных специалистов, медицинских и социальных служб, горячих линий.

Например, таких:

  • Горячая линия организации "Человек в беде" - 0 800 210 160 (безвозмездно, круглосуточно) .
  • Горячая линия по предупреждению самоубийств и поддержанию психического здоровья – 7333 (круглосуточно) .
  • Телефон доверия Киевского городского центра психолого-психиатрической помощи при состояниях душевного кризиса – (044) 456 17 02, (044) 456 17 25 (круглосуточно) .

При необходимости помогите связаться или сопроводите человека к требуемым специалистам и службам. Врач может провести консультацию в онлайн-формате, а также выписать рецепты и отправить их фото. По ним можно приобрести препараты в аптеке.

Возьмите контакты у самого человека или его родственников/опекуна, чтобы инициировать при необходимости повторную встречу, узнать результат обращения и оказанной помощи, при необходимости – повторить направление к специалистам.

Важно, чтобы человек имел список лиц, к которым следует обратиться в кризисной ситуации. Желательно иметь собранные документы, медицинские выписки, рецепты, схемы лечения, справку об инвалидности, решение суда о частичной или полной недееспособности и сведения о назначенном опекуне.

Читайте также