Почему украинская журналистика непопулярна на Западе и как это исправить

Вячеслав Головченко

журналист

Международная задача украинской журналистики – рассказать Европе и Америке правду о том, что происходит в нашем государстве

Долгие годы, даже после обретения формальной независимости международные новости в украинских медиасредствах преимущественно наполнялись из Москвы. После 2014 года изменился вектор, но нарративы - нет. Теперь наши медиа будто ссылались не на ТАСС и РИА, а CNN и FT, но события обычно подавались с московским привкусом: на Западе никто Украину не ждет, демократия - большая ложь, хищники вас съедят. Контент-анализ ярко демонстрирует что о ценностях и анализе изменений - минимальное количество мегабайт, а о стереотипах в духе антипропаганды в западном мире, максимальное. Неудивительно. Московии хотелось и дальше привязывать Украину к своему миру, чтобы черпать ресурсы. Прежде всего – человеческие. Ибо за 30 лет независимости большое количество талантливых людей себя не смогли реализовать на родине и отъехали на север. Было такое и среди информационников. Хотя большинство манкуртов оставалось здесь и работало на распространение информации из бывшей метрополии. Так было выгодно.

А что изменится сейчас?

В украинских медиа очень куцый список авторов из стран западного полушария. Это уже не просто плохо, это катастрофически. Формируемая нация во время жестокой войны должна получать информацию от украинских корреспондентов. Не политиков или дипломатов, даже не от военных и ученых, не от Арестовича и других технологов, а именно от журналистов.

За исключением 5-6 авторов в Лондон или Прагу, не говоря о Токио и Вашингтоне, за прошлый год в командировку не уезжали. Аргументы, которые можно собирать информацию дистанционно не поддерживаю, потому что чувствовать контекст онлайн – трудно. Собственных корреспондентов украинских медиа в Европе можно пересчитать по пальцам одной руки. Во время УССР – было больше.

Теперь, когда в вынужденной эмиграции в странах Европы оказались сотни женщин с журналистскими удостоверениями и дипломами - это самое первое средство, как организовать сбор информации для отечественных медиа. Редакторы должны не закрывать глаза на отсутствие оригинальной информации из какой-либо Любляны или Лиссабона, а искать корреспондентов именно в странах ЕС. Зачем?

Во-первых, чтобы больше и больше европейцев знакомились с украинцами, украинками большей частью. Во-вторых, внутреннее медийное поле очень важно наполнять информацией с улиц старой Европы, чтобы украинцы узнали нового. Об обычаях и проблемах, о формах сосуществования, и в конце концов об отношении рядовых немцев, или валлиец к беженцам из Украины. Сегодня украинцы лучше знают обстоятельства на фронтах нынешней войны, чем настроения у евробюрократов, или рядовых работников Братиславы. Хорошо, что я или еще 5 моих знакомых получают непосредственно объективную информацию от друзей, давно проживающих на Западе. Надо, чтобы в каждом из имеющихся украинских медиа была рубрика или корреспондент из стран Европы, или даже больше - международник. Качество знаний о том мире, который поддерживает нас в войне с Мордором, создаст больше основы для действенного сотрудничества.

Ты кто работал в 90-е помнит, как явил лексикон рядового украинца попало слово "европейский". В первую очередь благодаря стандарту на ремонт домов. Впоследствии уже никому не хотелось иметь "советский" ремонт из нищих стройматериалов и сантехники. По стандарту потянулись исполнители. То же было с автопромом.

Почему украинская журналистика не может стать более нацелена на международную информацию?

Только не нужно поручать британским или датским фондам и посольствам заботиться об украинской суверенной журналистике. Это наша стратегическая задача: расширить глаза и уши своего народа вне Украины. И поделиться увиденным и услышанным. А не сфальсифицированной в Останкино и Старой площадью пропагандой. Бизнес мог бы приобщиться к этому полезному делу, потому что деятели из государственного сектора сами сначала должны в командировку "сгонять" в Брюссель и Страсбург. К журналистам могут деньги западной помощи не добраться. Кстати, по послевоенному плану Маршалла в Германии были основаны все самые крупные по тиражу газеты. Уверен, что подобное произойдет и в Украине, где теперь крайне ограничен финансовый (рекламный) ресурс для обеспечения независимости свободы слова.

Ну и надеюсь на болтливость и открытость наших вынужденных переселенцев, но никто не отменяет стандарты журналистского труда, то есть в эфир и на полосу должны не слухи со сплетнями попадать от земляков, которые теперь в Барселоне или Лондоне, а проверенная и анализируемая информация. Пулитцер за мужество у нас, украинских журналистов уже есть, теперь пора продемонстрировать потливость.

1