Блохи есть, воды нет: почему люди игнорируют бомбоубежища во время тревоги

Наши корреспонденты в Одессе изучали, почему люди пренебрегают собственной безопасностью и не идут в хранилища при обстреле
Эксклюзив
Блохи есть, воды нет: почему люди игнорируют бомбоубежища во время тревоги

Сигнал воздушной тревоги в Одессе наш корреспондент услышал в общественном транспорте, проезжая по одному из "спальных" микрорайонов Одессы. В тот день это было второе сообщение в течение рабочего дня. На прошлой неделе было попадание ракеты в жилой дом, когда погибли женщина, ее дочь и трехмесячная внучка, поэтому аргументов в пользу бомбоубежища стало больше.

... Открываю городскую карту бомбоубежищ и ищу укрытия возле следующей остановки. Минуты и решение принято. Дом кирпичный, много подъездов рядом с остановкой на проспекте. Через три минуты я уже во дворе типичной пятиэтажки, которую по традиции зовут по имени одного из коммунистических руководителей. Людей во дворе немного. Все подъезды закрыты, мимо ходят жители соседних блочных домов с собаками на поводках. Людей, направляющихся в убежище, я не замечаю.

Семь минут от объявления тревоги.

Глазами ищу на дверях сообщения об убежище. Дверей больше трех, но сообщения, что мне нужно - не вижу. Проходит 10 минут. Дернул одну дверь подъезда, вторую - повсюду закрыто. К моей радости - увидел открывающуюся дверь четвертого подъезда. Дежурная по ОСМД встречает семью жителей соседней девятиэтажки с четырехлапым другом, которые обычно прячутся в укрытии этого дома. Дверь в подвал открыта. Уже когда спускались по лестнице, услышал громкий взрыв в небе и мгновенно сработали автосигнализации во дворе.

После яркого света на лестнице в большом подвале держалась темень. Где-то вдали подвала еще горела лампочка. Это другой вход, понял я. Это хорошо, что в этом хранилище есть несколько выходов/входов – промелькнуло мнение. Только почему после оглашения тревоги они все не были открыты? С другой стороны, и людей в убежище практически не было: в огромном подвале нас было 5 человек и одна собака.

Мы в понедельник проводили дезинфекцию от блох, поэтому, наверное, люди не хотят пока спускаться, слышите еще чуть-чуть чувствующийся запах? – опередила мой немой вопрос "где люди?" дежурная с ключами.

За крепкими стенами послышался еще один хлопок.

Я достал коммуникатор, чтобы, как всегда, узнать: что это прилетело. Несколько новых точек подключения к сети увидел у себя на экране. Удивившись спрашиваю госпожу Наталью, которая сообщила, что она сама только с суточной смены.

У нас теперь четыре роутера провайдера "спустили" в подвал. Обычно они такого не делали, но с этого месяца пошли навстречу жителям.

Я пошел вдоль стены – вглядываясь где можно присесть. Паллеты застелены гофротарой, а на стенах блестят новые интернет-роутеры с логотипами национальных и местных провайдеров. Мой коммуникатор "подтягивал" сигнал от мобильного оператора, поэтому я не стал переключаться на "поставщика сети", но уж не удивился бы, если бы встретил здесь еще от Маска тарелку.

- У нас обычно все со своими раскладными стульями приходят… – сообщила дежурная.

Чего в подвале достаточно, так это огнетушителей. Новенькие, еще свежей красной краской видны на лестнице и по углам.

В подвале довольно сухо и не холодно, вентиляция какая-то. А воды питьевой – нет. Как и туалета.

– А зачем, в квартирах у всех есть – с удивлением отвечает местная.

- Ну, я, например, не местный, но хочу биологические потребности справить…

Собака калачиком свернулась на картонке возле владелицы. Телефон мой показывал последнюю четверть заряда батареи.

– А розетка электрическая у вас есть? – спрашиваю.

- Где-то под вторым подъездом на лестнице есть "переноска" с розетками, но зарядного устройства у нас нет.

Следующие 15 минут мы перечисляли чего еще нет в не наихудшем укрытии под кирпичной жилой пятиэтажкой в Одессе, на третьем месяце войны с коварными россиянами, которые стреляют крылатыми ракетами по гражданским.

Еще в начале года в мэрии сообщили, что переоснащение каждого бомбоубежища Одессы будет стоить от 600 тысяч до 1,5 миллиона гривен, поэтому одесская мэрия уже обратилась к международным партнерам с просьбой содействовать модернизации объектов гражданской защиты и приведении их в стандарты НАТО. Как считали в горсовете дальше: переоснащение всех бомбоубежищ будет стоить от 51 миллиона гривен до 127,5 миллиона.

В середине февраля на 13-й сессии Одесского городского совета депутаты внесли изменения в бюджет-2022 с учетом нужд развития подразделений территориальной обороны.

В рамках плана оповещения населения о действиях в угрожающих ситуациях мы разработали меры по оснащению средствами радиосвязи структур горсовета, подразделений и объектов гражданской обороны, а также хранилищ для жителей в условиях возможного отсутствия сотовой связи. Могу сказать, что мы уже приступили к выполнению этих мероприятий, – заявил городской голова Одессы Геннадий Труханов.

Принято решение о выделении 6 млн 710 тыс. грн на реализацию ряда мероприятий Городской целевой программы содействия развитию подразделений территориальной обороны и добровольческих формирований территориальной громады города Одессы на 2022-2023 годы. Предусмотрено, что распорядителями перераспределенных бюджетных средств для реализации программы будут Департамент муниципальной безопасности горсовета (88 тыс. грн), Управления капитального строительства (6 млн 600 тыс. грн) и исполком горсовета (22 тыс. грн). Как вы понимаете, не все эти средства предназначены для обустройства убежищ.

По словам депутата Вадима Терехова, после той сессии Одесса должна быть готова к усложнению военной ситуации. И хорошо, что городские власти стремятся не только обеспечить водой и воздухоснабжением жителей, которым, возможно, придется спускаться в хранилища, но и обеспечить их средствами радиосвязи, если перестанут функционировать сотовые телефоны.

Он добавил, что оснащение убежищ рациями не требует значительного финансирования из городского бюджета, поскольку они есть в городских службах и могут стать важным средством оповещения людей в условиях войны. По состоянию на февраль-2022, в Одессе было 353 хранилища, еще около 800 построек двойного назначения.

Теперь, после начала третьего месяца войны почти в каждом приспособленном под укрытие подвале в Одессе нет не только полного комплекта, а даже удовлетворительных средств гражданской защиты. В том подвале, где я вчера провел более двух часов воздушной тревоги, когда было сбито несколько крылатых ракет, я не увидел ни средств радиосвязи, ни банальных информационных табличек с уведомлением, где вход в укрытие. Бог избавил меня от потребности в средстве от головной боли и глотке чистой воды, потому что элементарной аптечки здесь тоже не было. Как и людей из дома на 70 квартир…