Почему перенесли внедрение э-билета в Киеве и что случилось с Kyiv Smart City

Тестировать э-билет в Киеве начали еще в 2018 году и планировали полностью перейти на него в 2019 году
Эксклюзив
Почему перенесли внедрение э-билета в Киеве и что случилось с Kyiv Smart City
Фото: УНИАН

В Киеве снова отложили переход на единый электронный билет в общественном транспорте. В то же время на днях, неожиданно для киевлян, перестал работать мобильное приложение Kyiv Smart City, а все его сервисы, включая э-билет перенесено в новое приложение - "Киев Цифровой".

Почему перенесли введение единого э-билета в Киеве

Это отсрочка уже не впервые. Киевская городская администрация определила новую дату запуска электронного билета в транспорте на 1 июля 2021 года.

В Киеве тестировать э-билет начали еще 1 ноября 2018 года. Городские власти планировали к осени 2019 учесть все нюансы и полностью перейти на э-билет.

Однако в октябре 2019 в КГГА заявили, что метрополитен, в отличие от наземного транспорта, оказался не готов к полному запуску э-билета, поэтому переход отложили на апрель 2020-го.

Весной 2020 году в Украине ввели локдаун. Метрополитен закрыли, а другой транспорт работал с ограничениями, поэтому переход отложили до 1 июля, а затем и до 1 января 2021-го.

В то же время до сих пор не решены некоторые проблемы с льготными категориями пассажиров. С 2015 года по закону компенсировать проезд для льготников должны местные бюджеты. В Киеве есть около 480 тыс. пенсионеров, а также около 240 тыс. киевлян - ветераны, военные, чернобыльцы, дети войны. После запуска э-билета Киев не будет оплачивать проезд льготников из других регионов Украины.

В КГГА назвали это "социальной несправедливостью", однако подчеркнули, что столичный бюджет не может покрыть такие расходы. Поэтому мэрия обратилась в Кабмин с просьбой разработать соответствующие изменения в законодательство. Однако пока правительство не представило проекта закона.

Фото: Flickr

Вместе с тем следует отметить, что электронный билет частично работает в Киеве. Рассчитаться за проезд с помощью карточки можно в метро, а также в коммунальном наземном транспорте. Нерешенным остается вопрос маршруток, которые принадлежат частным перевозчикам.

По мнению урбаниста Дмитрия Макагона, именно эти перевозчики препятствуют введению единого э-билета.

Надо понимать, что это второй по популярности вид транспорта после метро в Киеве. Ежедневно там проходит около 10 млн неучтенной наличности. Поэтому такой рынок никто не хочет отдавать. Мы даже видели, как это приводит к открытым "разборкам" с огнестрельным оружием, как случилось в Броварах. Там вращаются колоссальные деньги, а если же в маршрутках можно будет рассчитаться карточкой, то подсчет этих средств станет прозрачным, - сказал он.

В то же время по причине, которую озвучивает власть, Макагон отметил, что вопрос льготников не был решен и до этого, хотя кроме маршруток, все остальное транспорт уже принимает оплату проезда е-билетом.

Фото: УНИАН

Почему без предупреждения изменили приложение Kyiv Smart City

Мобильное приложение Kyiv Smart City, в котором, в частности можно было рассчитаться в метрополитене и коммунальном транспорте, без предупреждения прекратил работать и пользователи получили сообщение о переносе сервисов в новое приложение.

Теперь, чтобы пользоваться Kyiv Smart Card, следует загрузить новое приложение "Киев Цифровой", куда должны автоматически перенестись поездки и QR-билеты. Войти в свой аккаунт в новом приложении можно с помощью номера телефона. Затем программа предложит просканировать штрихкод Kyiv Smart Card или ввести номер вручную, а также ввести четырехзначный PIN-код.

Заместитель директора коммунального предприятия "Главный информационно-вычислительный центр" КГГА Евгений Коробенко заявил, что "Киев Цифровой" - это официальное цифровое приложение Киева.

Город и киевляне не имели своего приложения. Программный код, авторские права на него, логотип и торговая марка Kyiv Smart City принадлежали не городу Киев, а сторонней организации. Город не имел возможности развивать приложение и добавлять новые сервисы, - написал Коробенко.

Он отметил, что если раньше у пользователей периодически возникали проблеме с приложением, это вызвало недовольство и об этом сообщали городские власти.

Однако, по его словам, городские власти могли только просить у владельца приложения что-то исправить.

Просьба выполнялись, либо нет. Согласитесь, это не совсем здоровая ситуация.
Ведь пользователей приложения не очень интересует, кто именно его обслуживает. Главное, чтобы все работало как надо, - отметил Коробенко.

По его словам разработкой нового приложения занималась команда коммунального предприятия ГИВЦ, а дополнительные средства на разработку из городского бюджета не выделялись.

В свою очередь, на странице Kyiv Smart City возразили и отметили, что их приложение "не является продуктом отдельного частного лица".

Разработка и дальнейшая реализация происходили на городском уровне за бюджетные средства! Именно поэтому приложение всегда находился на балансе города и только города, который должен был своевременно проводить обновления и исправлять ошибки, которые у многих из вас постоянно возникали, - говорится в сообщении.

Разработчики также возмутились тем, что Коммунальное предприятие города ГИВЦ "одолжило" внешний вид приложения и написали в приложении от имени команды Kyiv Smart City "абсолютно некорректное по своей сути и по форме" послание-прощание" пользователям. На странице приложения было сообщение "Команда благодарит вас, включает гимн Киева и отправляется вдаль под хорошую музыку".

Как в других городах Украины вводят э-билет

В большинстве украинских городах процесс перехода на электронный билет происходит проще, однако в большинстве также есть проблема именно с частными перевозчиками.

Мэр Ивано-Франковска Руслан Марцинкив обещал ввести электронный билет во всем транспорте до конца 2019 года. Однако сроки несколько раз переносили то из-за проблем с тендерными закупками, то из-за нехватки средств.

Уже в 2020-м Марцинкив сообщил, что в городе ввели карточку "Галка" в коммунальном транспорте. Ее можно пополнять через терминалы EasyPay, а также через сайт galcard.if.ua. Льготным категория граждан и ученикам выдают карточку, что дает возможность пользоваться бесплатным проездом.

Мэр Винницы Сергей Моргунов обещал внедрить систему электронного билета в общественном транспорте в 2019 году. Уже с 1 сентября рассчитаться за проезд можно было "карточкой винничанина".

Фото: УНИАН

Обещание внедрить электронный билет выполнили мэр Чернигова Владислав Атрошенко и мэр Ужгорода Богдан Андреев. Кроме того, в Чернигове в начале 2019 в городском транспорте запустили систему оплаты проезда с помощью банковской карты, Apple Pay и Google Pay.

В Ужгороде февраля 2020 пассажиры могут оплатить проезд с помощью банковских карт, смартфонами и QR-билетами.

Во Львове, хотя и система электронного билета не работает, в транспорте можно рассчитаться через приложение Privat24. Также можно приобрести билет, который дает возможность в течение определенного времени пересаживаться на разные виды транспорта.

В целом переход на единый э-билет позволит оплатить проезд транспортной картой, QR-билетом или другим электронным способом во всем общественном транспорте. Транспорт должен быть оборудован специальными валидаторами, к которому пассажиру нужно поднести карточку или билет.

1