Что нужно изменить в школе и каким должен быть учитель: спецпроект ко Дню работников образования

Наши журналисты опросили учителей больших городов и маленьких деревень, чтобы узнать, почему школьники не хотят учиться, и какова ныне роль педагогов в воспитании детей
Эксклюзив
Что нужно изменить в школе и каким должен быть учитель: спецпроект ко Дню работников образования
Фото из личного архива Владимира Алексеева
1 октября 2021, 10:14
читати українською

В первое воскресенье октября в Украине традиционно отмечают день работников образования. Трансформация общества последних десятилетий умноженная на пандемию коронавируса изменила отношение украинцев к образованию и педагогам. Накануне праздника Парламент.ua решил пообщаться с педагогами из разных уголков Украины и выяснить, почему учитель перестал быть авторитетом, а дети не хотят учиться, достаточно ли государство обеспечивает педагогов и останется ли школа в ее классическом виде после пандемии.

Всем нашим респондентам мы задали одни и те же вопросы, на которые получили совершенно разные ответы и интересные видения того, что же нужно изменить в украинском образовании.

  • Какая, по вашему мнению, роль учителя? Каким должен быть современный учитель? Почему учитель уже не имеет такого, как раньше, авторитета в обществе?
  • Достаточно ли государство обеспечивает учителей (зарплата, условия труда, соцпакет, оборудование и т.д.)?
  • Как, по вашему мнению, можно ли сделать систему современного украинского образования интересной для учеников? Что бы вы изменили в системе современного образования?
  • Есть ли будущее у дистанционного образования после пандемии? Останется ли школа в своем традиционном для нас понимании?

Первым на наши вопросы отвечает Владимир Алексеев, директор Гнединцевского УОСО, пгт. Варва, Прилуцкого района Черниговской области, преподаватель изобразительного искусства, трудового обучения, защиты Украины, информатики.

Какая, по вашему мнению, роль учителя в современном обществе

По сути, роль учителя совсем не изменилась по сравнению с прошлыми десятилетиями. Как раньше, так и сейчас учитель остается образцом для многих детей. Функции - изменились, но сама роль - нет. Но стоит разделять роль учителя в начальной школе и роль учителя в старшей. Разделять из простых соображений - дети разного возраста по-разному воспринимают учителей. В начальной школе для большинства детей учитель является образцом и человеком, по которой они повторяют и уходят, как за лидером. Особенно это ощутимо, когда дети целиком и полностью доверяют учителю. Такое доверие завоевать не просто, и когда завоюешь, то ситуация переходит в плоскость ответственности - чем больше тебе доверяют, тем больше ответственность за твои же слова, поступки, действия. Поэтому сколько в обществе ни будут говорить о том, что школа - это лишь платформа для предоставления образовательных услуг, ситуация не изменится никогда. Учитель целиком и полностью влияет на формирование мировосприятия ребенка. Все успехи и травмы в начальной школе переносятся в старшую, а затем и во взрослую жизнь. А все потому, что это детство. Пережитые и прожитые эмоции в детстве остаются в памяти навсегда. Более того, те эмоции формируют ребенка как личность.

В старшей школе все совсем по другому. Здесь роль учителя кардинально меняется. Почему? Потому что большинство детей уже знают чего хотят в будущем. Учитель один, а детей много и у каждого из них разное видение, поэтому учитель чисто модерирует и направляет, а не формирует и показывает собственным примером. Другое дело, когда дети старших классов увлекаются тем или иным учителем. Тогда они пытаются быть похожими и тут возникает совсем другая сторона роли учителя.

В целом, роль учителя в обществе пока недооценивается. Причины этому разные. Как бы там ни было, со временем это понимание приходит, но уже поздно. Допустим, дистанционка за последние два года показала, насколько важны учителя, но, опять же, мало кто осознал эту важность. Мало кто признался сам себе, что без учителей дела идут совсем плохо.

Каким должен быть современный учитель

Все очень просто - быть человеком. Как в народе говорят "будь проще и к тебе потянутся люди ". Так же и среди учителей - не стоит ставить себя выше родителей, не стоит быть пренебрежительным к детям и не стоит недооценивать этих же детей.

А если говорить сугубо о конкретных вещах, то я убежден, что современный учитель должен найти талант в каждом ребенке и показать ему этот талант, ведь чаще дети сами не осознают, к чему имеют талант. Человек не может быть профессионалом во всем, но каждый человек без исключения талантлив в чем-то. Вот, допустим, я - никогда в жизни не думал, что буду получать невероятное удовольствие от управленческой деятельности. Чаще боялся этого, чем стремился. И когда приступил к работе, осознал - это мой талант. Кстати, организаторские способности во мне заметили в училище. То есть, не в школе. Если бы это произошло в школе - даже трудно представить, чего бы достиг сегодня.

Почему учитель не имеет такого авторитета, как раньше

Во-первых, раньше учитель был едва ли не единственным источником информации. Сегодня же об этом даже не стоит говорить. Во-вторых, как это ни прозвучит обидно, но учителя сами себе вредят в этом вопросе. Вместо того чтобы осознать, понять и принять факт, что они уже не единственный источник информации, они убеждают в обратном. Таким образом постепенно сложилась мнение, что учителя считают себя незаменимыми в вопросах обучения и воспитания.

Есть еще один, очень важный момент, по моему мнению - школа берет на себя слишком много ответственности, но по факту требует результатов от родителей. Например, воспитательный процесс. По сути, воспитание - это задача родителей. Но так или иначе, учителя влияют на формирование личности, поэтому из школы полностью убрать функции воспитания невозможно. К примеру, в классе появляется ребенок из неблагополучной семьи. Учителя тут же берутся за его перевоспитание. Но в результате и ребенок остается такой, какой и был. Тогда же учителя перекладывают ответственность за результаты на родителей. То есть, сначала говорят "кто, если не мы", а когда не удалось, говорится "за это должны нести ответственность родители".

Или же еще один простой пример - когда видим стремительную и успешную карьеру человека, учителя говорят "это мой ученик, это воспитанник нашей школы", но только в новостях промелькнет информация об осуждении того или иного, учителя говорят "все идет из семьи".

Таких моментов очень много и каждый из них постепенно, маленькими шагами снижал и снижает авторитет учителя. То есть, мы, педагоги, сами же на свой авторитет и влияем.

Достаточно ли государство обеспечивает учителей

Вопрос довольно сложный, ведь учитель в столице и учитель в селе - это разные учителя по обеспечению. Допустим, однажды я, как учитель, получил премию более 20 тысяч гривен. Это было в столице. В селе же в то время не премировали вообще. Да и сегодня все так же - в столице, по информации различных СМИ, по состоянию на сентябрь 2021 выделили более 200 млн грн на премии, а у нас, сельских педагогов, нет надбавок вообще.

Также это вопрос сложный, ведь молодой педагог и учитель с 30 летним опытом - также разные учителя. Молодой получает 6-8 тысяч гривен, а учитель с высшей категорией - 12-15 тысяч гривен (примерно). Или же учитель в городе с зарплатой 10 тысяч и учитель в селе с такой зарплатой - это совершенно разные доходы.

Поэтому, достаточно ли обеспечивает государство учителей ответить почти невозможно.

Как сделать систему образования интересной для учеников

Отвечу коротко - спросить у учеников и сделать это.

Что бы я изменил в современной системе образования

Модернизировал и усовершенствовал бы процессы ведения документации. Например, очень часто поступает запрос на предоставление информации от различных инстанций. А по факту эта информация идентична. Допустим, МОН проводит опрос по дистанционке, подобный опрос проводит УЦОКО и подобный же опрос от областного совета. Все опросы стоит пройти, ведь это о качественном образовании и о результатах. Но не в таком количестве и не от скольких организаций.

Также мне очень импонирует идея лицензирования учителей. Как в частном секторе - без лицензии не имеешь права вести дела. При лицензировании обязательно следует ввести и работу с психологом, и работу с психотерапевтом, полицией, антибулинговыми организациями и тому подобное. К слову, есть много моментов и процессов, которые следует менять, но для освещения этого будет мало и книги.

Есть ли будущее у дистанционного образования после пандемии

Дистанционное образование кардинально изменило ракурс, видение, ценности и другое. Благодаря пандемии в образовании состоялся мега прорыв. Конечно, дистанционка не станет заменителем очного обучения, но благодаря полученному опыту дистанционного обучения теперь трудно найти причины для непредоставления образования детям. Если раньше ребенок находился на длительном лечении, за границей или просто временно переехал к бабушке - образования он не получал, то сейчас этой проблемы не существует, главное - желание учителей и самих детей.

Читайте также