Есть подвал, но ученики туда не вмещаются: родители о реалиях обучения во время войны

Как получают образование украинские школьники в военное время
Эксклюзив
Есть подвал, но ученики туда не вмещаются: родители о реалиях обучения во время войны
ВНО, ученики, школа, экзамен Фото: УНИАН
27 сентября 2022, 09:53
читати українською

С первого сентября традиционно начался новый учебный семестр, и тысячи учеников пошли в школы. Но значительная часть школьников "вышли" на обучение через онлайн-платформы. О том, приспособлены ли в школах бомбоубежища, как происходит обучение и с какими проблемами сталкиваются родители - в материале "Парламент.UA".

Как начался новый семестр

Министр образования и науки Сергей Шкарлет сообщал , что по состоянию на 12 сентября в стране очно работали 3 116 школ, в то же время 5 713 образовательных учреждений работали дистанционно. В общей сложности образовательный процесс продолжается в 12 904 школах. На временно оккупированных территориях расположено 1289 школ.

По его данным, за границей по состоянию на 12 сентября находились 488 045 детей школьного возраста, а по состоянию на 1 сентября их было 492 077.

Власти выбирали формат обучения, ориентируясь в основном на моменты безопасности, сказал нам в комментарии "Парламент.UA" политолог, эксперт по вопросам образования и преподаватель в КНУБА Николай Спиридонов.

Если взять города западной Украины – Львов, Ивано-Франковск, Тернополь – там чаще работают в традиционном режиме, потому что безопасность ситуация более или менее стабильная. Если взять школы, например, Харькова, Николаева, там, к сожалению, нет сейчас ситуации безопасности даже для смешанной формы обучения. Поэтому там преимущественно онлайн-режим, – рассказал он.

По его словам, ситуация с бомбоубежищами отличается по стране. Эксперт бывал в школах, где подвалы хорошо оборудованы. В основном это в частных школах. Там, дескать, можно полноценно работать. Но встречаются и подвалы, в которых достаточно сложно учиться.

Некоторые школы имеют несколько изменений обучения. В частности, некоторые столичные школы имеют три смены. Дело в том, что укрытия рассчитаны на определенное количество детей, которые могут укрыться в случае тревоги.

Абсолютной безопасности в Украине, к сожалению, нет, мы на время должны забыть об этом. Но есть такие укрытия, которые обеспечивают если не 100%, то 99,9% безопасности, - говорит специалист.

Как повлияет на учащихся онлайн-образование

Безусловно, еще начиная с локдауна на фоне коронавируса учащиеся часто учатся дома. Однако не все из них настолько мотивированы, чтобы полноценно обучаться в онлайн-режиме. В таком формате контроль за школьниками со стороны учителей уменьшается, и, соответственно, многие начинают учиться хуже.

Следует упомянуть и тот факт, что одна из функций школы – это коммуникация между детьми и их социализация. Во время онлайн-обучения достичь этого достаточно сложно. Также родители жалуются на то, что онлайн-обучение фактически превращается для них в тюрьму, потому что нужно все время контролировать, включая подключение к уроку. Родители не могут проводить свой рабочий день в таких условиях.

Резидент "Кабинета экспертов" общественного движения "Все вместе!" Евгений Сависько отметил нам в комментарии, что онлайн-образование приводит к снижению качества образования в школе. Мол, если не удастся перейти на обычный режим обучения с полноценным посещением школ, последствия будут угрожающими.

Кроме сугубо учебы, речь идет о социализации детей. Если они не научатся коммуникировать в детском и подростковом возрасте со сверстниками и взрослыми, то, насколько сложнее им будет в дальнейшей жизни, – отметил он.

И говорит, что, по мнению учителей и самих учеников, онлайн-обучение подходит только для мотивированных и самоорганизованных детей. Для них это огромное преимущество. Они могут рационально использовать свое время, а значит, успевать учиться в школе, на многочисленных курсах, заниматься спортом и отдыхать. Для детей без мотивации такое обучение – лишь бесполезная трата времени. Качественных знаний они не получат.

Дистанционное обучение, школьник (фото: pexels)

Говорит, что качеством образования родители довольны, ведь учителя относятся к работе добросовестно. Однако есть ряд проблем. В частности, дети, посещавшие кружки и секции, вынуждены от них отказаться из-за обучения во вторую смену. Уроки в старших классах заканчиваются в 19:00, и добраться домой в темное время суток при отсутствии уличного освещения проблематично.

А еще учителя не всегда могут провести онлайн-уроки из-за проблем с интернетом в школе. Поэтому детям, избравшим онлайн-обучение, а таких подавляющее большинство, приходится почти все усваивать самостоятельно, – добавила она.

По мнению Оксаны, улучшить качество обучения детей сможет максимальное упрощение учебных программ. В частности, на период войны следует исключить уроки рисования, физкультуры и т.д. для экономии времени.

Также следует максимально сократить количество домашних заданий для учащихся учащихся, поскольку дети имеют мало времени на их выполнение. Так, если уроки начинаются в 12:00 и заканчиваются в 19:00, то у детей нет времени выполнять задания на 6-7 уроков. А еще следует улучшить снабжение школ интернетом. И стоит упростить документацию, которую должны вести учителя, потому что жалуются, что "куча писанины, а нет времени ее писать".

Как улучшить качество обучения в этих реалиях

Евгений Сависько отмечает, что уже сейчас нужно разработать механизмы материальной поддержки школ, где обучение проходит в офлайн-режиме, для поощрения учителей. Деньги для этого можно найти.

Строить современные укрытия в школах нужно уже сейчас. Нельзя ждать окончания войны. Специалисты, техника, материалы есть. Следует лишь приостановить большие частные застройки и заставить строительные корпорации работать на государство, а не на себя. Построят укрытие – и пусть дорабатывают свое, – подчеркивает эксперт.

Николай Спиридонов тоже обращает внимание на то, что зарплату учителей нужно пересмотреть. Мол, у многих из них сняли премиальные, а зарплату выплачивают с задержкой.

Если учитель думает о том, хватит ли ему и его детям денег на кусок хлеба, конечно, от этого качество образования падает. Чтобы быть качественным учителем, нужно проводить определенную работу над собой, читать дополнительную литературу. А вместо этого учитель думает, где ему дополнительно заработать деньги, - отметил эксперт.

Спиридонов заключает, что нужно находить средства на достаточное финансирование учителей, обучающих программ и оборудования современных бомбоубежищ. В некоторых школах еще остались старые советские подвалы, не приспособленные к качественной учебе во время воздушной тревоги.

1