Кто кому друг, или чем для Украины обернется решение поддержать Баку

Поддержка территориальной целостности государств ㅡ один из краеугольных камней украинской внешней политики
Эксклюзив
Кто кому друг, или чем для Украины обернется решение поддержать Баку

Утром 27 сентября во регионе Нагорного Карабаха возобновились боевые действия. В Азербайджане, Армении и непризнанной Нагорно-Карабахской Республике объявили военное положение и всеобщую мобилизацию. Страны сообщают о десятках погибших и раненых военных и гражданских.

Прекратить боевые действия и начать мирные переговоры призывают Евросоюз, НАТО, США и Россия. О готовности к мирным переговорам уже заявила и Армения. Только Азербайджан и Турция выступают за продолжение военных действий.

Украина же в этом конфликте в своей последовательной политике поддержала территориальную целостность Азербайджана. С чем связано такое решение, значит оно готовность военной помощи Баку и какие последствия это будет иметь для Киева, проанализировал "Парламент UA".

Украина прямо поддержала одну из сторон?

Да, на четвертый день боевых действий в регионе Нагорного Карабаха министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба на брифинге заявил, что Украина поддерживает территориальную целостность Азербайджана, потому что "поддержка территориальной целостности государств ㅡ один из краеугольных камней украинской внешней политики".

"Мы последовательно поддерживали территориальную целостность Азербайджана, так же как Азербайджан поддерживал нашу территориальную целостность в международно признанных границах, и этот принцип остается для нас абсолютно неизменным", ㅡ заявил глава ведомства.

Он добавил, что сейчас самое главное ㅡ предотвратить разжигание конфликта и прекратить кровопролитие. Также Кулеба говорил по телефону с министром иностранных дел Азербайджана и заявил, что Украина "сочувствует и-за событий на Кавказе". С подобной позицией впоследствии выступил и президент Владимир Зеленский.

Украина не впервые поддерживает Баку. Ранее Киев напоминал о суверенитете и территориальной целостности Азербайджана после эскалации армяно-азербайджанского конфликта в апреле 2016 и в июле 2020-го. Тогда это завершилось вызовом посла Украины в МИД Армении.

Как пояснила экспертка Института демократии имени Пилипа Орлика Наталья Белицер, в последнем случае для этого меньше оснований, чем сейчас, потому что тогда обострение произошло не в пределах официально определенной территории Азербайджана (включая Нагорным Карабахом), а впервые на границе с Арменией и с участием вооруженных сил суверенного армянского государства, а не армии самопровозглашенной "Республики Арцах " (до февраля 2017 года - Нагорно-Карабахской Республики).

Означает ли это готовность военной помощи Азербайджану?

Следует различать позицию поддержки страны и предоставления конкретной военной помощи какой-то стороне в ситуации обострения конфликта. В этом случае похоже на то, что поддержка Украины закончится на словах.

Однако 2 октября депутат от фракции «слуги народа» Людмила Марченко заявила , что не стоит исключать военной помощи от Украины Азербайджану, "если вопрос станет ребром" - хотя глава МИД опроверг такую возможность.

Ее слова впоследствии прокомментировал глава Министерства внутренних дел Украины Арсен Аваков. Говорит, что Украина не будет предоставлять военную поддержку в азербайджано-армянском конфликте ни одной из сторон, "вот медицинскую помощь - таблетки для слишком фантазирующих депутатов стоило бы поискать всей страной".

Поддержка территориальной целостности отнюдь не означает поддержку нового горячего этапа войны, отметил председатель общественной организации "Ассоциация Политических Наук" Дмитрий Синченко. По его словам, позиция Украины совпадает с позицией международного сообщества, ведь все, за исключением разве что Турции, призывают к мирному решению конфликта - за столом переговоров.

"Война на полное уничтожение одной из сторон пока никому не выгодна. Даже враждебным сторонам. Однако оба государства и обе нации ослеплены взаимной ненавистью, которая со временем только возрастала, потому о мире на этот раз вряд ли получится договориться", - отметил эксперт.

С чем связано решение Украины?

Украина не является членом Минской группы и формально не участвует в международных миротворческих усилиях. В то же время понятно, что судьба этих южнокавказских стран и перспективы решения кровавого карабахского конфликта не оставляют ее равнодушной.

Экспертка Наталья Белицер замечает, что при обнародовании украинской позиции стоит фокусироваться не только на необходимости восстановления территориальной целостности и суверенитета Азербайджана над оккупированными территориями, но и напоминать о четырех Резолюциях Совета Безопасности ООН 1993 года, а также резолюции Генассамблеи ООН (2008-го) и Парламентской ассамблеи Совета Европы (2005-го). Они требовали немедленного вывода вооруженных сил Армении с оккупированных территорий, но остались невыполненными - так же как и многочисленные резолюции по Украине.

Кроме того, Белицер подчеркнула, что при голосованиях резолюций по Украине Азербайджан и Турция всегда поддерживали Киев, тогда как Армения вместе с Россией и Беларусью голосовала «против».

А вот директор консультационного центра "Терра Деи" предостерегает: не стоит становиться на какую-то сторону, не имея необходимой информации. Он спрашивает: если Украина поддержала Азербайджан, то что делать с армянами, которые там живут?

"Конфликт этот заложил СССР, когда стал селить армян в Азербайджане. Тогда и Донбасс заселяли теми, кто вышел из тюрьмы. Кто читал историю армян, тот может только уважать эту нацию - их просто вырезали турки. Этот конфликт выгоден России, потому что она снова будет в статусе миротворца, хотя могла и сама спровоцировать этот конфликт. Легко становиться на сторону сильного. Но это недальновидно", - отметил он.

Стоит также обратить внимание на то, что, согласно новой Стратегии национальной безопасности, в ограниченном списке из пяти стран, определенных как стратегические партнеры Украины, есть и Азербайджан, и Турция. Это накладывает на украинскую власть определенные обязательства в рамках двусторонних и многосторонних отношений.

Как пояснил координатор направления международной политики Центра политических исследований "Доктрина" Денис Москалик, поддержка Азербайджана Украиной является ожидаемым и продуманным шагом в стратегии общей внешней политики Украины.

"Официальной политикой Украины является не поддержка сепаратистских движений, поэтому Украина не поддерживает ни каталонцев, ни курдов, и соответственно не поддерживает Карабах. Также Армения является союзником России и систематически поддерживает политику России в отношении Украины на уровне ООН, в частности во время голосований по осуждению оккупации украинских территорий и нарушения прав людей на оккупированных территориях. В противоположность этому Азербайджан занимает проукраинскую позицию в ООН и голосует в пользу Украины", - отметил эксперт.

Отметим, что на сторону Азербайджана стали преимущественно мусульманские страны: Турция (по которой в Баку и Анкаре действует норма: один народ - две страны), Афганистан (Армения настаивает на его исключении из статуса наблюдателя в Организации договора о коллективной безопасности) и Пакистан. Другие страны заняли традиционно нейтральную позицию, призывая обе стороны к примирению.

А вот ведущий научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины Андрей Мартынов считает, что, скорее всего, в решении встать на сторону Азербайджана большую роль сыграла активность азербайджанской диаспоры и Турция.

Чем обернется поддержка Баку?

Признать такую позицию Украины обдуманной и сбалансированной трудно. США, страны Евросоюза, и Россия не стали открыто ни на чью сторону, в отличие от Киева. По словам Андрея Мартынова, такая позиция как у остальных стран всегда "оставляет больше пространства для дипломатического маневра".

В то же время эксперт Денис Москалик убежден, что заявление украинской власти мало изменит действующую ситуацию, ведь Азербайджан так и останется дружественной страной и стратегическим партнером Украины, а Армения - союзником России и продолжит поддерживать ее политику. То есть, сохранится статус-кво (ситуация, которая была до войны) в отношениях с обеими странами.

Сейчас трудно предсказать, чем закончится армяно-азербайджанский конфликт, ведь решающим фактором может стать вмешательство России, пока ограничивается продажами Армении оружия в кредит и одновременно стремится избежать дальнейших осложнений отношений как с Азербайджаном, так и с Турцией.

"Сейчас роль "миротворца", арбитра и медиатора является для Москвы наиболее выгодной, так непосредственное военное вмешательство представляется маловероятным (несмотря на наличие российской военной базы на территории Армении в Гюмри). Такой прогноз подтверждает и фактический отказ, полученный Арменией в ответ на просьбу о помощи Организации Договора о коллективной безопасности - военного альянса, созданного в свое время Россией на постсоветском пространстве в противовес НАТО", - отметила экспертка Института демократии имени Пилипа Орлика Наталья Белицер.

По ее словам, даже в случае достижения политического решения о восстановлении территориальной целостности Азербайджана критически важными становятся гарантии личной безопасности, прав и свобод этнических армян, которые ни в коем случае не должны стать изгоями или беженцами. Они должны остаться жить в Нагорном Карабахе после восстановления юрисдикции Азербайджана и возвращения десятков тысяч азербайджанских переселенцев.

Можно предположить, что это станет большой проблемой и вызовом, который трудно преодолеть, поскольку взаимная ненависть двух народов на этнической и религиозной почве, росла в течение всего длительного конфликта, дошла до предельной границы - убеждение в невозможности мирного сосуществования. В этой ситуации Украина с ее положительным опытом межэтнической и межрелигиозной солидарности может приложить собственные усилия для преодоления этих мощных негативных стереотипов.

"Украина может, в частности, отвлечь вероятность обострения отношений между многочисленными и мощными азербайджанской и армянской диаспорами и обратиться к их лидерам и активистам с предложением выступить с соответствующим совместным заявлением - призывом к примирению двух народов как залога лучшего будущего для потомков", - добавила Наталья Белицер.

1