Когда украинцы снова будут активно летать: анализ отрасли

Пандемия - не друг авиации
Эксклюзив
Когда украинцы снова будут активно летать: анализ отрасли
22 октября 2020, 18:58
читати українською

Середина октября ознаменовалась сразу двумя важными для отечественной авиации событиями. В Запорожье открыли новый терминал местного аэропорта - его строительство продолжалось четыре года. А на второе место по пассажиропотоку (по итогам 9 месяцев) вышел аэропорт "Львов" им. Даниила Галицкого. Таким образом запад несколько "размочил" устоявшуюся монополию первенства двух киевских аэровокзалов - "Борисполя" и "Киева" ("Жуляны") и внесли интригу в работу ТОП-5 крупнейших аэропортов страны.

Правда, этот солнечный лучик в темном туннеле "непозбувної бентеги" в авиаотрасли легко "умножить на ноль". Достаточно сказать, что терминалом в Запорожье, способным обслуживать до 400 человек в час, пользуются пару сотен пассажиров в сутки - и те, пока на внутренних рейсах. А во Львове, например, пассажиропоток просто упал несколько меньше, чем в тех же "Жулянах" - "минус" 58% против "минус" 70,1% соответственно. И, как говорят, ключевое слово здесь "упал".

Добавим к этому существенное сокращение полетных программ от лоу-костов Wizz Air и Ryanair (до 60% в период зимней навигации) вместе с еженедельной неопределенностью внутреннего и внешнего зонирования из-за пандемии - и очевидным становится вопрос: а стоит ли ждать полноценного возобновления полетов хотя бы в какой-то перспективе?

В украинских аэропортах разворачивается отечественная авиатрагедия

Чтобы представить себе "масштаб" отечественной авиатрагедии, вспомним, что из-за тотального лок-дауна тишина в украинском небе наблюдалась с 17 марта до 15 июня. В это время полеты были преимущественно точечные и разовые - чтобы привезти украинцев домой или отправить иностранных граждан на родину. Регулярное авиасообщение восстанавливалось постепенно - в июне-июле, и то - только с отдельными странами с относительно мягкими правилами пересечения границы.

Понятно, что весной так жил весь континент. И сейчас весь континент признает, насколько ошибочным было верить в полное восстановление авиасообщения уже к осени. По данным Европейской организации по безопасности аэронавигации (Евроконтроль), процент уменьшения количества рейсов в воздушном пространстве Европейского региона с начала года упал на 54% (в марте падение достигло 88%). И это плохой сценарий, ведь прогнозировали, что трафик восстановится быстрее - до "минус " 40% рейсов в сентябре и до "минус " 20% в декабре.

"Если принять во внимание переход на зимнюю навигацию, можно спрогнозировать, что восстановление интенсивности полетов в последующие месяцы будет происходить еще медленнее", - говорится в сообщении Евроконтроля, размещенного на сайте Государственного предприятия по обслуживанию воздушного движения Украины ("Украэрорух"). В переводе на "понятный" это означает: быстрого восстановления движения ожидать не стоит.

И для Украины это чистая правда. Обратимся к информации из открытых и официальных источников. Так, по данным Государственной авиационной службы, за три квартала года украинские аэропорты обслужили около 6,86 млн пассажиров. Преимущественно международных рейсов. Читай - поток отпускников и туристов по "открытым" курортным направлениям. На первый взгляд цифра немаленькая, но она - лишь треть от пассажиропотока за 9 месяцев 2019 года.

Не добавило оптимизма и сентябрьское решение Правительства Украины вновь закрыть границы. В сентябре "Украэрорух" обслужил только 15 тыс. Рейсов, что на 56,6% меньше сентября прошлого года. Причем из тех 15 тыс. на украинские компании пришлось 6100 рейсов, иностранные - 8859. В случае, если Правительство и в дальнейшем будет принимать решение о закрытии границ или введение других транспортных ограничений именно в авиасообщении, приведеные показатели будут только сокращаться.

"Думаю, если на наземный транспорт за время пандемии еще могут быть применены ограничения, то на авиа - нет", - заявил в интервью агентству "Интерфакс-Украина" и. о. директора "Украэроруха" Андрей Ярмак.

Авиакомпании постоянно сокращают количество рейсов в Украину

Как сказываются ограничения на работе авиакомпаний, работающих в Украине? Опять же - исключительно языком цифр и по крупнейшим игрокам. Портал "Lowcost Avia" сообщил на днях, что лоу-кост "Wizz Air" в ноябре отменяет более 20 рейсов по разным направлениям с вероятностью возобновления полетов по отмененным маршрутам в декабре. Правда, и декабрь - "это не точно". Пассажирам рекомендуют прежде, чем бронировать билет - тщательно проверять всю имеющуюся информацию и не затягивать с консультацией с представителями перевозчика.

Еще один лоу-кост "Ryanair " сокращает набор маршрутов из Киева, Львова и Одессы до 15. И так будет вплоть до марта 2021 года. "Поскольку ситуация с коронавирусом довольно тяжелая в прогнозировании, мы должны сократить все наши прогнозы на год до 38 млн пассажиров", - прокомментировал ситуацию Майкл О'Лири, СЕО Ryanair's Group. Для понимания глубины проблемы: годовой пассажиропоток компании в доковидный период составил около 150 млн человек.

Вынуждены пересматривать планы и украинские перевозчики. Авиакомпания "Международные авиалинии Украины" в октябре представила расписание рейсов на период зимней навигации. В нем - два десятка направлений, правда, в них уже внесены коррективы. Язык, прежде всего, об Азербайджане и Армении - из-за вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе, и о Тель-Авиве из-за решения властей Израиля закрыть страну на строгий карантин. Еженедельно свои требования обновляет Евросоюз и Великобритания - и это тоже не может не отразиться на полетах "МАУ". Причем спрогнозировать, когда именно появится возможность полностью развернуть существующую сеть - невозможно.

"До начала карантина авиакомпания выполняла в среднем 120 регулярных рейсов в день. Сегодня мы считаем по неделям, - сообщил в недавнем интервью " Бизнес.Цензор" президент МАУ Евгений Дыхне. - за неделю МАУ выполняет около 100 регулярных рейсов и около 200 чартерных. То есть, мы уменьшились примерно в 5 раз". Так же сократился и флот - до 28 самолетов с 35. Сумма убытков целом составит не менее 60 млн долларов по итогам года.

О минимум 30 млн долл. убытков сообщили и в авиакомпании "Skyup" - той самой, которая первой возвращала украинцев из китайского Уханя. За сентябрь перевозчик осуществил лишь чуть более 1000 рейсов, из которых регулярные - 232. По утверждению руководства компании, выживать позволяет грузовая программа - перепрофилирование пассажирских самолетов и выполнения грузовых рейсов. Но она - не панацея. "Я смотрю вокруг на других предпринимателей и области, на правительство и честно говорю: мне кажется, что нам раз в десять тяжелее, чем всем. Сейчас мы будем обновлять цифры убытков, потому что совершенно ясно, что сентябрь будет хуже августа" , - рассказывал в интервью "Украинской правде" Александр Альба, соучредитель "Skyup".

Возможно ли в принципе восстановление объемов перевозок - хотя бы на уровне 2019? Авиаторы здесь очень осторожны. Даже в условиях скорого появления вакцины от COVID-19, а с ним и обуздания ограничений и паники, эксперты прогнозируют возвращение к миллионным перевозкам с\в Украину не ранее 2023-2025 года.

"Транспорт - это кровеносная система экономики. Он не может и не должен останавливаться. Сейчас спрос на авиаперевозки очень низкий. Но я верю в отложенный спрос. Как только появится вакцина, пойдет на спад статистика заболеваемости, пассажиры привыкнут к новым правилам перелетов - наша отрасль быстро восстановится", - отмечал в интервью журналистам руководитель "Украэроруха"Андрей Ярмак.

Главная проблема украинских авиаторов не в карантине, а в "зубожинни"

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) прогнозирует, что потери авиаотрасли по всему миру из-за пандемии достигнут не менее 100 млрд долл. Жертвами кризиса уже стали 43 перевозчика. Кто вернет убытки тем, кто еще пытается удержаться на рынке? Вариантов немного: "состоятельные" правительства и пассажиры.

Число государств, которые могут себе позволить поддержать "национального" перевозчика - ограничено. А вот пассажиров - как ни крути - миллиарды. Именно на них, очевидно, и будет расчет.

Не случайно вместе с разговорами о завершающих фазах испытания вакцины, эксперты заговорили о безопасности полетов и очень низкой вероятности заболеть на борту. В августе в США даже провели соответствующее исследование - при поддержке сразу нескольких правительственных и неправительственных организаций.

С помощью специальных инструментов ученые - а среди них были медики и инженеры - исследовали, как может инфицироваться человек на борту лайнеров Boeing 777-200 и 767-300. Все детали исследования, а это 53 листа с рассчетами, фотографиями и описаниями экспериментов, есть в широком доступе и уже активно обсуждаются в сети. Главный вывод исследователей: инфицироваться в самолете почти невозможно! Даже при заполнении борта на 100% и продолжительности полета более двух суток риск для пассажира в маске - 0,003%. Чем не аргумент для граждан и власти полноценно открыть небо?

Правда, в нашем случае есть еще один, не менее важный, аргумент - финансовые возможности украинцев. По объемам полетов и, будем честными, толщине кошельков мы откатились во времена "визового режима" и первых дискуссий о ценности присоединения к Договору об открытом небе с Европейским Союзом. Договор, между прочим, не подписан до сих пор. Но сейчас не об этом.

Тогда авиаторы сходились во мнении, что присоединиться к Договору - не цель. Так же, как не цель и наличие визы в паспорте. Цель - предоставить украинцам возможности зарабатывать на полет, а затем показать как можно большему количеству перевозчиков насколько широк здесь рынок. Лоу-косты или элитные авиалинии не приходят в страну только потому, что здесь их "заждались". Они работают только там, где можно "вычислить" объем заинтересованности.

Доходы - вот вновь выходят на первый план, когда речь идет о возобновлении полетов в\из Украины. Чем сильнее и мощнее будет местный средний класс, как основной потребитель авиауслуг, тем быстрее восстановится авиарынок, и мы все вспомним, как брали билеты по 8 евро в Вену - чисто кофе попить.

1