Укроборонпром может провалить производство самолетов вслед за вертолетами

Вокруг контрактов предприятия происходят подозрительные события
Эксклюзив
Укроборонпром может провалить производство самолетов вслед за вертолетами

13 июля 2021 Верховная Рада Украины приняла во втором чтении и в целом проект Закона об особенностях реформирования предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) государственной формы собственности, знаменитый "3822". Он необходим для создания условий функционирования и развития украинского ОПК, вывода предприятий из кризиса, обеспечения прозрачного и устойчивого управления ими.

Многие из государственных деятелей, политиков, в том числе и сам гендиректор Укроборонпрома Юрий Гусев, приветствовали это знаковое событие. Они рассказывали об избавлении от коррупции, о прозрачном и эффективном корпоративном управлении оборонной промышленностью, об управленческой структуре современного образца и т.п., которые принесет новый закон.

Обещанное Укроборонпромом строительство вертолетов провалилось

Юрий Гусев тут же умудрился втянуть концерн в аферу, причем достаточно большого масштаба, начиная с информационного пространства.

Еще в феврале 2021, гендиректор Укроборонпрома в ходе визита на ГП "Одесский авиационный завод", которое входит в состав Концерна, громко заявил, что на предприятии планируется запуск лицензированного производства вертолетов класса Bell UH-1 Iroquois.

Справка Парламент.UA: Bell UH-1 Iroquois - американский многоцелевой вертолет фирмы Bell Helicopter Textron. Одна из самых известных и массовых машин в истории вертолетостроения. Серийно производится с 1960 года. С тех пор было выпущено значительное количество военных и гражданских модификаций вертолета.

По его словам, организация производства в то время находилась на завершающей стадии и первый борт должны были изготовить уже к 30-летию Независимости Украины (то есть летом 2021). Проект якобы уже профинансирован из инвестиционных средств (правда непонятно чьих и на каких условиях). Также тогда речь шла об увеличении объемов производства на предприятии за счет создания специализированной школы для обучения новых авиаконструкторов на базе Одесского политехнического университета.
То есть громкое заявление было сделано. А где же результаты практической реализации проекта? А их просто нет - не собрано ни одного вертолета.

Эксперты еще тогда указывали на сомнительный выбор предприятия - до сих пор Одесский авиазавод был привлечен для ремонта и модернизации реактивных самолетов для нужд ВСУ. А также же типа вертолета - по факту "Ирокез" еще более морально устаревшего, чем даже Ми-2, эксплуатация которого началась в 1965 году. В то время когда наши партнеры страны-участницы НАТО вооружаются значительно более современными вертолетами.

Поэтому и тема по лицензированного производства вертолетов класса Bell UH-1 Iroquois постепенно исчезла не только с новостного поля, но и из уст руководства Укроборонпрома. А в украинском информпространстве историю с вертолетами назвали личным коммуникационным фиаско Гусева, которое приобрело международный резонанс.

Не построили вертолеты - не построишь и самолеты

А вскоре коммуникационные провалы в руководстве Укроборонпрома получили новые обороты. Однако уже по тематике самолетостроения - теперь вокруг производства самолетов Ан-74ТК-200 в канадской провинции Квебек.

Так, 12 июля канадская газета Le Devoir сообщила о планах ГП "Антонов", который входит в состав Укроборонпрома, собирать на дочернем заводе в Канаде экспортный вариант самолетов Ан-74.

Были даже опубликованы комментарии представителя канадской стороны совместного предприятия, который якобы подтвердил намерения собирать самолеты Ан-74 в Канаде и сообщил условия этого проекта.

Но уже 14 июля ГП "Антонов" официально сделало заявление, что вышеуказанная информация не соответствует действительности и попросило СМИ ее не распространять. Неудивительно, что в дальнейшем по непонятным причинам это заявление на сайте "Антонова" об опровержении общего проекта с канадцами удалили.

После этого Укроборонпром на официальном сайте как ни в чем не бывало, анонсирует развитие проекта по производству самолетов Ан-74ТК-200 в Канаде.

Здесь стоит обратить внимание на то, что Укроборонпром в своем сообщении ссылается на информацию канадской консалтинговой компании Capital Hill Group (CHG). Именно она является генератором идеи и выступает посредником между Украиной и Канадой в этом проекте.

Неизвестно только или топ-менеджмент Укроборонпрома умышленно, или просто из-за неквалифицированности втягивается в проект, имеющий все признаки международной аферы.

К проекту привлекли имиджево нечистых участников

Дело в том, что консалтинговая компания Capital Hill Group (CHG) по сути является "пустышкой" и "прокладкой". И к ней имеет отношение Екатерина Рогач, которую постоянно можно наблюдать в кругах руководства как Укроборонпрома, так и Минстратега.

По неподтвержденной информации Рогач даже имеет статус советника вице-премьера Уруского. Это позволяет ей быть в курсе проектов украинского ОПК и реализовывать собственные лоббистские проекты.

Подтверждением этому есть фото, где Рогач присутствует почти на всех фото под публикацией Capital Hill Group по проекту по производству самолетов Ан-74 в Канаде. При этом, она на фото есть в окружении представителей и топ-менеджмента страны и еще при предыдущих правительствах.

Несложный поиск по открытым источникам показывает, что Екатерина Рогач засветилась еще в далеком 2006 году в громком деле "Украгромашинвестом". В те времена она возглавляла канадскую компанию Katredes - которая как раз и заключила договор с "Украгромашинвестом" о купле-продаже украинского предприятия, реальная стоимость активов которых составляла не менее 100 млн грн. В результате все закончилось делом о незаконном отчуждении акций государственных предприятий через оффшорную структуру.

Так неясно, можно ли ожидать чего-то положительного для Украины и проектов ее ОПК, когда вокруг распределения государственных средств (да еще и на статусные международные проекты), крутятся имиджево нечистые лица. Поэтому шансы, что проект по производству самолетов Ан-74 в Канаде может постигнуть та же участь, как и проект вертолетов Bell UH-1 Iroquois, о котором говорилось в начале.

1