"Военный" День вышиванки-2022 охватит всех – от младенцев до национальных героев: уже завтра

В этом году организаторы праздника по соображениям безопасности не призывают к массовым мероприятиям в Украине и не указывают точных адресов, где будут проходить события
Эксклюзив
"Военный" День вышиванки-2022 охватит всех – от младенцев до национальных героев: уже завтра

Несмотря на военное положение, День вышиванки традиционно будут праздновать как в Украине, так и в мире. Правда, мировое украинство будет делать это, как обычно, многолюдно и массово, а наша воюющая страна будет считаться с возможными угрозами. Но празднование праздника, выросшее по студенческой инициативе в Черновцах к мировым масштабам, уже 16 лет является не только любимым независимо от возраста, профессии и региона проживания украинцев, но и принципиально важным. Ведь оно не является заформализованным, не содержит каких-либо обязательных мер, и кто-либо может к нему приобщиться, просто надев вышиванку. Но это действие будет означать, что ты – украинец или солидарен с Украиной, разделяешь ее ценности, ценишь ее культурное наследие.

О том, какие особенности празднования Дня вышиванки, Парламент.ua узнавал у соучредителей и соорганизаторов праздника, членов оргкомитета Леси ВОРОНЮК и Александра ТКАЧУКА.

"Настало время, когда культурные границы следует защищать агрессивно"

В этом году лозунг праздника - "Вышиванка – духовная броня украинцев". Как рассказывает инициатор праздника Леся Воронюк, еще студенткой факультета истории, политологии и международных отношений Черновицкого национального университета им. Ю. Федьковича предложила идею "Всемирного дня вышиванки" в 2006 году, лозунг возник еще после Нового года, а затем, к сожалению, очень сильно подтвердился и отозвался с началом полномасштабной войны.

Лозунг понятен – ведь вышиванка издавна считалась оберегом, но сейчас она еще больше сакрализовалась, – объясняет Леся Воронюк. - Раньше украинцы к вышитой рубашке относились более бытово, чем сейчас. Теперь же, особенно в последние десятилетия, она стала символической, сакральной вещью в жизни украинцев. Также говоря о вышиванке как "духовной броне", имеем в виду все культурное наследие – и язык в том числе. То есть вышиванка – это то, что защищает наши культурные границы. Как видим, за них тоже нужно бороться и отстаивать.

И настало то время, когда их нужно отстаивать агрессивно. Если раньше мы что-то еще толеровали и в конфликтных ситуациях пытались быть взвешенными как образованные люди, интеллектуалы, как по крайней мере воспитанные люди – то теперь такое поведение совершенно неуместно. Надо быть настойчивыми и стойкими”.

Леся Воронюк (Фото: Фейсбук)

Что касается нынешнего празднования в Украине, организаторы призывают не устраивать массовые акции в связи с вопросами безопасности, из-за возможных непредсказуемых ситуаций и воздушных тревог.

"Большинство огромных массовых мероприятий будут проходить за границей, и в этом году очень ощутимо мы работаем с МИД и украинскими диаспорами, - продолжает инициатор праздника. - Все, что мы не сможем в этом году сделать в Украине - берет на себя мировое украинство. То есть в каждом городе, где это возможно – наиболее многолюдные митинги, шествие в вышиванках и презентация украинской культуры, то есть мы призываем мировое украинство использовать этот день как площадку, когда вспоминают не только войну в Украине, но и украинскую культуру. .Потому что мы немало работаем с заграницей, и знаем, что сейчас чувствуется бешеный голод на информацию об Украине.Люди хотят понимать, что мы защищаем, и кого они, иностранцы, должны защищать.Почему наша война для них некомфортна и почему эту некомфортность они из-за через нас терпеть – например, повышение цен, перебои с газом и т.д.

Леся Воронюк (Фото: Фейсбук)

Многие важные события запланированы на этот день и в городе рождения Дня вышиванки – в Черновцах. Хотя даже здесь организаторы для безопасного проведения даже в прессрелизе не указывают точных адресов, где будут проходить акции. К счастью, в этом самом маленьком областном центре все очень компактно и все локации обычно известны.

"В Черновцах у нас будет традиционная акция "Рожденные в вышиванках": утром дарим вышиванки новорожденным малышам в роддомах – всем, которые родились в этот день. Цифра бывает разная, поэтому берем "с запасом", - рассказывает Леся. .- Это моя любимая акция, наиболее чувственная, ее нельзя отменять ни при каких условиях, мы даже во время карантинов ее очень осторожно проводили, ведь речь идет о следующем поколении украинцев.Бывает, что уже через несколько лет, когда ребенок подрос, родители сбрасывают нам ее фотографию в первой вышиванке, кто-то в тех распашонках от нас крестил детей.Так складывается семейная история, которая имеет украинский контекст.Такая акция проходит в 25-ти странах мира: мы через посольства передаем вышитые рубашки за границу, и когда новорожденного ребенка регистрируют в посольстве (а это значит, что ее родители не отказались от украинского гражданства и регистрируют нового гражданина Украины), тогда он получает вышитую рубашку".

Изюминкой празднования этого года является презентация отшитой рубашки… Степана Бандеры!

"В рамках проекта "Вышивка в одежде выдающихся украинцев" исследовательницы и мастерицы вышивки впервые нашли фотографию Степана Бандеры в вышитой рубашке, которой нет нигде в публичном доступе, - объясняет Леся Воронюк. - И они эту рубашку отшили. Нашли в его музее в Стрию.На эту презентацию приедет директор этого музея, а также вышивальщицы из Львова и Киева.Будет четыре человека.Одна рубашка, а событий хватило на целый проект - потому что одни искали и исследовали, другие отшивали, другие кроили.Мы даже в этом году в пресс-релизе позволили себе несколько отойти от классической подачи информации, написали, что презентация рубашки Степана Бандеры "пройдет при участии Степана Бандеры". Так образно".

Еще один интересный вопрос - музыкальный лекторий.

Его готовим с музыкальными исполнителями и исследователями истории музыки, – пояснила инициатор праздника. - Речь идет о том, что россияне постоянно воровали у нас песни, переводили их на русский, а потом называли своими. "Поручик Голицын", которого пел Малинин - это наша "Ой ты кузнеца", "Яблочко", под которое танцуют русские моряки - это украинская песня. И даже в современном русском Гимне есть фрагменты, украденные у нашего Николая Лысенко. Мы эту работу начали с трех или четырех песен, а собралось на часовую программу. Это будет формат не просто концерта, а музыкального лектория, когда музыкант-исполнитель рассказывает историю создания двух песен, кто где и у кого украл и как выглядел оригинал. Впечатляющие факты. Даже для нас, что мы много работаем с культурой и культурным наследием, было много неизвестного. Так долго вторичная Россия пыталась забрать нашу первичность – это до сих пор еще не осмыслено. И работы здесь наверняка еще на целые поколения.

"Война учит, что ею нельзя прикрываться"

Среди многочисленных акций в Черновцах – бесплатный показ документального фильма "Наследие нации" в кинохудожественном центре им. Ивана Миколайчука.

"Мы ориентируемся сейчас на аудиторию переселенцев, но также и на всех, кто захочет прийти, – замечает Леся. – Фильм есть в свободном доступе в интернете, но по опыту видим, что люди приходят на него потому, что хотят увидеть его на большом экране и пообщаться. Поэтому делаем это - еще раз…"

Учредители и организаторы в предыдущие 15 лет отмечали праздник и здесь, в месте его рождения в Черновцах, и в столице, и за рубежом… В этом году инициатор и главная вдохновительница Дня вышиванки Леся Воронюк будет праздновать в Черновцах.

"Так и планировала с самого начала – потому что мы работаем над созданием Музея украинской вышиванки, и это сейчас наш крупнейший проект. Уже 1 марта даже имели планы выходить на демонтаже в помещении, у нас готовый проект. Но сейчас это все остановилось, это опасно – начинать ремонты в центре города.

И хотя в публичном релизе организаторы даже не указывают адреса локаций – ни музея, ни роддома, куда едут с подарками, ни даже сквера, где будет проходить музыкальный лекторий, праздник будет.

"Эта война учит – уже на протяжении последних 8 лет – что нельзя прикрываться войной и все запрещать (культурные мероприятия, концерты, собрания – а разрешается только сесть и вырывать себе косы). Мы пошли другим путем. Учитывая все, что происходит, и будучи в постоянном контакте с военными, волонтерами, мы понимаем, что следует во-первых, держать этот культурный фронт, а во-вторых, держать самого себя, держаться вместе, поддерживать друзей или знакомых. Но это единственный выход – идти к победе. Это даже не то, что сами себе придумали – так утверждают и психологи. Надо быть рациональным и полезным".

Леся Воронюк и Александр Ткачук (Фото: Фейсбук)

В этом году вдохновительница праздника будет в вышитых нарядах в патриотических цветах.

"Я буду в не очень давней рубашке, но она вышита желто-голубым, это рубашка 70-х годов с Полтавщины, - делится Леся Воронюк. - Хочется быть в наших цветах. Хочется светлого и своего. Это мне передали в подарок – зная , что я собираю вышиванки и что этим праздником занимаюсь.Так она "из рук в руки" у меня и оказалась.

Хотя, конечно, самая большая коллекционерка в нашей семье – это мама (буковинская писательница Вера Китайгородская – ред.), она собрала 300 рубашек. Есть в этой коллекции рубашки, которые бабушка вышила, несколько рубашек приобрела я. У меня есть хорошая коллекция рубашек современных дизайнеров. Понимаю, что впоследствии и они будут ценны, и за ними очень интересно отслеживать эволюцию вышитой одежды и этноодежды. Иногда даже завязываются споры, что "сейчас как-то не так вышивают", существуют какие-то внутренние узкопрофильные, профессиональные дискуссии. А мне кажется, что за рубашками очень интересно наблюдать эволюционный процесс, как меняются вкусы украинцев, и это всегда очень тесно связано с культурными условиями. Первое и главное условие, как оказалось – это то, что мы можем себе позволить купить. Это – о рядовом украинце. Рынок на нее отреагировал, и потому появилось очень много рубашек машинной вышивки. Второе – это то, из-за чего мы прошли в период 90-х годов и советского упрощения. Тогда пошла мода на очень яркие сорочки. Историю вышитой рубашки никогда не рассматриваю только в разрезе этнографии, для меня это такое комплексное видение: этнография, история, политика, и конечно что экономика – очень и очень сильно”.

"Дарим вышиванки защитникам"

Еще один соорганизатор праздника, успешный режиссер-документалист Александр Ткачук служит в территориальной обороне. Пока он на месте в Черновцах, но приказ об отправке в другие регионы может случиться когда угодно, хоть завтра. Но Саша об этом не беспокоится. Говорит, что у Дня вышиванки есть целый оргкомитет. Но пока он на месте – активно включается в работу по подготовке праздника. Ведь убежден, что "главное – хорошая подготовка, а уже в сам тот день все будет хорошо".

Среди нынешних тематических акций – "Подари вышиванки защитникам". Саша считает ее одной из самых главных.

"Потому что она будет ощутима для многих и будет иметь мощное символическое значение. Она происходит не впервые, мы делали ее и раньше, но в этом году она снова приобрела очень серьезную актуальность".

Речь идет о том, чтобы больше защитников на фронте получили в подарок духовную броню. Уже десятки рубашек от мастериц поехали к ребятам на передовую. А еще организаторы разработали "тактическую вышиванку" - котоновую футболку с машинной вышивкой, комфортную для ношения в полях, подходит к униформе, долговечна и практична. С украинским узором с трезубцами и по доступной цене. Приобщаться к финансовой поддержке этой акции, которая не завершится одним днем, организаторы призывают общественные организации, волонтеров, фонды, бизнес, диаспору и всех небезразличных.

Александр Ткачук (Фото: Фейсбук)

«Эта акция была задумана еще в 2015 или 2016 году, а сейчас мы ее продолжаем, масштабируем, – говорит Александр. – Я подумал и решил, что было бы неплохо с точки зрения военного иметь такую футболку, которую реально можно носить ежедневно. Ведь вышитую рубашку вред – обычно она белая, и от "полевых условий" может быстро испортиться. Надеемся, что эта акция "зайдет" и мы сможем собрать много средств и отправить это для поддержания боевого духа воинов".

Саша напоминает, что сейчас "мы защищаем, возвращаем свое и отстаиваем свои границы как территориальные, так и интеллектуальные". Добавляет, что широкомасштабная война придала особенностям и разнообразию праздничных событий и риторике праздника.

"Планируем в музее, который мы "запустили" пока только информационно, устроить выставку икон, написанных на ящиках из-под патронов. Уже собрали экспонаты, - сообщает Саша. Также хвастается вышиванкой Степана Бандеры, надеется крепко закрепить эту информацию и "немного потролить москалей". Смеется относительно своих "радикальных высказываний":

"Часть украинцев, хорошо учивших историю, знали семейные истории о поведении россиян-москалей, осознавали это и пытались доносить. Но большинство людей под влиянием советского прошлого, пропаганды советского и русского – среди них было как-то не принято говорить так откровенно. А сейчас , когда уже все увидели зверства, которые совершают русские, их обращение на войне, разговоры с родственниками – все увидели культурную и цивилизационную пропасть между нами, поэтому сейчас подбирать политкорректные слова не представляется целесообразным. есть факты, и это все нужно закреплять в информационном поле, в мозгах украинцев, чтобы не забылось, чтобы донеслось следующим поколениям, чтобы мы снова не стали на старые грабли – ни в ближайшее время, ни когда-нибудь позже. , и я бы не сказал, что они какие-то радикальные – они правдивы, справедливы.Мы и раньше историю не умалчивали. ского режима, делали выставку в Верховной Раде, инсталляцию в столице, показывали, напоминали о людях, украинцах, которые страдали и погибали от рук системы только потому, что они украинцы, одевавшие вышиванки и так идентифицировавшие себя как украинцы. Так что эту тему держим давно. В фильме "Наследие нации" тоже. Наша культурно-просветительская деятельность заточена на такое информирование, и мы давно об этом говорили – просто, возможно, сейчас говорим более эмоционально. В принципе, как и все сейчас. Даже на телеканалах ведущие позволяют себе говорить так, как никогда раньше.

"Мы живем реально в исторический момент цивилизационного излома"

После успехов Сашиных фильмов - и "Наследия нации", который будет демонстрироваться завтра в День вышиванки, и лент: "Соловей поет", "Кто мы" - у режиссера новые задумки:

"После премьеры "Кто мы", тура по Украине, после того, как фильм органично "выстрелил" на ютюбе – многие люди спрашивали, будет ли продолжение. Очевидно, что оно должно быть. После победы. Да, у меня уже есть идея, и даже есть рабочее название будущего фильма.Это касается моих творческих планов.В целом я уверен, что после победы будет множество реальных историй, о которых не то что можно - надо будет снимать фильмы: документальные, художественные, интервью и т. д. Потому что то, что происходило на самом деле и стало нам уже известно из новостей, телепередач, интернета, трудно было бы даже придумать человеку со здоровой психикой, но это все происходило, и это не только истории страданий, трагедий, но и истории побед, любви, победы, многого. Думаю, после этого наш кинематограф проявит себя очень круто".

Поскольку празднование давно вышло за пределы Черновцов, организаторы думают и о том, возможно ли празднование в тех городах, которые были под оккупацией, или в тех, которые и сейчас оккупированы. Это ведь может иметь последствия:

Александр Ткачук (Фото: Фейсбук)

"Думаю, что даже если не будет массовых мероприятий в оккупированных городах, то по крайней мере украинцы, которые там живут, надевают вышитые рубашки, чтобы проявить свою позицию и украинскую идентичность хотя бы для себя, хотя бы продемонстрировать ее в соцсетях".

Учитывая, как вели себя кафиры, когда только заходили в украинские города, как на многочисленных митингах люди голыми руками танки останавливали – думаю, в День вышиванки также увидим такие истории.

Мы не призываем подвергаться рискам, потому что осознаем последствия, но почему-то мне так кажется, что будут интересны истории. А на освободившихся территориях, думаю, празднование будет без проблем.

Что касается зарубежного празднования, то мы призываем диаспоры, чтобы они выходили на массовые митинги в вышиванках, чтобы обращались в свои правительства, администрации, чтобы те помогли спасти защитников Мариуполя, потому что это сегодня самая болезненная тема. Украинцы и так регулярно выходят чуть ли не каждый день на акции протеста, а в День вышиванки мы ждем мощной волны по всему миру. Призываем к культурной дипломатии, чтобы украинцы призывали своих друзей, всех, кто солидарен с нами, чтобы они одевали вышитые рубашки в знак солидарности с нами, а также дарили вышиванки политикам, известным людям, чтобы и те, надев вышиванку, давали мощный сигнал в поддержку Украина".

И как итог – важный призыв от соорганизатора Дня вышиванки Александра Ткачука: "Призываю, чтобы люди распределяли ресурс, не расслаблялись, включались в дальнейшую борьбу, не опускали руки. Мы живем реально в исторический момент цивилизационного взлома. И мы уже не можем допустить того , чтобы повторялось то, что бывало уже раньше”.

1