Как Украина переживет новый локдаун: экономический аспект

Страна не готова ни к росту заболеваемости, ни к новому локдауну
Эксклюзив
Как Украина переживет новый локдаун: экономический аспект
Верховная Рада приняла бюджет в первом чтении (Фото: Денис Шмыгаль Телеграмм)
11 декабря 2020, 17:26
читати українською

Украинская власть потеряла контроль над эпидемиологической ситуацией. Это становится очевидным с каждым днем: количество заболеваний неуклонно растет, медицинская система не выдерживает нагрузок, уже не хватает не только кроватей или оборудования, но и элементарно не хватает кислорода для поддержания тяжелых больных.

Конечно, вина полностью лежит на власти. Государство не использовало весенний локдаун для подготовки ко второй волне эпидемии. Из выделенных 66 млрд грн на коронавирусный фонд почти треть, а это по предварительным данным 20,5 млрд грн, потрачено на "Большое строительство".

Обнародованные данные Счетной палаты подтвердили, что не было закуплено ни одного аппарата ИВЛ. Более того: недавно Степанов в своем интервью подтвердил, что до октября государство не закупало кислород и кислородное оборудование для больниц, перекладывая ответственность на местные органы власти и сами больницы.

К каким экономическим и политическим последствиям приведет новый локдаун

По мнению политического эксперта и политтехнолога Тараса Загороднего, новый локдаун очень сильно ударит по бизнесу из-за того, что правительство фактически не обеспечивает компенсациями и не дает возможности пролонгации налогов.

Конечно, убытки будут огромны: будет расти безработица, будет расти социальное напряжение в нашей стране, - считает он.

Загородний подчеркивает - у власти было восемь месяцев для того, чтобы подготовиться к новому масштабному локдауну, за это время можно было разработать схемы по компенсации затрат: вместо строительства дорог направить средства на поддержку медицины и компенсации предприятиям.

К сожалению, деньги потрачены на совершенно коррупционные схемы. Власть демонстрирует неадекватность, это вызывает уже возмущение и протесты, которые рано или поздно могут закончиться или досрочными парламентскими выборами, или президентскими, - отметил политтехнолог.

Поэтому, наряду с тем, что власть распыляет государственные средства, перераспределяет зоны влияния, оно одновременно расписывается в своей бездарности и беспомощности, поскольку фактически единственным способом удержать эпидемиологическую угрозу видят в усилении карантинных мероприятий.

Надежда простая: если закрыть магазины, гостиницы, развлекательные заведения и снова запереть людей в своих домах, то они не смогут контактировать друг с другом и таким образом распространять вирус. Однако помимо множества социальных рисков, чиновники не учитывают другую важную составляющую: экономическую. "Велюры" и "Эпицентры", принадлежащих "своим", все равно будут работать, а то, как справится малый и средний бизнес - во внимание фактически не берется.

Поэтому важно разобраться, как зимний локдаун отразится на экономике Украины, а следовательно и на каждом из нас.

Почему жесткий карантин отложили на декабрь

Еще в ноябре власти безапелляционно заявляли, что введение жесткого карантина в декабре - решенный вопрос. И даже вечный министр Аваков говорил: "Моя личная точка зрения, что необходимо вводить локдаун как можно скорее. Продолжительностью 3-4 недели ...". Того же мнения были президент и правительство. После того как 2 декабря Кабмин отменил "карантин выходного дня" из-за неэффективности, обсуждались разные даты локдауна в декабре и январе, но наиболее вероятным был вариант с 23 декабря по 15 января.

И несмотря на все это правительству пришлось ввести жесткий карантин только после праздников - с 8 по 24 января.

Существует подозрение, что эти даты связаны с тем, что предновогодний концерт Вечернего квартала запланировали на 22 декабря, ФОПы митингуют, а в Офисе президента разгорелся скандал вокруг обвинений Олега Татарова в коррупции и слива его дела генпрокурором Ириной Венедиктовой.

Новый год (фото из открытых источников)

Итак, власть скорректировала календарь, чтобы на новогодние праздники не поднять возмущение общества и массовые протесты.

В официальном заявлении президента говорится: "Мы даем возможность бизнесу работать, не терять декабрь - один из самых прибыльных месяцев года. И мы не будем портить людям праздники, которых все вы так ждете".

Какие последствия для бизнеса после себя оставил весенний локдаун

Первый тотальный карантин был введен 12 марта и продолжался он до 22 июня, хотя постепенное послабление началось уже в мае. Гражданам он запомнился истерией в СМИ, отсутствием масок и медицинского спирта в аптеках, штрафами по 17000 грн и групповыми рейдами полиции за "нарушителями" в парках, на детских площадках и пляжах. Однако наиболее сокрушительные последствия коснулись экономики Украины и, прежде всего, малого и среднего бизнеса.

По официальным данным Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины сокращения объемов ВВП в январе-августе 2020 составило 5,8%.

Укрстат сообщает о росте безработицы за время карантина с 8,9% до 9,6%, что в натуральном выражении означает 450 тысяч трудоспособных украинцев с общим количеством безработных в 1,7 млн человек.

Что касается ФЛП, то они потеряли больше всего. Европейская бизнес-ассоциация сообщает, что треть опрошенных физлиц-предпринимателей во время карантина потеряли до 75% доходов. А это, соответственно, сказалось на отчислениях налогов.

По официальным данным Государственной налоговой службы за период локдауна значительно сократились поступления от целого ряда категорий бизнеса. Больше всего потеряли следующие отрасли:

  • Развлекательный бизнес и питание. В марте налоговые поступления составляли 322,5 млн гривен, что почти на 10% больше, чем в марте 2019 года. Однако за следующие 3 карантинные месяца сумма налогов упала на 40% от аналогичного периода 2019 года, то есть суммарно до 546,4 млн гривен.
  • Туристическая отрасль в марте заплатила 58 млн грн. Однако за апрель-июнь область "упала" на 57% по сравнению с 2019 годом и суммарно принесла доходов государству чуть больше чем в марте - 74,2 млн гривен.
  • Гостиничный бизнес показывает не лучшую динамику: с 125 млн гривен в марте до 176,9 млн грн за следующие 3 месяца (-59% по сравнению с аналогичным периодом 2019).
  • Выставочный бизнес тоже стал показательной жертвой карантинных запретов на массовые мероприятия. И люди по очевидным причинам уже не так активно хотели контактировать друг с другом на выставках и конференциях. Так, 37,9 миллиона налогов в марте превратились в 60,3 млн грн за апрель-июнь (падение на 30% по сравнению с 2019 годом).
  • Кинотеатры больше всего пострадали, ведь на период карантина именно они ощутили на себе больше запретов. Еще в марте кинотеатры были заполнены и принесли государству налогов на сумму 20,5 млн гривен, что почти на треть превышало суммы налогов в марте 2019 году. Однако за апрель-июнь 2020 отрасль почти умерла: суммарно 11,8млн грн по сравнению с 40,1 млн грн в 2019 году, то есть сократилась в три раза. И по информации крупнейших сетей кинотеатров - после ослабления карантинных мероприятий, с июля и в течение следующих месяцев, до кинозалов вернулось более чем 5-10% посетителей по сравнению с тем же периодом 2019 года.

Важно подчеркнуть, что после отмены жесткого карантина ни одна из этих отраслей не только не восстановили прежние объемы доходов, но и не сильно выросли по сравнению с месяцами локдауна. А это означает лишь одно: значительное невыполнение налоговых поступлений и дальнейшие увольнения работников.

Локдаун 2.0 против бизнеса и экономики

Очевидно, что в случае введения карантина на праздники, его бы проигнорировали на всех уровнях - от местных администраций до простых украинцев.

По мнению Тараса Загороднего, в случае введения новогоднего локдауна, в стране могла бы сложиться классическая революционная ситуация, потому что даже в случае применения всех сил МВД, полиции на всех бы не хватило.

 Вакцина, коронавируса (фото: Pexels)

Другой эксперт, советник президента по экономическим вопросам Олег Устенко, более осторожен в оценках, но также признает как краткосрочные, так долгосрочные потери:

"Нужно понимать ценность человеческой жизни. Если жизнь людей является приоритетом, то экономика автоматически отходит на второй план. Когда речь идет сугубо об экономике, то могут быть потери в краткосрочной и долгосрочной перспективе".

Как Зеленский решил поддержать бизнес

Обещанные от Президента 8000 грн помощи предпринимателям - это смешная цифра, которая не поможет спасти бизнес и не защитит от увольнения огромное количество наемных работников. И объявлены условия их получения являются, что далеко не все предприниматели и наемные работники смогут на них надеяться. Но риторический вопрос: сможет ли государство заплатить даже эти мизерные 8000?

По состоянию на ноябрь 2020 текущий дефицит бюджета Украины составляет более 112 млрд гривен. Вместе с тем только прогнозируемый дефицит бюджета на 2021 составит 270 млрд гривен. А как мы помним, МВФ не дал осенью очередную сумму макрофинансовой помощи в размере $ 1,6 миллиарда. Не исключено, что и запланированный транш от МВФ на первую половину 2021 в $ 1,5 млрд Украина тоже не увидит.

Но советник президента по экономическим вопросам Олег Устенко считает, что с этим бюджетом возможно решить вопрос выживания страны и финансирования инициатив Зеленского.

Там заложены эти возможности поддержки сектора малого бизнеса. Но считать, что это бюджет роста или социального прорыва - это было бы слишком. Это типичный бюджет выживания страны в посткризисный период времени. Там есть большой дефицит на уровне 5,3% ВВП, но все же экономика Украины выходит на восстановительную траекторию, - добавил он.

1