Слиденко Игорь

Слиденко Игорь

Украинский правовед, судья Конституционного Суда Украины

Слиденко Игорь - украинский ученый-юрист, доктор юридических наук, специалист по конституционному праву, судья КСУ по квоте парламента, докладчик и автор проекта решения Конституционного Суда 27 октября 2020 года.

Место рождения

Родился 14 июня 1973 в селе Севериновка Тростянецкого района Винницкой области.

Образование

  • 1995 год - окончил Юридический институт Одесского государственного университета имени И. И. Мечникова.
  • 1998 год - получил квалификацию магистра в Одесской государственной юридической академии.
  • 2002 год - защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Тема: "Толкование Конституции Украины: вопросы теории и практики в контексте мирового опыта".
  • 2011 год - защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук по теме "Конституционный контроль в механизме современного государства".

Семья

Жена - Серова Александра Владимировна.

Сын - Эрик, дочь - Алиса-Мария.

Другой информации о семье в открытых источниках нет.

Карьера до назначения в КСУ

  • 1995 - 1997 годы - работал юридическим консультантом в ООО "Tiger LTD".
  • 1997 - 2001 годы - соискатель кафедры конституционного права Одесской национальной юридической академии.
  • 2002 - 2003 годы - доцент кафедры конституционного права Одесского национального университета им. И.И.Мечникова.
  • 2003 - 2004 годы - доцент Международного гуманитарного университета.
  • 2004 - 2006 годы - докторант Одесской национальной юридической академии.
  • 2006 - 2007 годы - проходил стажировку в Friedrich-Alexander- Universität Erlangen-Nürnberg (ФРГ) по программе Deutscher Akademischer Austausch Dienst.
  • 2006 - 2008 годы - заведующий кафедрой международного права и международных отношений Международного гуманитарного университета (г. Одесса).
  • 2008-2010 годы - доцент кафедры конституционного, административного и международного права Мариупольского государственного гуманитарного университета.
  • 2010 - 2014 годы - главный консультант отдела теории и практики законотворческой деятельности Института законодательства Верховной Рады Украины.
  • Игорь Слиденко - автор и соавтор ряда статей, монографий, учебников. Основная тематика его работ - государствоведение, теория права, теория конституции, конституционное право, конституционный контроль и тому подобное.
  • Март 2014 - Верховная Рада Украины назначает Слиденко судьей Конституционного Суда Украины по своей квоте. Его кандидатуру выдвинула и поддержала партия "Свобода".

Игорь Слиденко (фото с сайта КСУ)

Работа в КСУ, конфликты с Назка и Офисом президента

В Конституционном Суде Слиденко принимал решения с позиции четкого соблюдения норм Основного закона и принципов европейского права.

Широко известным украинской общественности он стал в июле 2020 года, когда Конституционный Суд Украины провел первую часть открытого заседания по делу о конституционности Закона "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного ". На заседании присутствовали инициаторы представления - депутаты-бывшие регионалы. Один из них - Александр Долженков - старался наиболее рьяно. Он даже увидел в законе нормы, которых там не было, придумал статью, которой не существует ни в одном законодательном акте. Нардеп так старался, рассказывая о ликвидации русского языка в стране и преследования русскоязычного населения, что и не заметил, как начал слово в слово цитировать "доктрину Путина". Зато это заметил судья КСУ Игорь Слиденко - он решительно осадил депутата и четко указал на все его фальсификации и искажения фактов. Слиденко заставил Долженкова признать, что он привел ложную информацию по поводу того, сколько граждан Украины сейчас являются "русскоязычными ".

Игорь Слиденко в Конституционном Суде (фото с сайта КСУ)

Еще раньше, в феврале 2019 года, Слиденко голосовал против признания неконституционным статьи 368-2 Уголовного кодекса, которая предусматривала привлечение к уголовной ответственности служащих за незаконное обогащение. В особом мнении он указывал, что потребности в отмене этой нормы нет, а достаточно приостановить и внести незначительные изменения в соответствующие статьи Конституции Украины.

В  последние годы у Слиденко прогрессировал конфликт с НАПК. К 2018 году он не задекларировал служебное жилье, которое предоставляло судье Государственное управление делами. Общественные активисты критиковали Слиденко за то, что он, как и его коллеги из КСУ, получив служебную квартиру в 2017 году, сразу же ее приватизировал, а потом продал, чтобы купить новое жилье, в самом центре столицы.

Некоторые антикоррупционеры указывают, что через 5 лет после назначения в КСУ состояние Слиденко выросло в 10 раз, а ежегодный доход теперь составляет более 3 млн гривен, намекая на коррупционную составляющую такого обогащения. При этом игнорируется факт, что такие крупные суммы получают все судьи КСУ в качестве оплаты за труд.

Конфликтуя с НАПК, Слиденко акцентирует вопрос на понятии коррупционного преступления. Так, он несколько раз забывал вовремя вносить в декларацию полученную зарплату, как и некоторые другие судьи. Затем писал объяснения и считал это технической ошибкой. Однако НАПК реагировало иначе - сразу же составляло протокол, тем самым оценивая ситуацию, как коррупционное преступление, и передавало дело в суд.

И вот в октябре 2020 года Слиденко выступает докладчиком в скандально известном заседании, на котором рассматривались положения статьи 366-1 и полномочия НАПК. Он голосует за решение, которым эта статья, предусматривающая наказание за декларирование недостоверной информации, была признана неконституционной. Также были отменены некоторые положения закона "О предотвращении коррупции". Несмотря на негативный резонанс в обществе, Слиденко на пресс-конференции и брифингах отстаивал законность такого решения. Основные его аргументы: частое внесение изменений в закон "О предупреждении коррупции" исказило его природу и раздуло функции, которые нарушили принцип независимости ветвей власти и предоставили НАПК право контроля за всеми публичными лицами страны; не все нарушения имеют отношение к коррупции, как, к примеру, опоздание с внесением в декларацию изменений о финансовом положении (надо вложиться в 10-дневный срок), но НАПК это подает обществу как коррупционный поступок; чрезмерные полномочия НАПК и те, которые изложены в статье 366-1 нарушают принцип верховенства права. Что до раздутого скандала, то Слиденко считает это технологией, ведь решение КСУ не требовало закрытия реестров или отмены проверки местных депутатов. Дело шло о внесении нескольких изменений в закон, что  лишило бы НАПК функций советской прокуратуры.

Но более сенсационными стали другие заявления судьи, который сообщил, что из-за угроз со стороны Офиса президента и целенаправленных действий НАПК, которое осквернило его имя и разрушило репутацию, написал заявление об увольнении и собирается вообще покинуть страну. Он сказал журналистам, что после смены власти в 2019 году команда Зеленского пытается через НАПК установить контроль над КСУ, и для него это неприемлемо. Судья не хочет быть жертвой черного пиара и грязных технологий и считает нужным указать обществу, что "опасность от сфальсифицированной антикоррупции не меньше, чем от коррупции".

Дата публикации: 22.02.2021
Дата последнего изменения: 28.10.2021
1