Эксклюзив
Коломойский спасал Донбасс: интервью с депутатом о деоккупации и нацменьшинствах
Эксклюзив

Коломойский спасал Донбасс: интервью с депутатом о деоккупации и нацменьшинствах

Досье
14 июня 2021, 17:54
Нардеп Дмитрий Лубинец рассказал о прогрессе в работе и штрафе от ВАСУ

Дмитрий Лубинец - народный депутат Украины, председатель парламентского комитета по правам человека, деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий в Донецкой, Луганской областей и Автономной Республики Крым, города Севастополя, национальных меньшинств и межнациональных отношений.

Парламент.UA расспросил Дмитрия, есть ли в Украине государственная стратегия возвращения и реинтеграции оккупированных территорий, поговорил о новом законопроекте о национальных меньшинствах и узнал за что Высший антикоррупционный суд недавно оштрафовал нардепа на 1135 грн.

Появилась ли в Украине стратегия возвращения и реинтеграции оккупированных территорий?

Стратегии в виде какого-то оформленного документа пока нет. Но появились люди, которые понимают, что для этого нужно делать. По крайней мере, им так кажется. Поэтому некоторые изменения за полтора года, которые я возглавляю комитет, есть.

А почему за полтора года государство так и не смогло выработать эту стратегию, или оформить ее в какой-то документ?

Этот вопрос скорее к центральным органам исполнительной власти. От парламента зависит один из самых ключевых вопросов, но не основной. Мы должны принять законы, которые, в том числе станут предпосылкой возврата этих территорий - так называемый закон о переходном правосудии. Закон, который будет рассказывать людям, которые сейчас проживают на временно оккупированных территориях, что будет с ними: будут ли они подпадать под любую ответственность, будет ли распространяться амнистия, и если будет, то на кого, будет ли она распространяться на тех, кто взял в руки оружие; каким образом мы будем возвращаться к мирной жизни и каким образом мы вернем контроль над границей. Вот такой законопроект мы должны утвердить.

Но почему ничего не сделано? Все должны понимать, что единственная организация, которая полностью видит всю проблематику - это Офис президента и лично президент. Верховная Рада одним законом ничего не изменит.

9 июня Фонд Демократические инициативы имени Илька Кучерива обнародовал результаты социологического исследования, согласно которому уже треть украинцев считает, что от оккупированных территорий нужно полностью отмежеваться: остановить торговые связи, прекратить социальные выплаты и предоставление любых государственных услуг. Как вы считаете нужно именно так и делать?

Я лично не разделяю этого мнения. Мы же не от территорий отмежевываемся и нам нужны не территории, как географические названия. Нам нужны люди, которые проживают в конкретных населенных пунктах, которые традиционно и юридически остаются украинскими.

Мы выбрали стратегию продолжения коммуникации, мы продолжаем выполнять свои обязательства как государство Украина в виде выплаты всех социальных достижений человека. Здесь следует отметить, что согласно международному праву пенсия - не привилегия, пенсия - это заработанная, фактически частная собственность гражданина Украины.

Украина выбрала такой путь и я не думаю, что в ближайшем будущем кто-то политически изменит этот вектор.

Недавно российские чиновники заявили, что будут подавать иск против Украины в международный суд по правам человека из-за отсутствия воды в Северо-Крымском канале. Каким образом Украина должна на это реагировать и должны мы поставлять воду в Крым?

Мы должны реагировать так, как реагируем сейчас: согласно международному гуманитарному праву всю ответственность за жизнедеятельность оккупированных территорий несет оккупант, в том числе за наличие или отсутствие воды. Поэтому я думаю, что это все политические лозунги, никто не будет запрещать им обращаться в международный суд: я уверен на 99%, что там они проигрывают.

 Дмитрий Лубинец (фото: УНИАН)

А по воде, то сейчас я со всей ответственностью могу подтвердить, что воды, которая естественным путем находится на территории Автономной Республики Крым и города Севастополь, вполне достаточно для гражданского населения, то есть жителей, постоянно проживающих на территории этого полуострова. Украина не должна сейчас подавать туда воду. Если мы это сделаем, то автоматически все предпосылки вернуть эту территорию в ближайшем будущем у нас исчезнут.

Я сторонник того, что мы не можем возвращать территории военным путем. Мы их должны возвращать дипломатическим и политическим путем.

Как вернуть Крым дипломатическим путем, если Россия не то, что говорить об этом не хочет, она даже на футболки национальной сборной по футболу, где есть карта Украины с Крымом, реагирует неадекватно?

Крым вернется дипломатическим путем только тогда, когда Российская Федерация поймет, что последствия от содержания Крыма у себя в статусе федерального округа РФ намного хуже, чем отдать его Украине. Я говорю об экономических последствиях. Санкции должны сыграть свою роль.

К сожалению, наши международные партнеры настолько осторожно применяют санкции, для российской экономики они не нанесли какого-то ужасного удара.

За последние несколько месяцев вы вышли на завершающий этап в создании нового законопроекта о национальных меньшинствах. Чем он отличается от уже существующего закона и что в нем будет принципиально нового?

Впервые в законопроекте прописывается государственный орган, который будет заниматься вопросами национальных меньшинств. Этот орган создан на основании решения Кабинета министров - Государственной службе Украины по этнополитике и свободе совести (создана еще в 2019 году - ред.), Но мы считаем, что этот орган должен быть прописан на законодательном уровне.

Во-вторых, у этого органа появляется финансирование, соответственно и возможность финансирования различных программ поддержки национальных меньшинств.

Следующее - при этом органе появляется консультационно-совещательный орган из представителей национальных меньшинств, который в том числе будет наблюдать за тем, как распределяется и используется бюджет программ поддержки.

Кроме того, мы предоставляем местным органам власти возможность предоставлять помещения для общественных организаций национальных меньшинств, мы предоставляем возможность создавать консультационно-совещательные органы при любых избирательных органах любой ОТГ, района или области, которые занимались правами национальных меньшинств.

Вы перечисляли сколько в Украине теперь национальных меньшинств?

Нет, и принципиально этого не будем делать на уровне закона. Если мы перечислим, то нужно перечислять всех. А зачем это делать? Лучше прописать срок, в который могут подпадать те или иные представители национальных меньшинств.

Ключевой тезис, что представителем национального меньшинства может быть только гражданин Украины. Этот закон не будет распространяться на граждан других государств или лиц без гражданства.

Знаю, что русины вас попросили, чтобы их также признали отдельной нацменьшиной. Вы это сделали?

Мы исходим из того, что есть очень много теоретических и исторических исследований, которые доказывают, что русины - это разновидность украинской национальности. Язык похож, традиции похожи, то есть это этнос в структуре Украины. Это не национальное меньшинство.

Украина заняла 110 место в Индексе свободы человека (Human Freedom Index 2020) из 162 государств. За год, который вы возглавляете Комитет, мы поднялись на четыре позиции. Вы считаете это достижением или недоработкой?

Я точно не скажу, что это наше достижение, потому что этим занимается не только наш Комитет. Этим занимается Уполномоченный ВРУ по правам человека Людмила Денисова и многие другие органы. Это вообще показатель прозрачности власти. Поэтому это точно не достижение. Украина точно может подниматься гораздо более быстрыми темпами, но это то, что показывает, что мы движемся в правильном направлении.

Как считаете, насколько свободно у нас общество и насколько граждане осведомлены в своих правах и умеют ими пользоваться?

У нас не настолько свободное общество, насколько могло бы быть. В первую очередь я это связываю с деятельностью правоохранительных органов и судебной системы. Судебная система - неэффективна, непрозрачна и коррупционна: это то, что максимально сдерживает развитие общества и государства в целом.

По поводу прав, иногда мне кажется, что их даже слишком много. Почему люди считают, что у них есть только права, забывая, что согласно Конституции у каждого гражданина Украины, кроме прав, есть еще и обязанности. Так вот у нас очень часто бывают случаи, когда люди знают свои права, но не знают или делают вид, что не знают свои обязанности.

 Дмитрий Лубинец (фото: УНИАН)

У нас в государстве точно нет предпосылок, чтобы мы превратились в страну, где невозможно свободное развитие личности и общества. Мы точно никогда не станем ни Российской Федерацией, ни Беларусью, потому что это невозможно для украинской нации. Мы слишком свободно развивались веками, чтобы в один момент нам запретить, например, выходить на протесты. Мне кажется, что чем больше кто-то создает препятствий для протестов, тем быстрее он лишается власти. Янукович яркий пример.

Вы находитесь в депутатской группе "За будущее", которая ассоциируется в обществе с Игорем Коломойским. Насколько часто приходится голосовать за законопроекты, которые лоббирует Коломойский?

Не знаю ни одного законопроекта, который бы лоббировал Коломойский. Связывают группу только потому, что в группе находится депутат Игорь Палица, который есть, был компаньоном Коломойского по бизнесу. Мы объединились в группу только потому, что гораздо легче защищать права наших избирателей находясь в группе.

А партию мы создали, потому что монокоалиция изменила законодательство, и на местных выборах теперь можно выдвигаться только от партий. Если бы этого не было, мы бы и партию не создавали, по крайней мере сейчас.

А вы лично с Коломойским знакомы?

Лично знаком. Я познакомился с ним, с Борисом Филатовым и Геннадием Корбаном в 2014 году, когда он был руководителем Днепропетровской областной государственной администрации. Могу утвердительно говорить: если бы не эти три человека, то украинского города Волноваха на подконтрольной Украине территории не было бы. Потому что они не просто помогали, они делали все, чтобы Донецкая область выстояла.

Почему вас оштрафовал Высший антикоррупционный суд на 1135 грн? Почему вы не ходили полгода на допросы в Национальное антикоррупционное бюро Украины?

Я неоднократно критиковал и после этого еще больше критикую руководителя НАБУ Артема Сытника. За все это время ни одного звонка, ни сообщения на мое рабочее место в Комитет ВРУ от сотрудников НАБУ никогда не приходило. Но они присылали куда-то повестки, чтобы получить от меня объяснения в рамках уголовного производства, где я прохожу как свидетель. Потом пошли в Высший антикоррупционноый суд и подали на меня административную жалобу за то, что я не являюсь на допрос в качестве свидетеля, и наложить на меня административный штраф 1135 грн. Я об этом узнал из СМИ.

Так НАБУ согласно законодательству обязано направлять повестки по месту вашей регистрации.

Да, я зарегистрирован в городе Волноваха. Я проверил: на почтовый адрес в городе Волноваха ни одной повестки я не получал.

А что за уголовное дело, в котором вы свидетель?

Насколько мне известно уголовное дело возбуждено по факту, что я якобы получал незаконную компенсацию за аренду жилья в Киеве во время предыдущего созыва Верховной Рады. Хотя я официально прописан в Волновахе. Собственного жилья в Киеве ни я, ни члены моей семьи не имеют. То есть абсолютно логично, на основании закона, я получал компенсацию и по этому факту открыли уголовное производство.

А вы знаете на каком этапе обработки сейчас находится это уголовное производство?

Нет. Как только хотя бы раз сотрудники НАБУ наконец ко мне обратятся, я охотно предоставлю объяснения.

Самое интересное, хоть это и не проверенная информация, но это уголовное дело открыли на основании обращения человека, который находится в Донецке, который организовывал незаконный референдум в городе Волноваха, на которого открыто уголовное производство по статье государственная измена. Он официально находится в розыске и является членом одного из так называемых государственных органов "ДНР".

Штраф оплатили?

У меня был выбор: либо я сразу плачу штраф, или жду пока мне заблокируют все банковские карточки, или я оспариваю это решение. Я решил очень просто: я оплатил штраф, но я оспариваю это решение.

1