Эксклюзив
"ОстановиЛося": очень неожиданно - когда люди лезут драться
Эксклюзив

"ОстановиЛося": очень неожиданно - когда люди лезут драться

13 ноября 2020, 19:24
В планах рейды по разным городам Украины

Ежедневно на улицах украинских городов мы наблюдаем различных нарушителей-автомобилистов, среди которых есть как рядовые граждане, так и звезды или политики. О том, почему такая ситуация сложилась в Украине, как можно на это повлиять и есть ликакие-то заметные изменения в обществе за последние годы мы расспросили автора проекта "ОстановиЛося" Константина Андриюка.

Как родилась идея проекта "ОстановиЛося"?

Идея родилась у меня вместе с моим коллегой журналистом Сергеем Болотниковым и не была спонтанной, потому что к этому все понемногу шло. С 2014 года я активно на любительском уровне увлекся общественной деятельностью - наведением порядка вокруг себя. Я работал на Почайной и начал приводить в порядок все вокруг своего "рабочего места": клеял бумажки автохамам, ссорился с ними, расчищал зеленые зоны и выкладывал информацию о своей борьбе на Facebook.

Сергей, с которым мы делали совместный футбольный Youtude канал, наблюдая за этим, предложил создать проект для борьбы с хамством на дорогах. До этого я занимался похожим в проект е"ДжеДАЇ". Мы сделали 12-14 выпусков под названием "Народный инспектор". И я уже тогда увидел насколько люди агрессивны в простых, банальных ситуациях. Поэтому, когда Сергей предложил, я понимал, что это будет непросто и даже в начале отказывался, но он меня все же уговорил.

Мы сделали первые выпуски и оно пошло, а с третьего выпуска даже полетело (во время съемок выпуска возникла конфликтная ситуация с иностранцами, которая вызвала общественный резонанс - ред.) и о нашем проекте узнали.

Где-то полтора года назад Сергей ушел из проекта и я остался один. Сначала было немного трудно без поддержки. Ты приходишь на локацию один, а их десятки и каждый тебе говорит практически одно и то же, один и то же бред, а ты каждому должен объяснять и рассказывать. Однако, по состоянию на сейчас, я четко понимаю, что это за проект, для чего он, как коммуницировать и достигать правильного результата. После наших рейдов вырастают антипарковальные столбики, появляются делиниаторы, приезжает полиция и начинает патрулировать это место.

Что для вас было неожиданным в начале проекта?

Наиболее неожиданно - когда люди лезут драться. Мне кажется, что это глупость лезть драться из-за замечания, из-за наклейки, которая не вредит авто, когда тебя снимает камера. У людей какой-то фетиш на автомобиль и это тянется еще с Советского союза. Родители передают этот менталитет детям. В союзе люди стояли в очередях на авто и получали его в лучшем случае через 3-5 лет, а то и за 10. Они смахивали с него пылинки. Но это же кусок железа. До некоторых это уже доходит, но до сих пор остается часть людей, которые боятся положенного перед ними пенька или покрышки, потому что у них новый автомобиль. Меня поражает, что наехать на человека для некоторых из них не проблема, а наехать на пенек страшно, потому что можно повредить авто. К сожалению, это показывает насколько мы пока отсталая страна. В Европе основной ценностью является человеческая жизнь, а у нас на каждом шагу показывают, что наша жизнь и здоровье - это ничто. Они не ценят ни свою жизнь, ни своих детей, ни тем более наше с вами.

Во время нашего рейда водитель, проезжая трамвайными путями, вероятно нас узнал. Он начал объезжать одного человека, который шел к нему с пнем, объезжает второго, ударяет Дэвида (бывший военный медик армии США, общественный активист, волонтер Дэвид Пластер, который живет в Украине с 2011 года - ред.). После того, как Дэвид упал (в результате инцидента Пластер получил перелом ноги - ред.), водитель просто нажал на педаль газа и скрылся. Я не понимаю, как в присутствии свидетелей, под камеры, когда твой номерной знак зафиксирован, бежать с места ДТП. Теперь этот человек, поскольку началась уголовное дело, приходит со своим адвокатом на допрос к следователю. Там ему объяснили, что при определенном стечении обстоятельств, он может сесть в тюрьму. На видео еще и видно, что он ехал с ребенком. То есть он, опаздывая, показывает своему ребенку, что вот так можно сбивать людей. Таких нужно наказывать, и мы вынуждены это делать.

Как вы относитесь к "евробляхам", которые спровоцировали волну новых нарушений, и как можно повлиять на это явление?

Власть может это урегулировать, приняв закон, запретить ввозить в Украину авто с иностранной регистрацией старше, например, 7 или 10 лет с момента оформления. В Европе автомобиль, которому 20 лет, не соответствует экологическим нормам и там это мусор, но там он не отравлять воздух, поскольку его владельца оштрафуют на крупную сумму. Однако, как оказалось, их дешевле "сплавить" нам чем утилизировать. Это показывает, какая мы страна третьего мира. Авто, которому 7 лет будет стоить дороже, но их покупать люди, которые будут понимать почему. В то же время надо снизить тарифы на растаможивание. Таким образом власть и позаботится об экологии и уменьшит тарифы.

Ситуация с "евробляхами" показывает также отношение наших граждан к таким вопросам, а также заигрывания власти с электоратом. Когда наводнили "евробляхами" страну, им дали льготный период на растаможку и те, кто хотел, это сделали. Однако, после того, как этот период прошел, люди увидели, что власть продолжает с ними заигрывать и ничего не происходит, начали ввозить. Их снова становится больше, потому что власть не выполняет свои обещания.

Были какие-то ситуации, которые запечатлелись больше всего за время проекта?

Ситуаций было очень много. Например, запомнилось, как тогда еще кандидат в президенты Ольга Богомолец высаживается из авто перед Ocean Plaza вторым рядом, даже не в полосе транспорта, что также является нарушением. Хотя водитель мог заехать на паркинг торгового центра. Такими действиями политики дают сигнал избирателям. Они привыкли жить теми советскими традициями "где мне надо" или "где мне удобно".

Также запомнился генерал СБУ, о котором делала расследование команда Bihus.info, но его самого они так и не сняли. Мы его отсняли, правда не знали, что это он. Также возле Ocean Plaza. В голове не укладывается, что человек на такой дорогой машине, с такими состояниями, богатством, прислугой, не может заехать на паркинг, где цена 20 грн за 3:00. Ему это просто "в западло". Выйдя из авто они увидели наши наклейки на припаркованных машинах, а когда мы подошли он и его жена вели себя некорректно.

Еще ситуация - на Борщаговке водитель объезжал затор, мы ему сделали замечание, а он не учитывая, что нас пять человек, вылез из авто и начал кричать, материться и лезть драться к оператору. Он замахнулся, ударил и его загасили из газового баллончика, после чего мужчина сел в машину и уехал.

А сколько вещей остается за кадром. Это все последствия слабых законов и пока слабого государства.

Я общаюсь также с эвакуаторщиками и полицейскими, и они также говорят, что это ужас.

Если бы у нас была, например, прописана уголовная ответственность за прямое словесное оскорбление полицейского, а это все фиксируется на нагрудные камеры, и кого за это осудили, все бы сразу начали себя иначе вести. В США никто не рискует полицейскому "кривого слова" сказать. У нас любят говорить, что вот в Америке полиция не берет взяток. Им их не дают, потому что граждан приучили, что за это могут и застрелить на месте. Во всем мире понимают, что с американскими полицейскими лучше не шутить. А у нас все хотят иметь крутых копов, которые бы знали законы и выполняли свою работу за 14,5 тыс. грн в Киеве.

Часто после ваших рейдов на локациях появляются антипарковальные столбики или делиниаторы. Почему для того, чтобы такие элементарные вещи появлялись на улицах города, туда должно приехать "ОстановиЛося"? 

Очевидно, в этом одна из миссий нашего проекта. К сожалению, немалому количеству людей, которые за это ответственны, проще делать отписки гражданам, чем выполнять свою работу. Только когда появляется общественное порицание, резонанс, каждый чиновник понимает, что он вынужден на это реагировать, иначе это скажется на их карьере. Кроме того, у нас очень бессознательные люди, которые по мере каких-то обстоятельств не хотят на это обращать внимание и делать замечания. Я уже понял, что можно писать сотни писем и получать отписки, а когда начинается общественное порицание, а мы это правильно подаем - это помогает. Общественная организация Дэвида после наших рейдов собирает материалы, жалобы и направляет в соответствующие департаменты КГГА. Потому что одно дело об этом просто говорить, а другое это посылать запросы, получать ответы, документально подтверждены и это можно показать и заставить чиновников реагировать. Углубившись в эти процессы, я понял насколько трудно бороться против этой системы.

Кроме того, я увидел очень много "хейта" от людей. То есть когда ты заявил, что ты делаешь, что ты активист, тебе сразу говорят сделать то или другое - "ты активист". Часто мы что-то делаем, а нам говорят, что мы что-то где-то не доработали и мы все равно должны. То есть люди готовы нивелировать достижения увидев какую-то мелочь.

Я давно для себя понял, что мы можем делать полезные вещи. Если мы, условно, сделаем 70% полезного и сравним это с нулем, то лучше выберу то сделано.

У нас было 4 суда по наездах на пешеходов. Все мы выиграли. Сейчас пятое дело, по ситуации с Дэвидом, другое, поскольку предыдущие были административными, а эта уже уголовная.

Увидели ли вы какие-то изменения в обществе за время существования проекта?

Изменения колоссальные. Кое-чего я даже не ожидал. Наша идея была, чтобы водители смотрели на других водителей и видели себя, так сказать, со стороны и понимали как это выглядит и не хотели бы оказаться на их месте. В то же время нам пишут люди, взявшие на вооружение то, что увидели в наших выпусках, некоторые учат ПДД по нашим видео. После выпуска, где я искал паркинги, многие написали, что они узнали где можно нормально запарковаться в центре. К сожалению, люди часто просто не хотят ничего искать и в этом им потакает власть, которая не информирует население. Все инициативы, которые возникают в полиции или еще у кого-то, просто гаснут.

В то же время было очень приятно, что после ситуации с Дэвидом, под следующим выпуском многие интересовались как он, спрашивали нашли ли виновника.

Также очень много людей пишут, что хотели бы прийти на рейд, однако уже есть опыт, что большинство из них хотят просто попиариться на готовой площадке и ничего при этом не делать. Мы много читаем угроз в нашу сторону от "диванных Рэмбо", но это все ограничивается разве средним пальцем через окно автомобиля. С другой стороны, есть люди, которые пишут, что за нарушения надо "резать шины", но на предложение прийти и клеить вместе с нами наклейки, сразу находят множество оправданий, чтобы этого не делать.

У вас были совместные рейды с подростками из проекта "Дело пешехода" или "СтопХам.UA". Какие у вас отношения с коллегами?

Уточню, мы не договаривались с ними о рейдах. О "Дело пешехода" мы знали конечно, поскольку они стали маленькими национальными героями. Так сложилось, что мы хотели провести рейд на Почайной, но там не было затора, поэтому мы изменили локацию и встретили их. Мы познакомились и продолжили рейд вместе. Скажу в общем, что дело правильное, ребята молодцы, но есть серьезные риски из-за того, что они несовершеннолетние. Если лезут драться к взрослым людям, то у автохамов может появиться еще больший соблазн проявлять агрессию к детям. Хотя им выразила поддержку Национальная полиция и поблагодарила за гражданскую позицию, я считаю, что они могут продолжать свою деятельность, но при поддержке родителей, чтобы они могли вмешаться в случае необходимости. В общем, в их деятельности есть большой позитив, потому что многие люди, глядя на этих детей, пишут, что верят, что у Украины есть будущее.

С владельцем "СтопХам.UA" мы лично знакомы. Сейчас их проект немного зачах. На самом деле у нас разные направления, поскольку у них только езда по тротуару. Это правильно, потому что на тротуаре ничего не нужно нарушителю объяснять, но они так и реже выходили, потому что не каждый день в Киеве носятся по тротуарам.

Нас иногда, те кто ничего не понимает, сравнивают с российским "СтопХамом" и я не намерен их в чем-то убеждать. Однако мы разные. Например, я не видел ни одного их выпуска у Госдумы, а мы провели 5 выпусков под Верховной Радой. После наших рейдов по всей улице Грушевского установили антипарковальные столбики, перевесили все знаки.

Не думали ли вы сделать рейды по другим городами Украины?

Я практически к этому готов. Единственное что немного сдерживает - это много организационных моментов, времени и конечно определенные деньги. Например, в некоторые города я не хочу ехать без охраны, там могут быть конфликты. Мне они не нужны, потому что во время конфликта работа на локации практически останавливается, приезжает полиция, нарушители продолжают нарушать, а полицейские заняты нами. Поэтому в некоторые города необходима охрана. Также вопрос жилья. Хотя в целом идея созрела. Еще один сдерживающий момент - как только мы проведем рейд в одном областном центре, нас завалят просьбами приехать в другие, но мы будем это делать, потому что есть колоссальный запрос.

Люди порой думают, что мы себе просто ходим и так записываются видео, но это не так. На каждой локации надо готовиться, проверить где знаки и т.д. Поэтому, к турам в другие города также нужно готовиться. Кроме того, надо понимать есть ли массовые нарушения, а не единичные случаи. Поэтому людей, которые нас куда-то зовут, я призываю присылать сразу фото- или видеоматериалы с четкими претензиями.

Я думаю, что мы будем делать рейды областными центрами.

Кем финансируется ваш проект?

Есть условно три типа финансирования. Это монетизация Youtube, прямая реклама, которую мы даем в выпусках и добровольные пожертвования. Если это все собрать, то в целом хватает на поддержку проекта. В то же время если бы это были сверхприбыли, то можно было бы делать другие вещи, нанимать людей. Даже поездки в другие города делать было бы проще. В общем мое отношение к этому - это не бизнес. Надо сделать что-то полезное для города, а те средства, которые придут является вознаграждением за уже сделанную работу. Деньги здесь не главное. Например, мне предлагают рекламировать букмекерские конторы, но я отказываюсь.

Проводили ли вы статистику, на дорогих или дешевых авто больше нарушают?

Четкой градации нет, но перекос скорее будет в сторону именно дешевых авто. Для себя я это объясняю тем, что люди на дорогих авто, если бы они на них не заработали, все же есть нечто в голове. Иначе они бы не смогли заработать такие доходы. И когда они видят нашу деятельность, у них появляется мысль, что "дешевле" будет избежать конфликта. Однако, находятся разные.

У нас есть классовое неравенство, которое люди замечают. На дорогах часто, когда водители видят со стороны дорогое авто, они считают, что там, видимо, очень серьезный человек и его следует пропустить, а те, в свою очередь, видят такое отношение и становятся еще наглее.

Чтобы вы посоветовали людям, которые также хотят как-то влиять на ситуацию на дорогах?

Первое - объединяться, организовываться. Второе - действовать пошагово и изучать букву закона. Вы должны понимать как это работает и кто за что ответственен. Третье - если нарушители никак не понимают, можно начинать клеить наклейки.