В правительстве решили прекратить финансирование малокомплектных школ: что будет с учащимися и учителями

С 1 сентября 2025 года в Минобразования решили не финансировать на средства образовательной субвенции заработную плату учителей в школах с количеством учащихся менее 45 человек, а с 1 сентября 2026 года - менее 60 человек
В правительстве решили прекратить финансирование малокомплектных школ: что будет с учащимися и учителями
ВНО, ученики, школа, экзамен Фото: УНИАН

В Министерстве образования и науки Украины сделали выводы из международного исследования PISA, а также результатов ВНО. Оказалось, что учащиеся из сельских школ имеют более низкие учебные успехи, чем их сверстники из малых и крупных городов. Поэтому в МОН приняли соответствующее решение, разъяснение к которому опубликовано 12 марта на официальном сайте ведомства.

Что именно решило правительство

С 1 сентября 2025 года решено не финансировать за счет образовательной субвенции заработную плату учителей в школах с количеством учащихся менее 45 человек, а с 1 сентября 2026 года - менее 60 человек. Это решение не касается начальных школ и будет действовать только для образования на уровне 5-11 классов.

В то же время в расчет образовательной субвенции каждой общины добавлены все дети школьного возраста. То есть община будет получать средства для обучения всех детей, но не сможет тратить их на маленькие школы.

"Это означает, что местные органы самоуправления могут решить: либо довозить учащихся этих школ в ближайшую большую школу, либо оплачивать труд учителей малых школ из местных бюджетов", - объясняют в МОН.

Там добавляют, что такое решение для улучшения качества образования для учеников из сел в Украине уже принимали. В частности, с 1 сентября 2016 года из образовательной субвенции не финансируют школы, в которых учатся менее 25 учащихся.

Зачем нужно это решение

В школах I-III ступеней, в которых учатся менее 45 учеников, в одном классе учатся 5-6 учеников, а за неимением возможности сформировать класс (минимум 5 учеников согласно Закону Украины "О полном общем среднем образовании") дети учатся на индивидуальной форме или в соединенных классах (начальная школа), объединяющих детей всех возрастов.

"Это приводит к тому, что дети не получают должного уровня взаимодействия друг с другом, не учатся друг у друга и не видят примеров для подражания, - говорится в разъяснении от Минобразования.

Кроме того, объясняют в ведомстве, такие школы обычно не обеспечены учителями в полной мере. Также часто учителя не могут набрать достаточное количество часов по своему профильному предмету, чтобы получать достаточную зарплату, поэтому в таких школах есть практика отдавать преподавание некоторых предметов непрофильным учителям.

Поэтому решение Правительства должно стимулировать местные органы самоуправления довозить детей в большие школы, укомплектованные учителями, технически обеспеченные и т.д.

Согласно международному исследованию качества образования PISA-2022, учащиеся из сел по уровню учебных результатов отстают от своих сверстников из городов на 4,5 года. То есть им нужно 4,5 года, чтобы иметь те же знания и навыки, что и ученики того же возраста из городов.

"Подобные результаты показывает ВНО (НМТ): в прошлом году средний балл учащихся из сел по украинскому языку был более чем на 6 баллов меньше, чем учеников из городов; по математике — на более 8 баллов; по истории Украины — почти на 3 балла. Результаты учеников из сел по другим, предметам по выбору, тоже ниже", - отмечают в МОН.

В то же время, показывая более низкое качество, сельское образование обходится государству дороже. На образование одного ученика из села государство в среднем в год тратит 30,4 тысяч гривен, а в городе — 24,4 тысяч гривен. В некоторых селах стоимость обучения одного ученика составляет более 51 тысячи гривен. Это связано с необходимостью удерживать и выплачивать зарплату работникам большого количества школ, в которых обучается мало учащихся.

Что будет с учениками и учителями этих школ

Местные власти должны организовать подвоз детей в опорную школу. Детей в таких поездках должен сопровождать учитель. Для подвоза детей государство уже второй год подряд выделяет субвенцию на закупку автобусов – по 1 миллиарду гривен. В прошлом году в софинансировании с местными бюджетами удалось закупить более 450 автобусов.

"Опорная школа — это школа, в которую привозят детей из разных населенных пунктов на расстоянии до 30 километров. Она больше, снабжена учителями и лучше оснащена. Благодаря большей наполняемости классов учитель может организовывать различные форматы обучения, например проектную работу", – объясняют в МОН.

В то же время начальные школы, в которых учатся менее 45 и менее 60 учеников, продолжат получать государственное финансирование. Начальная школа должна быть ближе к ребенку: если старшие ученики могут осилить дорогу к опорной школе, маленьким детям это будет сложно.

Что касается учителей, то в случае, если местные органы самоуправления не финансируют работу малокомплектной школы самостоятельно, возможно трудоустройство учителей в опорных школах с обеспечением подвоза.

Напомним, все учебные заведения, которые размещены "западнее Киева", должны выйти на оффлайн-занятия. Такой новый режим работы с начала нового 2024-2025 учебного года запланирован Министерством образования. МОН предполагает, что это может побуждать организовывать учебный процесс в две смены, однако правительство поставило перед собой задачу начать процесс возвращения к очной системе обучения школьников.

Читайте также

1