Вы думаете, что война не закончится через год? - The Telegraph опубликовало отрывки из книги Саймона Шустера о Владимире Зеленском.

Журналист американского журнала Time Саймон Шустер рассказывает, как Зеленский за время войны стал с "ходячего трупа" "бульдогом"
Главное
Вы думаете, что война не закончится через год? - The Telegraph опубликовало отрывки из книги Саймона Шустера о Владимире Зеленском.
5 января 2024, 19:45
читати українською

Издание The Telegraph опубликовало материал, содержащий отрывки из книги журналиста американского журнала Time Саймона Шустера о Владимире Зеленском: там речь идет о последних месяцах перед вступлением в должность, недовольстве прессы от его решений, периоде перед полномасштабным вторжением и после его начала, а также высказывания тех , кто находился рядом с президентом в последние годы.

Как отмечает Шустер, президент и его команда позволили ему проводить на Банковой много времени в течение первого года полномасштабного вторжения.

"Иногда это казалось почти нормальным, несмотря на сирены воздушной тревоги. Мы шутили, пили кофе, но это было также время истощения и страха", – пишет он.

Журналист вспоминает, в частности, как весной 2022 года, на 55 день полномасштабного российского вторжения, Зеленский спросил, когда Шустер планирует закончить книгу о нем. Он ответил, что хочет зафиксировать первый год войны, а затем опубликовать книгу.

"Вы думаете, что война не закончится через год?", – спросил тогда Зеленский.

Первый месяц вторжения

24 февраля, когда в разных направлениях Украина уже отражала атаки российских войск, охрана президента получила предупреждение о воздушном ударе. Именно тогда Зеленский направился к бункеру – объекту времен холодной войны, похожему на гигантский тоннель метро, переоборудованный в стиле офисного здания.

Многие помощники вспоминают момент, когда впервые увидели президента в гневе. Это произошло, когда оправдались прогнозы ЦРУ, и 30 российских боевых вертолетов обрушились на город.

"Он отдал самый жесткий из возможных приказов, – вспоминал один из них. – Никакого милосердия. Используйте все имеющееся оружие, чтобы уничтожить все русское, что там есть".

Вместо того чтобы просить о своем спасении, Зеленский требовал от партнеров ответа на вопрос, который Украина ставила десятилетиями: будет ли ей когда-нибудь позволено присоединиться к Европейскому Союзу? Его выступление, продолжавшееся всего пять минут, имело большее влияние, чем месяцы, если не годы, дебатов о российской угрозе. На экстренном саммите европейских лидеров, к которым присоединился Зеленский, он был "бледен и устал, с ранней щетиной бороды военных времен", пишет Шустер.

Быт в офисе президента

Самыми трудными для Зеленского были ночи. Его кровать была едва достаточно широкой, чтобы можно было вертеться и переворачиваться. Телефон постоянно звонил, ведь, по словам президента, он не имел права спать, пока не узнавал, какие удары пришлись и куда.

Атмосфера отчаяния присутствовала на раннем этапе. Еды было не так много. Сладости раздавали на встречах, а на общей кухне были мясные консервы с черствым хлебом. Один министр рассказывал журналисту, что выживал несколько дней на шоколаде.

Впоследствии лицо Зеленского стало бледным. Он жаловался на нехватку солнечного света и свежего воздуха. Некоторые из его сотрудников обеспокоились. Его юридический помощник вспоминает, что он походил на ходячий труп. "Живой человек не может выглядеть так", - сказала она.

Со временем жизнь в бункере вошла в более управляемую рутину. Сотрудникам начали подавать горячую еду: хот-доги, картофельные вареники, гуляш. Зеленский и его команда держали запас алкоголя даже после того, как правительство запретило его продажу, и оно время от времени наливало вино помощникам, которые присоединялись к нему за трапезой.

Иногда президент приглашал сотрудников посмотреть фильм, часто голливудские новинки. Он больше не мог смотреть советские комедии, ведь, по его словам, они вызвали у него бунт.

Встречи с иностранными представителями и удары по украинским городам

Утром 8 апреля Урсула фон дер Ляен , президент Европейской комиссии, прибыла на поезде из Брюсселя, чтобы продвинуть процесс рассмотрения заявки Украины на вступление в ЕС. Именно в это утро произошел ракетный обстрел: две ракеты попали в железнодорожный вокзал в Краматорске, 60 человек погибли.

Новость дошла до Зеленского, когда он готовился к встрече с фон дер Ляен. После того, как он увидел кадры из Краматорска, ему стало тяжело сосредоточиться. "Это ужастило его: лужи крови на асфальте, отрубленные конечности среди игрушек и чемоданов", – рассказывает Шустер.

Когда настал момент встречи с фон дер Ляен, лицо Владимира Зеленского было зеленым. Даже на трибуне ораторский дар президента подвел его.

"Это был один из тех случаев, когда руки и ноги делают одно, а голова не слушает, потому что твоя голова там, на той станции", – сказал Шустеру Зеленский.

Шустер пишет, что его ответы о президенте Украины эволюционируют так же, как и характер Зеленского. По мнению журналиста, именно мастерство, которое он оттачивал более 20 лет как актер, сделало Зеленского таким эффективным в борьбе с этой войной.

Шустер вспоминает также, что видел Зеленского за несколько дней до Рождества 2022 года в Вашингтоне во время его первой заграничной поездки с начала вторжения. Журналист видел президента недолго, когда тот спешил через Капитолий.

"Его походка выглядела свинцовой, расправленной в плечах, как у бульдога, направляющегося к бою. Война не закончилась, даже близко не закончилась. Но человек в ее центре завершил свое превращение в военачальника военного времени", - пишет он.

Самые яркие цитаты из материала

  • Зеленский поначалу верил, что если взять Путина с собой в зону боевых действий и показать ему тела, война могла бы прекратиться, – книга о первом году вторжения Саймона Шустера.
  • Президент поехал в только что освобожденный Херсон и отказался надевать шлем и бронежилет из-за уважения к местным;
  • Вместо того чтобы просить о личном спасении, он потребовал ответа на вопрос "позволят ли Украине когда-нибудь вступить в ЕС?"
  • Одним из первых ему позвонил по телефону Монастырский (покойный министр внутренних дел). Зеленский поинтересовался, какое направление РФ выбрало для атаки. Он заявил: Все. В ответ: "Отбейте их";
  • Наутро некоторые чиновники скрылись. Наиболее серьезные дезертирства были у СБУ;
  • "Я чувствую ненависть к российским войскам", - Зеленский после удара РФ по вокзалу в Краматорске. Его ужасали лужи крови на тротуаре.

Читайте также

1