Как в фильме "Сталкер": Кубраков и Арахамия рассказали о жизни в бункере Зеленского в первые дни войны

У Подоляка был туалет, а у нас он в коридоре, там, где все кабинеты. То есть мы Подоляка очень… скажем так, классовая ненависть у нас была к нему… – вспоминают чиновники
Главное
Как в фильме "Сталкер": Кубраков и Арахамия рассказали о жизни в бункере Зеленского в первые дни войны
Давид Арахамия (фото: УНИАН)

Президент Владимир Зеленский в первые месяцы полномасштабного вторжения провел в бункере времен СССР. Вместе с главой государства глубоко под землей находились и представители власти, которые поделились с "Украинской правдой" воспоминаниями о жизни с президентом.

Глава фракции "Слуга народа" Давид Арахамия в ночь перед великой войной вместе с другими чиновниками ждал начала полномасштабного вторжения России. За несколько часов до наступления он все же уехал домой отдохнуть, однако уже в 4 утра ему позвонил по телефону глава Офиса президента с известием. За считанные мгновения топ-чиновники собрались в кабинете Зеленского.

Президент вышел в белой рубашке и говорит: "Ну, что ж, началось". И тогда сказал такую фразу: "Судьба избрала нас".

Впоследствии почти все присутствовавшие попали в укрытие Зеленского. Арахамия описал свое первое впечатление от спуска в президентский бункер:

"Так выглядит, честно говоря, как в фильме "Сталкер". Возможно, кто-то был в Первомайске в музее ракетных войск, там, где стратегическое ядерное оружие стояло когда-то, "Сатана" и так далее. Там есть спуск к ракетной шахты. Вот это где-то такой же экспириенс (опыт)”.

Александр Кубраков , который в статусе министра тоже провел несколько дней в "Объекте №1", а по возвращении к более или менее нормальному ритму работы получит повышение к вице-премьеру, так вспоминает свое первое впечатление:

"Все такое: длинный лифт, какая-то там лестница потом, тяжелая дверь. Длинные коридоры. А вообще все такое советское максимально. Где-то оно глубоко под землей. Спускаешься и спускаешься... На метрополитен похоже. Оно чувствовалось, что все-таки строилось где-то вместе . Все такое же примерно".

"Когда же президентом был Янукович , он точно проверял этот объект. Когда ты становишься президентом, тебе этот объект демонстрируют. Мне было интересно, почему он не переделал для себя ничего", – пошутил Арахамия, намекая на ремонт Администрации президента, где при Януковиче построили даже банный комплекс и спортзал.

Удручающая советскость быта оказалась вещью, к которой довольно быстро можно привыкнуть. Но были и такие реалии, которые психологически нависали с каждым часом все больше.

"Трудно психологически. Воздух другой. Это же зацикленная система. Ты дышишь воздухом, он будто очищен, но ты понимаешь, что там много людей параллельно находится", - вспомнил министр обороны Резников.

Кубраков заметил две другие вещи из подземной жизни, наиболее подавлявшие его.

"Для меня, это было, конечно, светло. Ты не понимаешь, наверху день или ночь. Под землей это примерно одинаковое состояние. Для меня это ощущение, что ты не различаешь день-ночь, какое время сейчас – оно тяжелое, это ненормально для человека находиться постоянно в таком состоянии… Это первое, а второе – это когда интернет пару раз пропадал… Такое ощущение сразу… Хоп – и все, не знаешь, что в мире происходит… А что касается воздуха, то просто стали потом выходить дышать, хотя бы где-то возле Офиса".

Людям, привыкшим смотреть истории о жизни московского "бункерного деда", может казаться, что там, под землей построены целые города. Может быть, в России так и есть. Но украинский "Объект №1", построенный когда-то для защиты партийного руководства в условиях ядерного удара, оказался очень скромным по своим бытовым возможностям.

"Комнатки какие-то небольшие, есть там спальные комнаты, есть рабочие. Они все очень маленькие, все минимальное, ничего удивительного. И еще все максимально советское", - рассказал вице-премьер Кубраков.

Кабинет, в котором находился глава государства, особо ничем не отличался от других.

"Зеленский там был в очень плохих условиях на самом деле. Ну, как для президента, так точно. Кабинет, в котором по 5 человек почти всегда сидели. Стол такой прямоугольный. А спал президент вообще в таком уголке, даже мне было жаль его. Я говорю: "Давай меняться". Потому что там, где мы жили, места было даже немного побольше, чем у президента. Ну, спартанские, я бы так сказал, условия", - подчеркнул глава "Слуги народа".

Единственным преимуществом президентской комнаты был собственный душ, но и эта привилегия сохранялась недолго.

"У президента была там маленькая душевая. Но потом уже как-то у нас нарушились эти границы, и мы в президентский душ ходили, много людей. Ну, потому что в общем душе в коридоре не было для всех условий", – вспомнил Арахамия.

" Подоляк занял помещение Стефанчука (предусмотрено для руководства парламента). И я, помню, жил с Ирой Верещук , у нас две койки были в такой маленькой казарме. Не знаю, сколько она там была, где-то 11-12 квадратных метров А вообще, у Подоляка был туалет, а у нас же он на коридоре, там, где все кабинеты… То есть мы Подоляка очень… скажем так, классовая ненависть у нас была к нему, потому что он взял этот кабинет Стефанчука (смеется). Ну, уже выселять не будешь… Я старался деликатно говорить, что это парламентская собственность, и надо выселяться… Но…" – сказал Арахамия.

Тем временем сам спикер Рады, чью комнату занял советник главы Банковой Подоляк, должен был искать себе убежище на разных локациях вокруг столицы. По договоренности с Зеленским, глава парламента и президент не пересекались в одном месте, чтобы в случае гибели одного из них государство не потеряло управляемость.

Первые дни в тайном укрытии все прожили на адреналине. Спали несколько часов, постоянные переговоры, рабочие совещания, звонки и селекторы – все это так неслось сплошным потоком, что большинство не смогли выделить отдельные события.

Так, например, не удалось точно установить, когда именно в коридоре властного бункера образовался импровизированный спортзал.

Мы виделись с президентом 24-го числа и, конечно, были у него. И потом каждый день я у него уже был в бункере. Что мне понравилось, у него в бункере у ребят уже стояли спортивные все те… Может, они и до того были, я не знаю. Там возможность была и на турниках подтягиваться, маленькая штанга, гирьки. Ну, чтобы пацаны из УДО (управления госохраны) могли там тренироваться. Я думаю: "О, класс, все нормально, жизнь продолжается", – рассказал глава Минобороны Резников.

"А потом мы с Подоляком вспомнили, что у Кирилла Тимошенко в кабинете был холодильник с вином хорошим. И пошли его "грабить". Ночью это было, – заметил Арахамия. – Я тогда увидел, как выглядит здание ОП ночью, когда там прожекторы... Ну это в таком хоррор-фильме как знаете?Все завалено мешками с песком.Мы пробирались, наступили на какого-то нацгвардейца, потом извинялись.Ибо все коридоры, они же были без света, и мы там с этими фонариками из телефонов пробирались... Я помню, это самое вкусное вино было. Ну, когда ты сидишь на нервах и нет ничего такого, и потом мы нашли это вино. И был праздник такой маленький".

В первые дни полномасштабного вторжения гостей в президентском бункере было немало как суперсекретный объект. Сразу с совещания с главами фракций с Зеленским спустились в укрытие уже упомянутый Арахамия, премьер Шмигаль , глава Банковой Ермак . Вместе с ними оказались правая рука главы правительства Олег Нимчинов, вице-премьер Верещук, заместители Ермака Андрей Сибига и Роман Машовец.

Ранее Президент Украины Владимир Зеленский рассказал, что в начале войны мировые лидеры ему звонили по телефону и предлагали эвакуироваться за границу.

Затем пресс-секретарь главы государства Сергей Никифоров рассказал , что в первые дни после начала полномасштабного вторжения ближайшее окружение президента Украины Владимира Зеленского жило в аскетических условиях и питалось "не очень качественно". В частности, по словам Никифорова, на банковской все присутствующие питались разбавленной "Мивиной", а душ был прямо в коридоре.

1