Зимний дизель и бензин: что нужно знать автомобилистам о горючем в холодное время года

Для чего создали зимнее горючее и кому оно нужно
Зимний дизель и бензин: что нужно знать автомобилистам о горючем в холодное время года
Бензин, АЗС Фото: Erik Mclean з Pexels
13 января 2024, 13:44
читати українською

Эта тема актуализируется ежегодно накануне холодов: "зимнее дизтопливо", "солярка стала как кисель", "фильтр замерз на трассе"... Разберемся, не зря ли владельцы дизельных машин пугают друг друга проблемами зимнего дизтоплива.

Подробности автомобильных премудростей пишут журналисты РБК-Украина .

Прежде всего можно сказать, что проблема зимнего дизеля (в смысле дизтопливо) не должна волновать рядового украинского водителя-дизелиста. Все зимние вопросы за него уже решили руководители автозаправок, где он пополняет свой бак. По крайней мере, так должно быть в идеале, и так оно чаще всего и выходит. Но печальные исключения тоже бывают, поэтому владельцу дизельного авто лучше знать кое-что о нюансах дизельного горючего в зимний период.

Что такое зимнее дизтопливо

Почему мы беспокоимся о зимнем дизеле и ничего не слышим о зимнем бензине? Потому что сезонное несоответствие ДП обычно имеет более памятные последствия, чем это происходит с летним и зимним бензином.

О бензинах мы поговорим ниже, а для начала напомним, что только дизтопливо содержит в своем составе парафиновые углеводороды. Которые обладают неприятным свойством превращаться в кристаллический парафин при морозе ниже — 5 –10°C. На деле это означает, что топливо сначала помутнеет, а при дальнейшем падении температуры примерно до –15°C начнет густеть. При том, что в топливной системе дизеля достаточно в буквальном смысле тонких мест, с пересечением в несколько микронов, через которые загустела солярка если и пролезет, то с нештатными последствиями. Уже на этом этапе замерзание дизтопливо застревает в фильтрах и плохо распиливается через форсунки – то есть двигатель медленно останавливается.

А если мороз достигнет –20 –25°C, летнее дизтопливо действительно превращается в кисель, с которым не справляется топливный насос и который не может двигаться по топливопроводам.

Поэтому производители горючего вместе с конструкторами дизельных моторов согласовали стандарты так называемого зимнего дизтоплива, которое не гуще на морозе. Главное его отличие – в наличии в составе депрессорных присадок, которые не дают парафинам образовывать большие кристаллы. Именно такое горючее начинает поступать на автозаправки страны с наступлением холодов.

Важно отметить, что на морозе даже качественное зимнее ДП может терять прозрачность и этого не следует пугаться – главное, что оно сохраняет текучесть.

А как быть осенью и весной

Ответственные сети АЗС начинают завозить на свои заправки зимнее горючее заранее, до наступления конкретных морозов. А если определенный запас зимнего дизеля имеется в вашем баке или гараже, тоже особо волноваться не стоит. Ведь в Украине зима не приходит врасплох, а летняя солярка вполне успешно выдерживает морозы до – 5 –8°C. Разве что в далекое загородное путешествие в таком случае нужно будет отправляться с осторожностью, ведь при движении на скорости элементы топливной системы у некоторых моделей интенсивно обдуваются воздухом и могут приобрести еще более низкую температуру.

Солярка замерзла в машине: что делать

Если случилось так, что в сильный мороз в вашей дизельной машине оказалось летнее горючее, и это стало причиной остановки двигателя, варианты действий могут быть такими:

Машину нужно на несколько часов оставить в теплом помещении – на мойке, СТО, в гараже с печью – буржуйкой. Когда горючее нагреется настолько, что парафин растает и двигатель запустится, дайте ему поработать с четверть часа на холостом ходу, чтобы теплая солярка из магистрали-обратки прогрела весь бак. Только после этого в бак можно долить антигель и продолжить путешествие;

В бак (если в нем есть свободное место) можно добавить порцию хорошо нагретого дизтоплива. Оно нагреет оставшийся объем ДП и, возможно, расплавит парафин. Но при этом придется отдельно греть (скажем, феном) самое уязвимое с точки зрения парафинизации место – топливный фильтр.

Необходимо напомнить, что очень опасно размораживать элементы топливной системы авто открытым огнем – это может привести к пожару.

Что такое зимний бензин

Он тоже бывает. Вернее, должно быть на каждой АЗС в зимний период, просто об этом особо не говорят. Согласно украинскому ДСТУ 7687:2015 (п.4.2), отличие зимнего бензина от летнего – в меньшей летучести последнего.

Зимой, при низкой температуре, бензин улетучивается хуже, из-за чего запуск холодного двигателя усложняется – поэтому зимний бензин делают более летучим. С другой стороны, летом чрезмерная летучесть вредна, потому что из-за нее горючее быстрее стареет и сильнее влияет на экологию, поэтому в летнем бензине летучесть меньше. В документах, сопровождающих каждую партию горючего и которые можно увидеть на АЗС в уголке потребителя, этот параметр указывается как давление насыщенного пара (ТНП), но буквально маркировка "летний" или "зимний" по отношению к бензину скорее всего не будет.

Итак, рецепт против проблем с замерзанием дизтоплива всегда один и тот же: заправляйтесь там, где вам гарантированно зальют ДП соответственно сезону. Или устройте себе эту гарантию своими силами, добавив в бак присадку – антигель. Помня при том, что использовать ее надо превентивно, прежде чем солярка начнет густеть.

Читайте также