"Авиационный безвиз": кому это выгодно и что изменится для пассажиров

Соглашение об "открытом небе". Кто выиграет больше: ЕС или Украина
Эксклюзив
"Авиационный безвиз": кому это выгодно и что изменится для пассажиров
Самолет (Фото: picabu)

Украина подписала с Евросоюзом соглашение о совместном авиационном пространстве, которого ждала с 2006 года. Документ должен способствовать активизации авиаперевозок и росту экономики в сфере туризма. Но есть одно "но" в подписанном соглашении, из-за которого эксперты заявляют о дискриминации в отношении Украины. Что именно прописали в документе, какие изменения ждут авиакомпании и пассажиров и когда они состоятся, разбирался "Парламент.UA ".

Что такое "авиационный безвиз"

Украина и Европейский Союз 12 октября подписали соглашение о совместном авиационном пространстве (САП). Произошло это в пределах 23-го саммита Украина - ЕС в Киеве. Свои подписи под документом оставили премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, посол Словении (страна, председательствующая в ЕС) в Украине Томаж Менцин и председатель внешнеполитической службы Евросоюза Хосеп Боррель.

В соответствии с преамбулой Соглашения о совместном авиационном пространстве, основной целью ее является создание Европейского общего авиационного пространства, будет основываться на свободном доступе к рынку всех компаний, равных условиях конкуренции и общих правилах, включая сферы безопасности, безопасности управления воздушным движением, социальным вопросам и окружающей среды, - рассказал в комментарии "Парламент.UA" адвокат объединения "Мисечко и Партнеры" Владимир Мисечко.

Упомянутое соглашение - многостороннее. По словам адвоката Matviyiv&Partners Назара Гарасимчука, этот документ свидетельствует об очередном шаге к интеграции в европейское пространство. Соглашение введет реальную конкуренцию на рынке авиаперевозок и создаст "Совместное авиационную зону", которая будет регулировать пассажирские, почтовые и грузовые перевозки.

В долгосрочной перспективе "авиационный безвиз" даст Украине возможность увеличить количество авиаперевозчиков и расширить географию деятельности имеющихся компаний. А еще это повысит инвестиционную и туристическую привлекательность, рабочие места в отдельных регионах и государстве в целом, будет способствовать развитию отечественных аэропортов, в которых увеличится количество перевозок и пассажиропоток.

Также Назар Гарасимчук обратил внимание на возможность признания украинских летных сертификатов, связанных с подготовкой экипажа, и увеличение спроса на обучение в профильных авиационных вузов. Еще следует понимать, что наличие САП заставляет лоукостеры вводить стандарты ЕС, в частности с правилами безопасности полетов, защиты пассажиров и окружающей среды.

Самолет (Фото: picabu)

Как Украина живет без соглашения об "открытом небе"

К подписанию соглашения о САП для выполнения полетов из Украины в ЕС и наоборот необходимо было заключать двусторонние межправительственные соглашения, пояснил нам эксперт Офиса реформ Кабинета министров Украины Максим Гардус. То есть, сейчас действуют двусторонние соглашения о воздушном сообщении с каждой страной ЕС. Они устанавливают ограничения на количество перевозчиков и еженедельных рейсов, что, конечно же, затрудняет выход новых авиакомпаний на популярные рейсы и направления. После того как соглашение начнет действовать в полном объеме, полет, к примеру, из аэропорта Мадрида в аэропорт Черкасс станет предметом договоренностей авиакомпании и аэропортов.

Директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий в комментарии "Парламент.UA" отметил, что до сентября этого года украинская власть установила либеральный режим перевозок с большинством стран. Это в частности позволило ирландскому лоукостеру Ryanair и венгерскому Wizzair открыть рейсы в города Украины из Германии, Польши и балтийских стран.

В то же время оставались еще с десяток стран Евросоюза, которые держали "авиационную оборону ". Среди них - Франция, Нидерланды, Финляндия, Бельгия, Чехия, Хорватия, Словения, Румыния.

Во многих из них сохранялась высокая цена на билеты и отложенный спрос. Именно их перевозчики всеми силами и лоббировали затягивание подписания соглашения с Европейской стороны. Именно туда и будут открыты большинство новых рейсов авиакомпаний. Пока мы видели только заявление Wizzair об открытии большего количества новых рейсов, - отметил Александр Ланецкий.

Действительно, у венгерского лоукостера заявили о планах расширения в 2021-2022 годах. Из Киева хотят запустить 12 новых направлений, из Львова - 9, Одессы - 3 и 2 - из Харькова. Кроме того, самолеты Wizz Air из Украины начнут летать в четыре новые страны: Испанию, Францию, Бельгию и Нидерланды. Для реализации таких планов авиакомпания хочет увеличить количество самолетов, которые курсируют с Украины, с 4 до 11.

Почему затягивалось подписание соглашения об "открытом небе"

Переговоры о заключении этого соглашения между Украиной и ЕС начались еще в 2006 году. Однако только через 7 лет текст соглашения фактически зафиксировали. Это произошло 28 ноября 2013 во время саммита "Восточного партнерства" ЕС в Вильнюсе.

Поэтому одобрение документа неоднократно откладывалось. Сначала это было из-за конфликта между Испанией и Великобританией относительно использования аэропорта, расположенного в Гибралтаре. Дело в том, что испанцы считают Гибралтар незаконно оккупированной территорией еще с XVIII века. В свою очередь британцы настаивали на том, чтобы законодательство ЕС распространялось и на аэропорт в Гибралтаре. Решение проблемы стало возможным лишь после выхода Соединенного Королевства из ЕС, окончательно состоялся 31 января 2020.

Самолет (Фото: picabu)

В то же время как рассказал нам кандидат экономических наук Александр Хмелевский, подписание соглашения затягивалось и из-за военного конфликта на Донбассе. Ведь, согласно договору, Украина должна обеспечить европейские стандарты безопасности. А сбитый малазийский Боинг надолго снял соглашение с повестки дня. Однако впоследствии Европейская Комиссия таки смогла перезапустить техническую подготовку к подписанию соглашения с Украиной.

Почему ЕС в большем плюсе, чем Украина от соглашения

Большинство экспертов сходятся во мнении, что соглашение об общем авиационном пространстве несколько дискриминационное в отношении Украины. Согласно документу, европейские компании получат доступ на украинский рынок авиаперевозок. Они смогут осуществлять авиарейсы между украинскими городами, а также организовывать неограниченное количество рейсов между Украиной и европейскими странами.

Соглашение дискриминационное в отношении украинских авиакомпаний. В отличие от европейцев, они не смогут осуществлять авиаперевозки между европейскими городами. Они смогут только летать из Украины в Европу, - пояснил Александр Хмелевский.

Очевидно, что украинские компании, которые и так пострадали от пандемии, не выдержат конкуренции с европейцами. Им придется либо переориентироваться на азиатские рынки, либо сворачивать свою деятельность. Зато банкротство отечественных авиакомпаний приведет к росту безработицы и сокращению поступлений в госбюджет.

По моим данным, с 2013 года в сделке фактически не изменилось ни строчки. Даже на тот момент она была однобокой и несправедливой в отношении украинских авиакомпаний. Европейские перевозчики, согласно договору, получают право летать коммерческими маршрутами внутри Украины, а украинские внутри Евросоюза - нет, - говорит Александр Ланецкий.

Что изменится для пассажиров с "авиационным безвизом"

Соглашение об общем авиационном пространстве открывает внутренний украинский рынок для европейских перевозчиков. Это дает надежду, что конкуренция заставит снизить стоимость билетов, уверяет Максим Гардус. Кроме цены на внутренние перелеты, для украинцев будет больше возможностей для путешествий, ведь увеличится количество направлений полетов за границу. Также лоукостеры синхронизируются с европейскими требования к страхованию и безопасности.

Директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий говорит, что в первую очередь цена на билеты снизится для украинских пассажиров в ранее ограниченные страны - Францию, Чехию, Бельгию и Нидерланды.

После того, как введут европейские правила компенсации для пассажиров, в прошлое уйдут задержки рейсов (особенно чартерных) на пол дня и более. За задержку более чем 4 часа, так же как за отмену рейса авиакомпания должна будет платить пассажиру компенсацию от 200 до 600 евро. Это либо научит авиакомпании лучше работать, или они обанкротятся, - добавил эксперт.

Когда начнет работать соглашение об "открытом небе"

В соответствии с пунктом вторым статьи 38 соглашения, документ вступает в силу в следующем месяце после обмена дипломатическими нотами между Украиной и ЕС. Последняя, кстати, должна содержать сообщение от каждого государства-члена ЕС. Это подтвердит, что необходимые процедуры для вступления в силу этого соглашения выполнены в полном объеме.

Максим Гардус отметил, что этот процесс будет происходить постепенно, в два этапа. Сначала после подписания все 27 членов ЕС, Европейский парламент и Верховная Рада должны ратифицировать соглашение. Однако даже к этому соглашение начнет действовать только на временных основаниях. Это означает, что правительства Украины и стран ЕС больше не будут предоставлять назначения на тот или иной маршрут.

Самолет (Фото: picabu)

Украинские и европейские авиаперевозчики уже смогут договариваться о возможности рейсов и их количество напрямую с аэропортами в обе стороны. Поэтому на время первого этапа Украина постепенно менять нормы и стандарты авиационного законодательства на европейские. После получения положительной оценки Европейской Комиссии мы сможем перейти ко второму этапу, - рассказал эксперт.

Поэтому уже все украинские летные сертификаты, связанные с подготовкой экипажа, будут автоматически признаваться в Евросоюзе. В свою очередь авиаперевозчики ЕС смогут предлагать пассажирам внутренние перелеты между городами Украины.