Удержится ли Шкарлет в кресле и накажут ли "кнопкодавов"

Генпрокуратура начала разбираться в законности назначения министром образования Сергея Шкарлета
Эксклюзив
Удержится ли Шкарлет в кресле и накажут ли "кнопкодавов"
Сергей Шкарлет (Фото: Министерство образования и науки Украины)

Офис генпрокурора по заявлению фракции "Голос" открыл дело о "кнопкодавстве" в Верховной Раде во время голосования за назначение Сергея Шкарлета министром образования и науки. Парламентарии убеждены, что в случае честного нажатия на кнопки, голосов за назначение его главой МОН хватило бы. "Парламент.UA" вместе с адвокатом Юрием Криворучко разбирался, какие есть перспективы наказания для "кнопкодавов", могут из-за этого уволить Шкарлета и почему такое явление как голосование за коллегу до сих пор существует в Украине.

Кто "кнопкодавил" при голосовании за Шкарлета

Верховная Рада 17 декабря назначила на должность министра образования и науки действующего исполняющего обязанности главы МОН Сергея Шкарлета. "За" проголосовали 226 народных депутатов - это минимум, необходимый для принятия решения. Даже минус один голос и все - назначение не принято. Голоса за кандидатуру Шкарлета отдали: "Слуга Народу" (171), "Оппозиционная платформа - За життя" (20), "За майбутне" (12), группа "Довира" (16) и 7 внефракционных депутатов. "Против" выступили 43 парламентария: двое от монобольшинства, 24 из "Европейской Солидарности" и 16 из "Голоса". Еще 39 воздержались.

В тот же день депутат от "Голоса" Инна Совсун заявила, что ее политсила оспаривает назначение Шкарлета министром, потому что во время голосования за его кандидатуру некоторые депутаты из "Оппозиционной платформы - За життя" "кнопкодавили", то есть голосовали не лично. Она опубликовала табло системы "Рада" во время голосования за кандидатуру Шкарлета, на котором видно, что восемь депутатов ОПЗЖ проголосовали а".

Отдать голос депутат может только лично, и только он сам может использовать свою карточку для голосования. Но на месте нескольких депутатов, которые якобы проголосовали, были пустые стулья. Совсун отметила, что среди тех, кто поддержал кандидатуру Шкарлета, был и Григорий Суркис. Однако в тот день его в Раде не было.

Фракция написала заявление председателю парламента Дмитрия Разумкову о нарушениях во время голосования и требует назначения повторного голосования. Когда пришло время Комитета по вопросам регламента и депутатской этики рассмотреть материалы возможного "кнопкодавства", рассмотрения не было, убеждает Совсун. Поэтому депутаты обратились в Офис генпрокурора, который впоследствии открыл производство по ч. 2 статьи 364 (злоупотребление властью или служебным положением) Уголовного кодекса.

Обязательно ли открытие дела по заявлению фракции

Заявление от фракции "Голос" о "кнопкодавстве" ряда депутатов подали в Офис генпрокурора еще 18 декабря 2020, то есть на следующий день после голосования за назначение Шкарлета. Как объясняет адвокат Юрий Криворучко, следователь или прокурор не позднее 24 часов после подачи заявления должен внести сведения в Единый реестр досудебных расследований и начать расследование.

Следователя, который будет проводить досудебное расследование, определяет руководитель его ведомства. Законодательство не предусматривает никаких условий и исключений, по которым он может не внести данные об уголовном правонарушении в ЕРГР - они просто обязаны принять и зарегистрировать такое заявление или сообщение.

В Единый реестр, в частности, вносят сведения о дате поступления заявления, данные о заявителе или источник обстоятельств (например, прочитали в соцсетях), краткое изложение обстоятельств, которые могут свидетельствовать об уголовном преступлении и предварительная правовая квалификация (то есть, статья закона, которую мог нарушить подозреваемый).

По сообщениям Офиса генпрокурора, досудебное расследование проводит Госбюро расследований. Его должны завершить в течение двух месяцев со дня уведомления о подозрении в совершении преступления. Поэтому вывод: Офис генпрокурора просто не мог, как бы ни хотел, не открывать дело по заявлению парламентской фракции.

Каковы перспективы наказания для вероятных "кнопкодавов"

Если следователи смогут доказать соучастие кого-то из депутатов как пособников, организаторов или заказчиков совершения преступления, им предстоит выдвинуть подозрение. В случае, если дело таки дойдет до суда, им могут вынести наказание, однако тюрьма им не светит. Разве что штраф от 3 до 5000 необлагаемых минимумов доходов (51 тыс. - 85 тыс. Грн).

Перспективы наказания достаточно туманны ... Достаточно вспомнить конкретные случаи. Так, до сих пор продолжается расследование преступления по этой статье, которое совершил внефракционный депутат мажоритарщик Владислав Поляк еще в феврале 2020 года. Или по затягиванию производства относительно другого мажоритарщика Андрея Иванчука. ГБР отметил в декабре 2020-го, что досудебное расследование в отношении него пока не осуществляется, - пояснил адвокат.

Поэтому этим "кнопкодавам" реальные наказания вряд ли светят. Похоже, из-за политических договоренностей с "полуослабшей" в рейтинге, нуждающейся в посторонней помощи в голосовании, партией "Слуга Народа", ни один из "кнопкодавов" наказан не будет. Иначе другие, к которым применят такие же наказания, смогут просить пересмотреть их приговоры, потому что у них решение было иным. А дела будут затягиваться под самыми разнообразными предлогами, например проведение экспертиз, не полный допрос свидетелей, отсутствие каких-либо документов, видеозаписей, фотографий и тому подобное.

Влияет ли раскрытие дела на пребывание Шкарлета на должности

Адвокат Юрий Криворучко убежден, что это влияние - несомненное. Протокол голосования или стенограмма заседания, которые содержат в себе ложные или искаженные сведения, будут основаниями для признания результатов голосования ровно в 226 голосов недействительными и недостаточными для назначения Шкарлета. Ведь регламент ВР четко предусматривает: голосование должно происходить лично депутатом путем нажатия кнопки или поднятия руки. Последнее в Раде не распространено.

Если во время заседания кто-то из депутатов обнаружит коллегу "кнопкодава", рассмотрение вопроса повестки дня по его требованию должно остановиться. Поэтому спикер на заседании поручает Счетной комиссии изъять его карточку и провести повторное голосование. А уже после этого глава парламента, должен рассказать о "кнопкодавстве" Аппарата Верховной Рады. Он этого не сделал, поэтому во время самого голосования "кнопкодавов" или никто не поймал, или закрыли на это глаза.

Если же после голосования уже прошло время, решение может быть отменено, если он еще не подписал глава ВР. А вот законы, постановления и другие акты, которые уже вступили в силу, отмене не подлежат. Они могут разве что быть признаны утратившими силу.

В связи с тем, что председатель ВР Дмитрий Разумков уже подписал решение о результатах голосования и назначения Шкарлета на должность министра, Верховная Рада может, а не обязан признать это решение утратившим силу. Необходимость отменить нормативный акт, совершено с нарушением регламента, не предусмотрена, - пояснил Юрий Криворучко.

То есть, если следствие или профильный комитет докажут неперсональное голосование за кандидатуру Сергея Шкарлета, то Верховная Рада может признать свое решение утратившим силу. А может не признать, никто никого не обязывает. Иначе надо ждать доведения дела до суда и обвинительного приговора. После этого протокол и результаты голосования автоматически признают недействительными.

Как искоренить явление "кнопкодавства" в Украине

Несмотря на принятие различных законов, "кнопкодавство" действительно до сих пор распространено в Верховной Раде. Причин для этого несколько. В частности, то, что наказание за совершение этого преступления является небольшим. Также довольно часто расследование умышленно затягивают из-за политического давления на ГБР и Офис генпрокурора.

Помимо прочего, сам факт "кнопкодавства" и процедуру расследования часто используют как рычаги шантажа политических оппонентов и возможность достичь консенсуса между политическими силами, оппозицией и большинством. Руководство ВР не хочет применять какие-то технические механизмы для предотвращения "кнопкодавства", такие, как сенсорная кнопка - якобы, нет времени ее внедрять. Хотя на этой теме часто спекулируют политики.

Юрист Юрий Криворучко видит выход из ситуации во внедрении голосования двумя руками в течение 20 секунд, удерживая 2 кнопки - как это происходит в Киевсовете. Таким образом, по его мнению, вопрос "кнопкодавства" будет решен. А также удачным называет одинаковое правоприменения уголовного закона ко всем депутатам без исключения.

Должно быть проведение показательных процессов, согласно установленной законом процедуре, применение наказания обвиняемых и признание принятых в результате преступления решений Верховной Рады недействительными. То есть, как и в гражданском судопроизводстве, должен действовать принцип реституции (возврат к первоначальному состоянию. То есть, к состоянию выставления кандидатуры на голосование - ред.), - убежден Юрий Криворучко.

По его словам, техническое предотвращения одновременно голосовать и за себя, и "за того парня" сэкономило бы средства на проведение расследований регламентного комитета ВР и правоохранительными органами. Это избавит Украину от скандалов с назначениями и голосованиями. Но, похоже, такой выход не нравится всем политическим силам - а страдают от этого деньги избирателей.