Что произошло в "Нафтогазе" и Минэнерго и как это повлияет на будущее НАК

Замена Коболева Витренко: анализ ситуации, рекакция экспертов и международных партнеров
Эксклюзив
Что произошло в "Нафтогазе" и Минэнерго и как это повлияет на будущее НАК
Кабмин (Фото: Парламент.UA)

На прошлой неделе Кабинет Министров Украины уволил Андрея Коболева с должности Председателя Правления НАК "Нафтогаз" и назначил на его место Юрия Витренко, который ранее уволился из "Нафтогаза" именно из-за конфликта с Коболевым. Кроме того, это увольнение состоялось с нарушением законодательства, хотя и теоретически должно пойти на пользу государственной компании.

В том, что же произошло, как на это реагируют иностранные партнеры, как оценивают эксперты и какие перспективы у "Нафтогаза" разобрался Парламент.UA.

Как Коболева заменили на Витренко

На первый взгляд такие перестановки кадров между государственной компанией и Кабмином - обычное явление для украинских процессов госуправления, тем более, что речь идет о людях, которые не принадлежат команде Зеленского, что сейчас большая редкость.

Однако нельзя не учитывать три важных момента:

  • НАК "Нафтогаз" - это определяющее для существования государства предприятие, которое к тому же находится в тройке крупнейших налогоплательщиков в бюджет. Поэтому у общества должно вызвать интерес увольнение его председателя, который занимал эту должность с 2014 года и при правлении которого компания не только из убыточной превратилась в прибыльную, но еще и выиграла у Газпрома $ 2,9 млрд штрафа в международном суде.
  • Увольнение произошло уже в обычном режиме для нынешней власти - с нарушением. Ведь именно представление предложения об увольнении главы правления вместе с соответствующим решением относятся к компетенции Наблюдательного совета Нафтогаза, а не Кабинета Министров напрямую. К тому же сам Андрей Коболев в Facebook в день увольнения написал, что сам узнал об этом из новостей. Итак увольнение прошло как минимум с нарушением процедур и этических норм. Затем Коболев заявил, что будет обжаловать это решение государства, так как оно "ставит крест на корпоративной реформе в государстве и обесценивает важность и необходимость наблюдательных советов как контролирующего корпоративного органа".
  • На место председателя правления сразу был назначен Юрий Витренко, который уже работал исполнительным директором Нафтогаза под руководством Коболева с 2014 по 2020 годы. В то же время у них в 2019-2020 годах был личностный конфликт, который выражался через критику Витренко в сторону Коболева из-за медленной оранизации трансформации и невыполнения внутренних управленческих стандартов. Завершился конфликт увольнением Витренко из Нафтогаза в июле 2020.

В комментарии Парламент.UA политолог Тарас Загородний отметил, что увольнение Коболева стало довольно неожиданным шагом.

Я считаю это сильным шагом господина Зеленского. Он избавляется от токсичных людей, потому что господин Коболев, во-первых, показал неудовлетворительный результат работы. Провалена собственная газодобыча, тарифы растут. Конечно, это сказывается на Зеленском, поскольку он не может с этим справиться, - подчеркнул он.

 Юрий Витренко (фото: facebook.com/minenergoUkraine)

Экономический эксперт Олег Пендзин, в свою очередь пояснил, что в 2014 году в Украине были приняты определенные законодательные акты относительно корпоративного управления, а назначение Витренко на должность было вне компетенции правительства: кабинет министров несколько превысил свои полномочия.

Есть украинское законодательство, которое четко определяет порядок увольнения и назначения на должность председателя правления этой государственной компании. Полномочия по принятию на должность и увольнению имеет Наблюдательный совет. Это было сделано для того, чтобы максимально обезопасить подобные системообразующие государственные компании от влияния политических партий, деятелей, которые приходят в результате выборов на те или иные должности в государственной власти. Такая логика закладывалась изначально и эта логика поддерживалась. Она была инспирирована нашими кредиторами и нашими партнерами в Америке и Европе. На сегодняшний момент мы уже имеем реакцию от этих почтенных представителей иностранных государств, которые очень осторожно напомнили об украинском законодательстве относительно корпоративного управления, - отметил он.

Почему Витренко дважды не стал министром, но возглавил "Нафтогаз"

Сын известного политика на и депутата ВР II и III созывов Натальи Витренко, которая в 2014 из-за радикальных пророссийских взглядов выехала из Украины в Россию вроде как не разделяет экстравагантных взглядов матери. Своим профессиональным путем Витренко создал впечатление человека с бизнес-интересами и прозападным менталитетом, что доказывает его работа в таких известных финансовых структурах, как PwC и Merrill Lynch.

Также карьера Витренко уже давно была связана с Нафтогазом: на разных должностях в компании он работал с 2001 года. И кульминационным периодом можно считать 2014-2020 гг., Когда Юрий Витренко занимал должность исполнительного директора Нафтогаза под руководством Андрея Коболева как Председателя Правления.

После увольнения в июле 2020 Юрий пытался реализовать амбиции госслужащего высшего звена и при "зеленой" власти. За карьерными сложностями Витренко страна наблюдает с декабря прошлого года.

 Юрий Витренко (фото: УНИАН)

Сначала он стал первым заместителем министра энергетики и активно пытался возглавить министерство, но Рада дважды - 17 декабря и 28 января - не набрала нужное количество голосов в пользу кандидатуры Витренко. Поэтому попытку стать министром пришлось отложить, однако уже 28 апреля его внезапно назначили председателем "Нафтогаза" после увольнения Андрея Коболева и роспуска Наблюдательного Совета "Нафтогаза".

Конфликт Коболева и Витренко как важный аргумент в "изменениях" в Нафтогазе

Во время совместной работы в Нафтогазе Коболев и Витренко демонстрировали дружеские отношения. Однако в 2019-2020 годах между руководителями компании произошел конфликт, основанный на различном понимании целей организационной трансформации компании. В понимании Коболева главной целью трансформации компании было достижение финансовой стабильности НАК, в то время как Витренко хотел быстрого превращения в эффективную компанию с системой сдержек и противовесов, которые минимизируют зависимость развития от конкретных людей.

В конце концов конфликт завершился скандалом после увольнения Витренко с должности исполнительного директора Нафтогаза 17 июля 2020. Тогда Витренко заявил, что это решение принял лично председатель правления Коболев. Он также рассказал о провалах в работе "Нафтогаза" по тем направлениям, за которые отвечал Коболев. Кроме того, он отметил, что контракт с Коболевым был продлен без конкурса. В дополнение к этим обвинениям, 23 июля 2020 управления маркетинговых исследований Нафтогаза, которое подчинялось Витренко, подготовило документ, под названием "Оценка прогресса организационной трансформации "Нафтогаза". В этом отчете говорилось о текущих успехах в трансформации компании.

В частности, в некоторых выводах звучит критика в сторону высшего руководства компании: "Трансформация значительно отстает от графика, что делает Нафтогаз уязвимым для краткосрочных и среднесрочных угроз и вызовов. Мы видим высокий риск того, что Нафтогаз столкнется с серьезным дефицитом денежных средств в 2020 году, который будет вызван отсутствием доходов от транзита газа. Учитывая эти проблемы, незначительный прогресс трансформации создает высокий риск распада "Нафтогаза", потому что даже новое правительство в конечном итоге перестанет понимать, какую ценностную роль может выполнять нынешнее руководство компании...".

Также в ходе формирования отчета управления маркетинговых исследований НАК провела ряд интервью с топ-менеджментом компании и установили: "многие из тех, кого мы опросили, сообщили, что обеспокоены тем, что поведение СЕО (Андрей Коболев ред.) Отличается от первоначально оговоренных принципов: вмешательство СЕО - это обычное явление!"

 Андрей Коболева (Фото: УНИАН)

Однако тогда председатель правления удержался на своем посту. Но уже через 9 месяцев, 28 апреля 2021 Кабинет Министров одним решением фактически распустил Наблюдательный Совет НАК "Нафтогаз" (так было заявлено, что представители государства в совете прекращают свои полномочия) и уволил Андрея Коболева с должности председателя правления. Главными причинами были:

  • Ущерб от деятельности компании в 2020 году. Чистый консолидированный убыток группы компаний "Нафтогаз" в 2020 году составил 19 млрд грн. При этом в утвержденном Кабинетом Министров финансовом плане компании предполагалось получение 11,5 млрд грн прибыли. Соответствующий финансовый план был предложен самим руководством НАК "Нафтогаз Украины" в декабре 2020 года. Но все равно по результатам заседания общего собрания акционеров работу Наблюдательного совета и правления НАК "Нафтогаз Украины" в 2020 году признана неудовлетворительной.
  • Недостижение запланированных объемов собственной добычи газа, по сути не давало шанса на уменьшение цены на газ для населения. А это - одна из основных преград для Владимира Зеленского на пути к переизбранию.

В общем формальные причины для увольнения Коболева были. Но нарушение процедуры и мгновенное назначение Юрия Витренко дает шанс утверждать, что решение принималось по политическим мотивам, а сам Витренко играл не последнюю роль в этом процессе. Новоназначенный Глава Нафтогаза не замедлил с комментарием: "Государство должно быть активным владельцем, соответственно Кабинет Министров имеет право и обязанность реагировать на проблемы в компании. Это решение было принято в пакете с рассмотрением результатов 2020... И с этой точки зрения оно понятно". Также Витренко еще раз напомнил о резком падении консолидированной прибыли компании: с 63 млрд прибыли в 2019 году до 19 млрд убытка в 2020 году.

По мнению экономического эксперта Олега Пендзина, аудит "Нафтогаза" был скорее поводом, нежели реальной причиной увольнения Коболева

Я думаю, что ситуация с убытками НАК "Нафтогаз" в 2020 году является скорее ожидаемой, чем случайной. Ведь вся энергетическая сфера во всем мире понесла убытки в 2020 году. У "Нафтогаза" забрали огромный генератор дохода - это магистральные газопроводы. В некоторой степени ситуация была ожидаемой, особенно в связи с непогашенными долгами, в частности газоснабжающими организациями.

Какими будут дальнейшие действия господина Коболева с точки зрения защиты своих интересов в судах, это вопрос другой, - считает эксперт.

Огромная премия Коболева и гнев человеческий

Пожалуй, самый гавный репутационный скандал с Коболевым случился в 2018 году, по итогам которого он получил 286,5 млн грн выплат в Нафтогазе. Из этой суммы 261 млн грн - это премия, которую ему предоставил Наблюдательный Совет Нафтогаза за победу в Стокгольмском арбитраже в споре с Газпромом. Сама же заработная плата Коболева за год составила 25,5 млн грн грн.

После этого вся страна возмутилась от услышанных цифр. Даже начали появляться петиции к Президенту Украины с требованиями немедленно сократить зарплату Коболева.

Если обратиться к цифрам, то в целом 41 сотрудник Нафтогаза получил премии в рамках выигрыша над Газпромом на сумму $46,3 млн. В том числе и руководители: Андрей Коболев тогда получил $7,9 млн, а исполнительный директор Юрий Витренко - $6 млн. Даже дальнейшая судьба полученных премий обоих руководителей государственной компании была примерно одинаковой: Коболев перевел всю сумму на счета своей матери, проживающей в США, а Витренко перевел свою премию на счета жены, проживающей в Лихтенштейне. Однако весь гнев украинского народа за эти деньги получил Андрей Коболев, в то время как сам Юрий Витренко, который и рассказал СМИ о премиях, фактически не подвергся критике.

Огня ситуации в 2019 году также добавила позиция новоизбранного Президента Украины - Владимира Зеленского. Он высказывался против выплаты таких крупных премий и поручал тогдашнему Премьер-министру Алексею Гончарук найти выход из ситуации: "Они должны быть не только прагматичными менеджерами, но и оставаться людьми. Предложить выход из этой ситуации. Или они вас услышат, либо не услышат вас. Тогда они услышат людей и юристов".

Чем запомнился Коболев в должности

Андрей Коболев возглавил Нафтогаз 26 марта 2014, сразу после победы Революции Достоинства и продержался на этом посту полных 7 лет. Можно кратко перечислить ключевые его достижения в качестве Председателя Нафтогаза:

Нафтогаз Украины (Фото с сайта компании)

  • Судебный иск к Газпрому по двум делам: транзита и по цене на российский газ для Укриины. В результате украинская компания фактически победила в обоих случаях. 22 декабря 2017 Нафтогаз заявил, что выиграл арбитраж против Газпрома в деле о поставках газа, а также об уменьшении более чем в 10 раз обязательных годовых объемов закупленного газа. А чуть позже Стокгольмский арбитраж объявил свое решение в исторической победе Нафтогаза над Газпромом в деле транзита газа на сумму $4,673 млрд. В результате по двум делам Газпром обязан выплатить Нафтогазу $2,56 млрд.
  • Именно в правление Коболева государственная газодобывающая компания стала прибыльной. Но ради этого почти сразу пришлось пойти на непопулярные шаги: установление цены для промышленных потребителей на уровне рыночной и такой, что чуть ниже рыночной - для населения. А с 1 мая 2021 и населения станет платить рыночную цену так как в апреле утратившим силу постановление Кабинета Министров Украины о замораживании цен на газ для населения. Но тарифы - это уже отдельная тема, хотя и чрезвычайно чувствительна.
  • Доходность государственной компании дает еще одно огромное преимущество - увеличение отчислений в бюджет в виде уплаты налогов. Например "НАК "Нафтогаз Украины" и компании, входящие в нее, в 2020 году уплатили в государственный и местные бюджеты 141,5 млрд грн налогов и сборов, а это (включая остаток дивидендов по 2019)", сообщила пресс-служба компании. А это 13% общего бюджета Украины за тот год. В 2019 году Группа Нафтогаз оплатила в государственный бюджет 120,3 млрд грн налогов и дивидендов, что составило уже 16% общих доходов государственного бюджета. И возвращаясь еще на год назад, совокупный размер налоговых и дивидендных платежей группы Нафтогаз в государственный бюджет в 2018 году составил 136,5 млрд грн. Отчисления группы Нафтогаз в бюджет в 2018 году более чем на 27% превысили платежи за 2017 год. То есть имеем в математическом и экономическом смыслах процветающую нефтегазовую украинскую компанию, которая ежегодно увеличивает свои доходы и при этом проводит процесс реформирования! Пожалуй, мы больше не найдем такой длительный период в современной истории Украины, когда Нафтогаз приносил столько пользы бюджета и имиджа Украины на международной арене.
  • Реформа газового рынка или война с коррупцией в виде облгазов Фирташа. В правление Коболева НАК начала открыто бороться с такой себе "Региональной газовой компанией" олигарха Фирташа. Этой компании принадлежит 20 облгазов по всей Украине, поэтому РГК фактически монополист на рынке доставки газа до конечных потребителей. Эта компания годами закупала у Нафтогаза газ для населения, но перепродавала его частным компаниям. Таким образом наносились ущерб государству от неуплаты налогов, уменьшение прибыли государства и, наоборот, получение незаконной прибыли криминальными группами. Благодаря принятию серии правильных решений Нафтогазом удалось установить контроль над распределением закупленного облгазами голубого топлива.
  • Пожалуй, самым позитивным шагом лично для имиджа Коболева, стала его реакция на резкую критику относительно получения им премии за Стокгольм со стороны населения, СМИ и политиков, в основном пророссийских. Тогдашний Председатель НАК пообещал в течение всего 2019 перечислять свою зарплату в НАК "Нафтогазе" в три Украинские благотворительных фонда: "Таблеточки", "Вернись живым", "Народный тыл".

Перспективы Нафтогаза после смены руководства

По мнению экономического эксперта Олега Пендзина, наблюдательный совет должен предоставлять кандидатуру, подтверждать ее. А если все делается в одном пакете, то непонятно, кто вообще эту кандидатуру предлагает.

Мы имеем примеры, как сессионный зал оценивал господина Витренко на должность министра. Они выразили свою позицию по поводу господина Витренко, дважды предоставив ему недоверие, - подчеркнул он.

С другой стороны политолог Тараз Загородний называет это предвыборной логикой и изучением властью реакции, потому что, по его мнению, господин Витренко будет призван уменьшить аппетиты "Нафтогаза", который де-факто, пользуется своим монопольным положением.

Рейтинги политиков, которые критикуют тарифы растут. Прежде всего это - Тимошенко, которая требует ликвидировать "Нафтогаз" и снизить тарифы. Конечно, власти обеспокоены этим. Ведь уже не скрывается, что Зеленский собирается на второй срок. А без решения вопроса тарифов - это невозможно.

И мы можем спрогнозировать наши худшие опасения, что увольнение Коболева с должности стало банальным актом мести Витренко, амбиции которого достигали высшей должности (желательно выше Коболева). А "сила" нынешней власти - продавливать нелегитимные с точки зрения законодательства решение - могла стать просто орудием для занятия Витренко должности или министра или председателя правления. И главными будут последствия этого события. Ведь мы прекрасно помним, что почти каждое, инициированное зеленой властью активное действие, оборачивается каким-то коррупционным или геополитическим скандалом. И сигналы такого сценария уже есть. Например, 29 апреля вице-президент Энергоатома, Герман Галущенко стал Министром энергетики, которого выбрали конституционным большинством Верховной Рады, то есть голосами 305 депутатов. Против этого назначения были только партии "ЕС" и "Голос". В то же время журналисты связывают Галущенко с одиозными олигархами и подсанкционным депутатом Андреем Деркачем.

А в СМИ уже появилась информация, что Коболева могли уволить из-за его жесткой позиции в отношении использования резервов Нафтогаза. По информации zn.ua "Нафтогаз" перечислил 50 млрд гривен в собственные резервы на случай, если должники не рассчитаются с компанией. В частности, резерв в 23,5 млрд гривен был сформирован под действующую задолженность со стороны региональных газораспределительных предприятий. А еще 26,5 млрд гривен - в резерв под задолженность перед "Нафтогазом" со стороны производителей тепла, которая уже составляет 40,9 млрд гривен. Поэтому для власти было бы очень нужно использовать эти резервы Нафтогаза для собственных пиар-проектов вроде "Большая стройка". То же издание сообщает: "Две недели назад Владимир Зеленский встречался с Андреем Коболевым и предложил ему рокировку: Витренко возглавляет Нафтогаз, а Коболев - Минэнерго. Коболев отказался. Зеленский обиделся. А потом обиделся еще раз, когда стало понятно, что президентские дороги Коболев тоже финансировать не собирается, и почти 40 млрд гривен дивидендов - максимум, на который может рассчитывать государство".

Реакция международных партнеров на смену председателя "Нафтогаза"

Напоследок, нужно всегда отслеживать реакцию наших западных партнеров, поскольку именно от них в значительной степени зависят наши: экономическая стабильность, обороноспособность и надежда на попадание в ЕС и НАТО.

На изменения в Нафтогазе Госдеп США и Послы G7 отреагировали мгновенно и негативно. Представитель Госдепартамента США Нед Прайс называет уважение Украины к корпоративному управлению критически важной для продолжения реформ. А послы G7 заявили, что Управление Госпредприятиями должно быть свободным от политического вмешательства.

Также по этому событию высказались и в Американской торговой палате, назвав в своем заявлении увольнение Андрея Коболева и одновременное прекращение полномочий Наблюдательного Совета явлением, которое нарушает принципы корпоративного управления.

По мнению Олега Пендзина, если правительство хотело уволить Коболева, то, наверное, надо было сделать ротацию Наблюдательного совета в соответствии с действующим законодательством, а затем принимать решение об увольнении из Наблюдательного совета, она и должна была действовать в рамках корпоративного управления. Но одновременно увольнять и Коболева, и Наблюдательный совет одним решением правительства - политически мотивировано. Комментировать эти вещи достаточно трудно.

Предъявить претензий Коболеву можно достаточно много. Это и вознаграждения, и провал программы по увеличению добычи газа, и сложные вопросы, связанные с перспективами развития компании. Многое можно было бы предъявить, но желательно это делать в рамках действующего законодательства. Не заниматься политически мотивированными действиями. Поэтому мы уже имеем реакцию европейцев. Надо понимать, что это найдет должное отражение в будущем меморандуме с МВФ, потому что МВФ также очень неодобрительно смотрит на вопрос политически мотивированных увольнениях руководства государственных предприятий. Это не есть хорошо. Можно было найти другие механизмы, как это сделать, - считает он.

В то же время существуют мнения, что Наблюдательный Совет - это лишний орган, который только получает космические зарплаты и дивиденды, но не выполняет свои функции и просто поддерживает решение председателя правления.

Тараз Загородний, в свою очередь уверен, что претензии европейских партнеров о нарушении правил являются недостаточно справедливыми.

Нам навязали этот Наблюдательный совет, который не несет никакой ответственности за то, что происходит в нашей стране, не несет ответственности за результаты работы "Нафтогаза". Я вообще считаю, что можно отменить этот Наблюдательный совет, ничего плохого в этом нет, подчеркнул эксперт.