Электросамокаты на дорогах: когда и как урегулируют движение

Могут ли уже оштрафовать за езду на самокате с нарушениями и когда примут соответствующий закон
Эксклюзив
Электросамокаты на дорогах: когда и как урегулируют движение
(Фото: УНИАН)

Электротранспорт заполонил улицы и тротуары крупных городов Украины, особенно после ограничений работы общественного транспорта во время локдаунов, ведь это легкий, экономичный и достаточно удобный способ передвижения по городу. Однако сообщения о столкновениях, ДТП и травмировании при участии электросамокатов со временем становятся все более частыми в новостных лентах. Как сделать электросамокаты безопасными для пешеходов и самых водителей выяснял Парламент.UA.

Аварии с участием электросамокатов

В прошлом году в Виннице человек на электросамокате ехал по обочине, но не притормозил на повороте, откуда выехала машина и сбила его. Пострадавшего госпитализировали.

В прошлом месяце двое на электросамокатах столкнулись на Аллее здоровья в Одессе. 21-летний парень ехал на арендованном самокате, другой на таком же транспорте летел на встречу. Закончилось все лобовым столкновением ,один из участников аварии получил перелом черепа.
Как сообщало местное издание "Думская", мэр города Геннадий Труханов решил запретить электросамокаты на Трассе здоровья, протяженностью около 6 км.

(Фото: facebook/gilevich.vitalii)

На днях же в Киеве молодой человек упал с электросамоката и напоролся грудью на металлический забор. Прохожие сразу же позвали на помощь патрульных, которые были рядом с местом инцидента. Те быстро наложили повязку и остановили кровотечение до приезда медиков.

Почему движение электросамокатов не урегулировано в Украине

Правовой статус электросамокатов в Украине до сих пор не урегулирована, ведь официально он не является транспортным средством, а следовательно его водитель участником дорожного движения.

Кроме того, в случае ДТП с участием электротранспорта, правоохранители имеют трудности с квалификацией. Ведь сейчас электросамокаты приравнивают к пешеходам, несмотря на то, что они могут развивать скорость 15-60 км/ч.

Сейчас в европейских странах электротранспорт приравнивают к велосипедам, поэтому передвигаются они там по велодорожкам.

А, например, в Южной Корее с мая этого года заработали новые более жесткие правила, согласно которым пользоваться электросамокатов можно только при наличии водительского удостоверения. То есть ездить на таком транспорте можно будет только с 16 лет. Кроме того, обязательным стал защитный шлем. За нарушение правил пользования электросамокатом внедрили штрафы от 492 грн до более 3000 грн.

В Украине же сейчас есть законопроект №3023, который в сентябре в прошлом приняли только в первом чтении. Он предусматривает внедрение новой категории участников дорожного движения - пользователи легкого персонального транспорта (ЛПТ), в который входят сигвей, моноколесо, ролики и електроролики, гироскутеры тому подобное.

Проект закона приравнивает ЛПТ к велосипедам, поэтому на них будут распространяться соответствующие правила дорожного движения. Предусматривается, что водители электротранспорта имеют право ездить по специальным велосипедным дорожкам, а при их отсутствии, по краю проезжей части дороги, улицы или обочине.

Также в документе говорится о том, что электротранспорт в темное время суток должен иметь включенную фару, а водитель выделить себя светоотражающими элементами.

В то же время планируют запретить ездить на электротранспорте вдвоем, держать телефон в руке во время движения, или ездить нетрезвым. А вот использование шлема будет иметь только рекомендательный характер.

Читайте также

Что будет с электросамокатами до принятия законопроекта

Пока законодательную инициативу не приняли, количество аварий и травм с участием электротранспорта совсем не уменьшается. Поэтому в некоторых городах пытаются самостоятельно регулировать движение электросамокатов.

В частности во Львове планируют ограничить скорость движения такого транспорта до 20 км/ч и позволить управлять только совершеннолетним.

В Одессе же водителей электросамокатов уже штрафуют на 340 грн, руководствуясь нормой, позволяющей движение только пешеходам и велосипедам или транспорту, который приводится в движение мускульной силой.

Активисты же уверяют, пока закон не приняли, единственный способ регулировать движение - это договариваться.

В свою очередь заместитель председателя фракции "Слуги народа" и заместитель председателя комитета по вопросам транспорта и инфраструктуры Николай Тищенко также поддерживает это мнение.

Вообще электросамокаты разрешили, чтобы как-то город сделать европейским и разгрузить движение. А от человека, получившего возможность пользоваться этим самокатом, как вы говорите, это на его личной совести, - отметил Николай Тищенко в комментарии.

В свою очередь депутат Киевсовета Константин Яловой считает, что и после принятия инициативы движение не удастся нормировать полноценно, ведь в городе недостаточно велодорожек.

Простой способ, которым авторы законопроекта предлагают урегулировать вопрос с ЛПТ - лучше чем ничего. Но в случае его принятия основной вопрос все равно остается открытым: пока в Киеве отсутствует велосипедная инфраструктура, убедить велосипедистов и самокатчиков соблюдать правила дорожного движения будет непросто, - отметил Яловой в своем Фейсбуке.