Легализация короткоствольного оружия в Украине: подробный анализ

Провластный проект закона против альтернативного: плюсы, минусы, подводные камни
Эксклюзив
Легализация короткоствольного оружия в Украине: подробный анализ

Из-за отсутствия закона об оружии, государство до сих пор не может гарантировать гражданам право на защиту, закрепленное Конституцией Украины. А пока в обществе идут жаркие споры о том как следует регулировать оборот короткоствольного оружия, в Верховной Раде готовят законопроекты. Парламент.UA подробно разобрался в ситуации с юридической стороны.

Какие проблемы есть в законодательстве, регулирующем оборот оружия

Закон об оружии необходимо принять в первую очередь потому, что сейчас конституционное право на защиту невозможно реализовать из-за ряда законодательных нестыковок, а именно:

  • Прежде всего правовая коллизия заключается в том, что в статье 92 пункте 7 Конституция гарантирует: правовой режим собственности может регулироваться исключительно законами, а не какими-либо другими нормативно-правовыми актами, а оружие очевидно относится к частной собственности.
  • Дальше - больше: в 263 статье Уголовного кодекса предусмотрено семилетнее наказание за нарушение правил обращения с огнестрельным оружием, но при отсутствии закона об оружии такое нарушение в принципе невозможно. Получается, что привлечение к уголовной ответственности лиц по этой статье является проявлением правового нигилизма.
  • Что же касается нормативных актов МВД, то в основном они анахронизмы, дублирующие бывшие советские положения и не регламентируют актуальных вопросов.
  • Например, до сих пор отсутствует единый государственный реестр владельцев оружия и не определены правовые основания деятельности стрелковых спортивных организаций. Кроме того, отсутствие согласованной терминологии приводит к вольной трактовки и коррупционных рисков.

Какие нормы регулируют оборот и право собственности на оружие

Но следует понимать, что отсутствие закона об оружии не держит его вне закона: по данным научно-исследовательского института МВД по состоянию на 2019 граждане зарегистрировали 1,2 миллиона стволов.

Каждый гражданин, если нет медицинских противопоказаний, может обладать неограниченным количеством охотничьего гладкоствольного оружия (от 21-летнего возраста) и охотничьего нарезного оружия (от 25-летнего возраста). Это указано в 12 разделе инструкции "о порядке изготовления, приобретения, хранения, учета, перевозки и использования огнестрельного, пневматического и холодного оружия", которую МВД утвердило еще в 1998 году.

Читайте также

Кроме охотничьего, сейчас можно пользоваться также травматическим оружием, но только некоторым категориям граждан: журналистам, нардепам, госслужащим, военным, членам общественных охранных формирований, а также работникам, участвующим в уголовном судопроизводстве и их близким родственникам.

А вот короткоствольное огнестрельное оружие, которое является самым эффективным средством реализации конституционного права на самозащиту, пока недоступно.

Влияет ли легализация короткоствольного оружия на уровень преступности

Несмотря на популярный миф о том, что легализация оружия приведет к бесконтрольному ее применению, из опыта стран, которые уже легализовали его следует, что узаконивание короткоствола приводит к ощутимому уменьшению количества насильственных преступлений.

В пользу этого тезиса можно отметить, что в Финляндии, Исландии, Канаде и США на 100 граждан приходится от 120 до 31 единиц гражданского огнестрельного оружия, по данным исследовательского института Small Arms Survey.

При этом опыт других постсоветских стран Восточной Европы свидетельствует, что официально зарегистрированное гражданское оружие используется при совершении умышленных преступлений менее чем в 0,001% случаев от общего количества преступлений.

Так, например, по данным ВОЗ, в течение 2015 года в Литве с применением огнестрельного оружия (включая незарегистрированное) случилось 5 смертей, в Эстонии - 17 Латвии - 3, а в Молдове - 8.

Что касается статистики уличной преступности, то в течение года с момента принятия законов о легализации огнестрельного оружия количество уличных преступлений снижается на 40-60%.

Провластный законопроект ограничивает право на самозащиту

Сейчас в Верховной Раде зарегистрировали законопроект №4335 авторства депутата от "Слуги народа" Игоря Фриса. Его часто называют выгодным Министерству внутренних дел и критикуют за нелогичность.

Авторы проекта планируют установить категории гражданского огнестрельного оружия, как на водительских правах и создать госреестр на базе МВД. В эту базу также планируют внести все штатное огнестрельное оружие для всех военных формирований и правоохранительных органов, что может представлять угрозу национальной безопасности, потому что в случае несанкционированного доступа, посторонние лица смогут получить информацию о каждой единице оружия, находящегося на вооружении, например, определенной части Вооруженных сил Украины.

К праву на владение длинноствольным и нарезным оружием планируют добавить право на короткоствол, но только в случае, если гражданин имеет пятилетний стаж владения другим оружием и старше 28 лет.

Важно также подчеркнуть, что этот проект закона не предусматривает ношение огнестрельного оружия с собой, а травматическое можно будет носить тем, кому позволит Кабмин. А это будет нарушать Конституцию, так как в 24 статье четко указано, что привилегии или ограничения недопустимы, потому что граждане Украины должны быть равными. Также неравный доступ к оружию для самообороны может иметь широкое поле для коррупции.

Провластный проект закона предусматривает еще одну сомнительную норму, что может спровоцировать коррупционные возможности для сотрудников МВД, а именно: «полный перечень требований для транспортировки оружия и боеприпасов для каждой модели гражданского огнестрельного оружия устанавливается МВД». Потому целесообразность такой нормы очень сомнительна.

Также весьма неоднозначной частью законопроекта можно назвать и исключения из действующих нормативных актов пункта о том, что награждать огнестрельным короткостволом можно только военных за выдающиеся заслуги в обороне и выявленные честь и доблесть. Получается, что не только ценность такой награды будет утрачена, а и появится широкое поле для коррупции.

Напоследок, проектом закона Игоря Фриса отменяется обязанность персонала охраны в случае причинения вреда здоровью немедленно вызвать скорую помощь и оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.

В альтернативном законопроекте учли коррупционные риски

Что касается альтернативного законопроекта №4335-1, поданного депутатом от партии "Голос" Игорем Шараськиным, то он подобен по структуре к предыдущему, однако содержит ряд принципиальных отличий.

В случае, если Верховная Рада проголосует за этот закон, разрешение на владение короткоствольным огнестрельным оружием смогут получить украинцы в возрасте от 25 лет, имеющие как минимум пятилетний стаж владения другими видами оружия и только в случае отсутствия замечаний со стороны правоохранительных органов.

Важным отличием от провластного законопроекта является разрешение не только на хранение, а и на ношение короткоствола, что и сможет обеспечить реализацию права на самозащиту. При этом оружие можно будет носить лишь скрыто, и за пределами «зон свободных от оружия».

Реестр гражданского оружия предложили вести Минюсту, но на рассмотрении в комитете министерство отказалось от этой функции, поэтому пока вопрос реестра остается открытым. Но заносить в общий реестр с гражданской также и оружие военных формирований не планируется.

Также в отличие от законопроекта от "Слуги народа", доступ к травматическому оружию относят к короткоствольному огнестрельному и никоим образом не планируют ограничивать равный доступ граждан к самозащите.

В законопроекте "Голоса" сохранен действующий порядок награждения ведомственными наградами «Огнестрельное оружие» и отсутствуют требования по разработке правил транспортировки для каждой модели оружия.

Также в дополнение к данным законопроектам рассматриваются два законопроекта "О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Украины для реализации положений Закона Украины "Об обращении гражданским огнестрельным оружием и боеприпасами к нему" 4336 и 4336-1 авторства тех же депутатов.

Сопутствующие с легализацией оружия изменения в Уголовный кодекс

Несмотря на то, что провластный законопроект предлагает узаконить короткоствольное огнестрельное оружие, что делает возможным право гражданина на самозащиту, он содержит и противоположную норму: защищаться от нападения хотят разрешить только в случае, если нападающий вооружен или холодным, или огнестрельным оружием.

При всем нынешнем несовершенстве реализации права на самозащиту, гражданин не обязан при нападении задумываться над тем является холодным оружием, например, кухонный нож, с которым пытаются вломиться в дом, или ограбить.

Зато альтернативный 4336-1 значительно расширяет право граждан на необходимую самооборону независимо от возможности избежать посягательства и/или возможности обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

Кроме того, законопроект "Голоса" предлагает освободить украинцев от уголовной ответственности за превышение необходимой самообороны, в случае если из-за волнения было трудно оценить масштабы причиненного ущерба, или нападающий имеет значительную физическое превосходство. Также это касается защиты от попыток изнасилования.

 И хотя Комитет по вопросам правоохранительной деятельности рекомендовал Раде к рассмотрению именно провластный проект закона, окончательное решение будет принято во время рассмотрения на пленарном заседании.

1