Морские ворота Украины открыли для иностранцев: поможет ли концессия портов развития Черноморского региона

Иностранцы вкладывают деньги в порты, однако в городах, где они расположены, инфраструктура не улучшается
Эксклюзив
Морские ворота Украины открыли для иностранцев: поможет ли концессия портов развития Черноморского региона
Порт «Ольвия» (Фото: АМПУ)

Концессию морских портов Украины активно продвигало Министерство инфраструктуры Украины еще при бывшем министре Владиславе Криклие. Мол, сдадим порты в аренду иностранцам – и Черноморский регион расцветет от инвестиций. Но так ли случилось. как планировалось? Журналисты Парламент.ua поехали в Николаевскую область, чтобы увидеть, помогла ли концессия портов экономическому и социальному развитию приморских регионов.

Концессионеры вкладывают деньги исключительно в порты, а не в инфраструктуру городов

Когда заходишь с моря в Днепро-Бугский лиман, видишь весь правый берег за 30 км до центра Николаева застроенным. Портовые краны, перегрузчики, склады и элеваторы, пирсы. Но так было не все время. Еще 15 лет назад – одиночные портовые краны просматривались среди дачных поселений и рукотворных лесов, высаженных на песках. Теперь – это сплошной транспортный хаб. Один порт переходит в другой терминал. Масштаб вложений в портовую инфраструктуру в окрестностях и в самом Николаеве - впечатляет. Действительно, после отмены зоны приоритетного развития – судостроения "Николаев" в 2004 году, именно морехозяйственный комплекс стал основным магнитом инвестиционных капиталов в город.

А теперь посмотрим на сам полумиллионный город, раскинувшийся на полуострове, с 3-х сторон света омытый водой. Такое впечатление, что в его инфраструктуру уже 20 лет как не вкладывали ничего. Жилье строится очень мало. Транспорт в основном устаревший. Торговля помимо десятка супермаркетов проходит даже не на базарах, а на близлежащих улицах. Не построен ни один значимый объект социальной сферы. В крайнем случае – перелицовывают старое.

Почему портовые города не получают никаких инвестиций

Глобальные игроки зерноторгового рынка - главные "загрузчики" николаевских портовых терминалов и улиц города, спешат поставить зерно на мировой рынок. А что с асфальтом и мостами в городе где много портов – их совсем не смущает. Теперь только порт Николаев перегружает уже более 30 млн тонн, а когда-то 30 лет назад - было всего два млн. Чувствуете разницу. В городе действуют еще пять портов. Горожане чувствуют это по воздуху в городе и изношенной дорожной инфраструктуре. На полуостров ведут два автодорожных моста, которые были построены за советами, каждый в августе пересекало до 15 тысяч грузовиков в сутки. Преимущественно – это под 100 т фуры, которые транспортируют в порты зерно. А еще есть сжиженный газ, растение масло, химические удобрения, металл, руда, древесина, бокситы и контейнеры. Железнодорожные пути почти во все николаевские порты очень устаревшие, а возможности грузовых станций в городе ограничены. За те же 15 лет, что строились новые причалы и терминалы, железнодорожный путь не получил электрическую тягу и параллельную колею… Одни совещания по поводу. Вот и в этом месяце состоялся круглый стол "Развитие железнодорожной инфраструктуры Корабельного района г. Николаева" с участием представителей органов государственной власти и местного самоуправления, Укрзализныци и предприятий морехозяйственного комплекса Корабельного района. Об этом сообщила пресс-служба АМПУ. На землях этой административной единицы кроме двух заводов с причалами действует еще три огромных терминала. А ко всем их ведет одна автодорога и один железнодорожный путь… Можете себе представить какие пробки в микрорайоне, когда переезд в густонаселенном районе для автотранспорта закрыт!

Терминал НИБУЛОН (Фото: АМПУ)

По результатам заседания было принято решение о целесообразности разработки технико-экономического обоснования реконструкции станции Октябрьская, которая будет включать, в том числе строительство второго параллельного пути перегона с переводом на электрификацию, вместо дизельной тяги, что значительно улучшит экологическое состояние окружающей среды и повысит пропускную способность станции.

Тем самым специалисты отмечают, что еще одного порта район не выдержит. Однако, несмотря на замечания специалистов, специальный порт для перегрузки на суда космических ракет и оружия на экспорт, под названием "Октябрьской" Зе-властью сдан в концессию ближневосточному бизнесу и перебрендирован в "Ольвию". АО "Укрзализныця" и проектная компания катарского портового оператора QTerminals WLL - ООО "Кютерминалз Ольвия" декларируют сотрудничество в рамках концессии специализированного морского порта "Ольвия" для улучшения качества услуг железнодорожных перевозок в Николаеве. Можно ожидать увеличения пропускной возможности железнодорожных путей. Рядом начинается строительство еще одного терминала. Поэтому и ребром встал вопрос пропускной способности наземной инфраструктуры морских портов и его синхронного развития совместно с расширением бизнеса в портах и на прилегающих территориях. Городскую общину, как всегда, представляет голова. Только по его действиям не очень заметно, чтобы он заботился о комфорте горожан, потому что пирсы пылью покрывают все вокруг в 200 м от кварталов многоэтажек.

Директор департамента архитектуры и градостроительства - главный архитектор города Андрей Цымбал отметил, что действующий Генеральный план Николаева не учитывает тенденции, которые сегодня прослеживаются в морехозяйственном комплексе.

Генеральный план города является основным видом градостроительной документации на местном уровне, предназначен для обоснования долгосрочной стратегии планирования и определения функционального назначения. Однако в действующем Генеральном плане нашего города не учтен рост объемов перевалки, стремительного развития портовой инфраструктуры, сообщил Андрей Цымбал.

Из-за такого несоответствия возникают некоторые проблемы. Они, в частности, касаются транспортной инфраструктуры. При этом по действующим планам роль города как мощного транспортного узла будет только расти.

Утверждена схема планирования Николаевской области, где Николаев определен как многофункциональный город, центр местной системы расселения. Там учтено важное значение портов и инфраструктуры водного транспорта. Также разработана модель перспективного развития Николаева. Согласно предложениям, город должен увеличить свою роль как большой транспортный узел, - добавил Андрей Цымбал.

По словам главного архитектора, при разработке нового Генерального плана, другой градостроительной документации, которые в полной мере отвечали бы нынешним тенденциям, необходимо учитывать перспективные планы развития предприятий морехозяйственного комплекса.

Почему местные общины выступают против строительства новых портов

Становится немного понятным, что жители "мешают" шире "открывать" морские ворота государства и строить новые и новые причалы для судов. Почти ежегодно проходят общественные акции протеста против деятельности портовой инфраструктуры, мешающей нормально себя чувствовать горожанам почти в центре. В Николаеве уже работает шесть портов, два из которых проданы азиатским владельцам (КНР, Южная Корея). Но возможностей железнодорожной станции Николаев-грузовой, расположенной за забором старого завода, уже давно не хватает. Ее тоже нужно расширять с возможным выселением целого микрорайона железнодорожников. Также в планах построить тоннель под железной дорогой в Корабельном районе и городской участок объездной дороги, который должен соединить трассу на Херсон и южную часть Николаева. Город планирует отремонтировать и другие участки магистралей, ведущих в порты.

Вообще, если посмотреть на проблему сосуществования большого порта, а Николаев постоянно в последние годы едва ли не самый большой порт в государстве по грузообороту, то бросается в глаза, что морехозяйственные бизнесы пользуются городской инфраструктурой и наполненным населением бюджетом, но совсем не желают вкладываться в социальную инфраструктуру города. Все разговоры о дополнительных сборах в городскую казну от портовой отрасли - остаются болтовней. А как только возмущенные горожане идут в суд отстаивать свои права хотя бы на чистый воздух – открываются контрпиарные действия. Так десяток лет жители микрорайона Намыв страдают от выбросов маслоэкстракционного завода в речном порту, который месяцами "давит" семена. Масло, конечно, идет на экспорт, а сотни тысяч жителей этого района болеют различными болезнями. Экологические контролеры, как и прокуроры, не испытывают вони. А когда один из районных судов в городе признал ущерб от деятельности Николаевского глиноземного завода, который ежегодно привозит несколько миллионов тонн бокситов, перерабатывает и оставляет в виде отходов, его решение быстро назвали ангажированным. Как будто тысяча людей, которые были соавторами иска – экологические рейдеры!

Вид на Николаев с моря (Фото: АМПУ)

Я уже забыл, когда пил чай вечером на веранде, - рассказал нам мужчина, проживающий в собственном доме на северной окраине города, и не желал ни назваться, ни сфотографироваться. - Все время мимо текут к портам фуры. Земля трясется, весь воздух загазован. Бывает, что пока пол чашки выпьешь, две фуры-зерновозы мимо моего двора из степи проезжают.

Между тем, древнейший экспортер-трейдер НИБУЛОН, который между старым портом и Черноморским судостроительным заводом построил еще 20 лет назад терминал, начал транспортировку речными баржами. В центр города заходят одновременно несамоходные баржи, заменяющие 200 автомобилей. Вроде бы стало получше, но для загрузки еще большего числа плавсредств надо строить на границе города с Севера терминал для выгрузки из автомобилей на барже. Земля городская, но жители микрорайона Матвеевка – категорически против. Герой Украины, владелец и топ-менеджер Алексей Вадатурский сам приезжал пару раз уже уговаривать земляков согласиться на соседство. Пока – безрезультатно. Грузовики всех возможных производителей тянут зерно в порты. Николаевцы все больше склоняются к выводу, что очередной порт городу будет лишним.

Читайте также