Стратегия есть, а судостроения нет: возродят ли в Украине производство кораблей

Наши журналисты на примере Николаевской области изучали, что сейчас происходит на судостроительных предприятиях Украины
Эксклюзив
Стратегия есть, а судостроения нет: возродят ли в Украине производство кораблей
Николаевский судостроительный завод (Фото: Дмитрий Удовицкий)

Отечественная судостроительная отрасль досталась Украине в наследство от советской империи. И в свою очередь построила три верфи в Николаеве, Херсоне и Крыму. А за 30 лет независимости объемы производства в отрасли упали в десятки раз. Услуги отечественных судостроительных заводов, мягко говоря, не конкурентные. Об этом хорошо знают николаевские корабелы, работающие сейчас в странах ЕС - в Болгарии, Румынии. Польши. Парламент.ua разбирался, реально ли возродить в Украине современное судостроение не только на бумаге и что для этого нужно.

В каком состоянии сейчас Черноморский судостроительный завод

Украинские лоббисты судостроения, как выходец из того же Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ), ныне председатель Укрсудпрома, экономист Виктор Лисицкий, считают, что без государственного протекционизма такую громоздкую отрасль одним владельцам "не вытащить".

Это было понятно еще во время приватизации в начале двухтысячных годов. Когда маленькая никому не известная яхт-верфь выиграла приватизационный конкурс на разгосударствление колыбели авианосцев в Николаеве (ЧСЗ). Новые владельцы, под которых даже были выписаны специальные условия, не имели собственного капитала, а главное - команды инвестиционного управляющего. Очень быстро им на помощь из Москвы прислали "мастеров по терминации производства" - братьев Чуркиных. До этого они по тем же "лекалам" ЛАЗ остановили. Нашелся впоследствии типа инвестор на молодую николаевскую верфь - "Океан", некий Бурлаков, партнер газпромовского топа. Выкупили они дуплетом акции заводов на вторичном рынке и ... почти "похоронили ", - вспоминает Виктор Лисицкий. - За прошедшее десятилетие те два актива из производящих продукцию превратились в доноров металлолома. Персонал сократили. Люди поехали по миру на заработки. Уникальное оборудование дошло "до ручки ". Так на "Океане" потеряна 400-тонная запорная стенка сухого дока. В результате - крупнотоннажное производство невозможно.

Новые владельцы уже 2 года пытаются восстановить производство. Последний заказчик этого завода - НИБУЛОН - за эти годы приобрел себе на вторичном рынке маленький судоремонтный завод в Николаеве, переоснастил его и выпускает для своих нужд по 11-15 судов в год. Это баржи и буксиры, но уже в 2019 году был и 140 метровый самоходник-перегружатель зерна, довольно сложное судно. Новый игрок на рынке производства уже начал участвовать в международных тендерах на строительство плавсредств для военного флота.

Многие в Николаеве связывали надежды с новым президентом. Владимир Зеленский один из первых своих вояжей по Украине сделал именно на Николаевский судостроительный завод. Именно у причальной стенки этой старейшей верфи Николаева базируется недостроенный ракетный крейсер типа "Слава". Уже 30 лет ржавеет, так и не выйдя в море.

Мы стояли здесь, на палубе, и обсуждали вопросы, связанные с этим крейсером. За два дня вышло поручение президента с четкими указаниями. Крейсер должны были передать нам на баланс и компенсировать расходы на его содержание. Далее мы должны были провести демилитаризацию - снять с него вооружения, которое сейчас нужно нашей армии. После этого "Укроборонпром" должен был провести или реализацию крейсера, или его утилизацию. С тех пор прошло уже более двух лет, а ничего не сделано. Для меня загадка, почему поручение президента не выполняется, - сказал Валерий Калашников директор МСЗ в недавнем интервью hromadske.ua. - Сейчас ситуация простая: четыре месяца в году завод не работает. В ноябре надо закончить работы в декабре отчитаться. А в январе-феврале-марте контрактов нет, работы не выполняются. Мне хотелось бы понимать, какие у страны планы, что мы будем делать.

Примечательно, что из николаевских судостроительных заводов только этот один принадлежит государству и подчинен Укроборонпрому. Больше судостроительных предприятий, которые принадлежали государству Украина, у нас не осталось.

Завод "Океан" (Фото: Дмитрий Удовицкий)

Что предполагает Стратегия развития судостроительной промышленности Украины

В прошлом месяце в недрах Укроборонпрома родилась современная презентация Стратегии развития судостроительной промышленности Украины на период до 2030 года. Мы спросили нескольких человек, которые непосредственно участвовали в созданном документа: что он даст?

Дмитрий Удовицкий, корабел-бизнесмен, кандидат наук:

Пока я проявляю осторожный оптимизм относительно этого документа так как на сегодня других шансов и надежд нет, да инициатива по разработке Стратегии исходила с самого верха. Буквально из Офиса президента. Опять же - оптимизм не потому, что я в восторге от этой инициативы и верю им. Но это впервые такой прецедент с той поры, как в 2000 году ввели СЭЗ "Николаев". Затем были годы разрушения, попытки представителей отрасли донести до власти необходимость изменений и тишина. Власть над властью менялась, а предложения судостроителей никто не слышал. А здесь впервые за 20 лет спросили сверху сами - "что вы думаете нужно сделать?". Эта Стратегия, представленная Укроборонпромом, является результатом коллективного труда всех предприятий отрасли. Несколько месяцев шла работа над документом. От отрасли процесс вели ассоциация "Укрсудпром" и ОО "Морской кластер Украины". Поэтому я так скажу - документ реалистичный. Надежда есть. Удастся ли нам его внедрить - это полностью зависит от власти. От актов Президента и Правительства - это и есть слабые звенья этого процесса. То есть претензий к Стратегии нету, там все как надо прописано. Вопрос - сможет ли наша власть эту Стратегию внедрить. Отдельно замечу, что я сторонник общей либерализации экономики. В идеальном мире ее принципов было бы достаточно и для судостроения, и для других отраслей.

Виктор Лисицкий, Президент Ассоциации "Укрсудпром", Государственный служащий 1-го ранга, кандидат экономических наук.

Стратегия - первый шаг возрождения морской индустрии, а Украина номинально морская держава. Как известно - именно морской транспорт наиболее эффективно способствует развитию открытой экономики и торговли. Но сегодня важно разработать новые и пересмотреть существующие нормативно-правовые акты (в том числе государственные целевые программы) в сфере развития судостроительного комплекса (кластера). Наши судостроительные предприятия и проектно - конструкторские организации имеют достаточный потенциал для строительства различных типов судов и военных кораблей, однако отсутствие государственной поддержки и заказов на внутреннем рынке может привести к разрушению судостроительного производства. Поддерживаю проект Стратегии и предлагаю обратиться к СНБО и Кабинету Министров Украины относительно ускорения ее утверждения и реализации. Офис Президента Украины должен усилить контроль за выполнением Указа Президента Украины от 18 июня 2021 №372/2021 в части военного судостроения. Ну а правительству желательно восстановить "Координационный совет по вопросам развития морской индустрии Украины". Это был постоянный коллегиальный рабочий орган Кабмина, предназначенный для рассмотрения проблем и перспективных задач комплекса отечественной морской индустрии.

Судостроители готовы к углубленному рассмотрению поставленных вопросов на самом высоком уровне, в том числе во время парламентских слушаний в Верховной Раде. Более того, различные по интересам корабли практики, кстати выпускники одной "кузницы кадров" судостроения - Национального университета кораблестроения имени адмирала Макарова, связывают свои надежды с влиянием власти на интегрируемую отрасль.

Минстратегпром - это очень полезный "инструмент" управления отечественным ВПК, - считает Виктор Иванович Лисицкий. - Именно этой звене управления надо и предоставить рычаги выполнения Стратегии.

А между тем за прошедшие годы Украина понесла катастрофические имиджевые потери и вот чтобы преодолеть их, одной Стратегии будет недостаточно. Скорее всего ее хватит, чтобы получить Европейские заказы на новое судостроение. Было бы хорошо, если бы пришел настоящий инвестор, как DAMEN (Нидерланды) в 2000 году. Но здесь все сложно. И негативный опыт DAMENа по взаимодействию с Правительством, и истории 2020 года, когда Генеральная прокуратура просто взяла российские деньги, чтобы атаковать "Океан" - все это должно отпугивать инвестора. Возможно есть какой-то способ заявить о беспрецедентный преференции, гарантировать неприкосновенность инвестиций какой международной страховкой, еще что-то. Не знаю.

Читайте также

Какие ресурсы нужны для реализации Стратегии и где их получить

Ну и как всегда, главным препятствием в возрождении судостроения в Украине является отсутствие инвестиционного капитала. Именно ради этого в разное время происходила приватизация заводов, создавались свободные экономические зоны. Цикл производства судов значительно больше, чем даже у другого тяжелого машиностроения, поэтому деньги должны быть "длинные и большие".

Вообще, когда рынок растет, ставки отечественных банков не проблема, - рассуждает Дмитрий Удовицкий. - Заказчик сам решает вопрос с финансированием и на завод приходит уже с деньгами. Но когда все сложно, когда корабелы бьются за каждую копейку и каждого заказчика, приходится крутиться. Вот как сейчас, когда ковид, когда цены на металлопрокат выросли вдвое, когда Европейский рынок просел. И здесь, если у завода есть возможность брать кредит под низкие проценты - это еще один плюс в конкурентной борьбе за клиента.

Другой проблемой, говорит Виктор Лисицкий, являются устаревшие основные фонды заводов, которые надо обновлять с учетом будущих заказов.

Дмитрий Удовицкий подчеркивает, что кроме машин и оборудования необходимы и специалисты, которые давно уже разбежались из неработающих заводов кто куда.

Не хватает работников рабочих специальностей. Профтехобразование - крайне больной вопрос, которым сейчас занимаются все работающие предприятия. В доковидные времена также был существенный недостаток инженеров-кораблестроителей. Местные предприятия буквально дрались за них и уже с 4-го курса заманивали, предлагая хорошую зарплату, соцпакет и т. Сейчас немножко напряжение спало, потому что рынок вообще просел, но спрос на специалистов есть и он будет расти. О маркетологов также хочу отметить - их влияние важен. Как мы видим на примере "Океана", профессиональный маркетолог способен приводить европейские заказы в Украину даже в наших не слишком благоприятных условиях.

Оказывается, что аргументов "против" позитивного сценария реанимации судостроения достаточно. А это мы еще не затронули геополитические факторы конкуренции в мировом океане. Тест на зрелость и решительность - это воплощение этой Стратегии. Так считают специалисты. Только один николаевский завод (ЧСЗ) в ходе плановой экономики обрабатывал в год 42 тысячи тонн корабельного металла. А делало это более 10 тысяч рабочих. В 2019 году все предприятия судостроительной отрасли обработали 15 тысяч тонн металлопроката. На ЧСЗ теперь осталось несколько сотен работников, в основном - вахтеры. Это - дно!

Главный редактор сайта "Морские бизнес-новости Украины", эксперт в области судостроения Александр Диордиев считает, что предприятие могло бы и сейчас работать, если бы имело другого владельца.

ЧСЗ не повезло с владельцем - это олигарх Вадим Новинский. Все заказы, которые получает его компания Smart Maritime Group, отдают Херсонскому судостроительному заводу. Я считаю, что банкротство ЧСЗ - это чисто технический момент, который имеет целью избежать возвращения завода в государственную собственность. Сейчас владельцы пытаются сделать из него индустриальный парк, перепрофилировать на порт. На самом деле это утопический проект. Николаев и так задыхается в грузовиках, здесь бешеный грузооборот в портах, - говорит Диордиев.

Что же говорит о перспективах судостроения государство? В Укрборонпроме красивыми словами описывают, как хорошо будет, когда Стратегию реализуют, но как это делать, пока непонятно.

Вызовов немало. Однако разработанный нами проект Стратегии, который мы направили на рассмотрение в Совет национальной безопасности и обороны Украины, их предусматривает, а потому содержит комплекс законодательных предложений и мероприятий, направленных, в частности, на привлечение инвестиций. Стратегия обеспечивает стимулирование внутреннего спроса на продукцию судостроения Украины, повышение конкурентоспособности судостроителей, рост доли грузовых перевозок по внутренним водным путям, увеличение морского судоходства, рост тоннажа флота под Государственным Флагом Украины и формирования дополнительных финансовых источников на уровне предприятий. Это защита интересов национальной безопасности государства, мы совместными усилиями способны обеспечить в рамках Стратегии, - рассказал генеральный директор Укроборонпрома Юрий Гусев.

И пока государство на бумаге пишет Стратегии, отрасль окончательно рушится, а отдельные предприятия переходят от государства частным владельцам. Сумеют ли в правительстве остановить разрушение, увидим уже скоро.

Читайте также