Новый этап судебной реформы: почему Зеленский может ветировать закон "слуг"

Что такое ВККС и почему ее нужно перезагрузить
Эксклюзив
Новый этап судебной реформы: почему Зеленский может ветировать закон "слуг"
(фото :УНИАН)

29 июня Верховная Рада Украины 293 голосами приняла изменения в Закон Украины "О судоустройстве и статусе судей", которые предусматривают перезагрузку Высшей квалификационной комиссии судей - органа, без которого невозможно назначить других судей на должности.

Парламент.UA разобрался в принятом законе и пообщался с теми, кто его критикует. Рассказываем, что именно изменилось и почему это так важно для Украины и украинцев.

Что такое ВККС и почему ее нужно перезагружать?

Высшая квалификационная комиссия судей - это постоянно действующий орган в системе судоустройства Украины, ответственный за формирование судейского корпуса, перевод судей, обеспечения их надлежащего квалификационного уровня. Именно ВККС проводит отбор кандидатов для назначения на должность судьи впервые, проводит квалификационный оценки судей и "ведет"досье в течение их судейской карьеры. По факту, несмотря на то, что назначает судей на должности другой орган - Высший Совет Правосудия, без ВККС осуществить такое назначение - практически невозможно.

В состав этого судейского органа входят 16 членов, которые являются гражданами Украины, имеют полное высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пятнадцати лет: часть из них предлагает для назначения съезд судей, часть - съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений, два - Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека (сейчас - это Людмила Денисова) и Председатель Государственной судебной администрации Украины (и.о. Александр Сальников), а также по одному - съезд адвокатов и министр юстиции (Андрей Малюська). По крайней мере так было раньше.

16 октября 2019 Верховная Рада по просьбе Владимира Зеленского распустила действующий состав ВККС. Сделано это было из-за того, что этот судейский орган не имел ни малейшего доверия со стороны гражданского общества. Активисты постоянно отмечали, что состав ВККС сформирован таким образом, чтобы судейской реформы никогда не произошло. В то же время сразу сформировать ее новый состав не удалось, поэтому страна полтора года жила без органа, который бы следил за квалификацией судейского корпуса и предоставлял возможность назначать на должности новых вершителей правосудия, - и все это в условиях тотального дефицита судей и большой рабочей нагрузки на украинских служителей фемиды.

Как будет теперь и почему об этом столько говорят?

В составе ВККС так и останется 16 членов, которых теперь будет назначать Высший Совет Правосудия, однако исключительно после конкурсного отбора - и это ключевое изменение, за которое боролись общественные активисты и правозащитные организации: им удалось дожать народных депутатов и заставить их принять поправку №453, содержание которой заключается в том, что решающий голос в конкурсной комиссии будет принадлежать международным экспертам, а не судьям: решение этой комиссии будет считаться принятым только в случае, если за него проголосуют более четырех ее членов, двое из которых являются международными экспертами, а в случае, если голоса разделяются поровну, то голоса членов международных организаций будут играть решающую роль.

Дело в том, что сама Конкурсная комиссия по вопросам добродетели будет состоять из 6 человек: 3 - это действующие судьи или судьи в отставке, которых предложит Совет судей Украины, а еще 3 - это независимые международные эксперты, которые будут делегированы туда международными организациями, с которыми Украина сотрудничает в сфере предотвращения и противодействия коррупции в соответствии с международными договорами.

Без принятой поправки решающее слово было бы за судьями. Это привело бы к тому, что старые судьи без лишних проблем блокировали невыгодных им кандидатов и отдавали предпочтение тем, кто уже давно является частью украинской судебной системы. Вполне понятно, что при таких обстоятельствах ни о каких изменениях в судопроизводстве и тем более о судебной реформе идти речь не могла.

Зато теперь у общественности появился реальный рычаг для формирования ВККС, через который можно отсеять нечестных кандидатов и создать условия, при которых даже у далекой от идеала чести и справедливости ВРП будет выбор только между кандидатами, вызывающим у общества доверие, а значит ей придется назначить такой состав ВККС, который в дальнейшем начнет реальную судебную реформу.

 ВККС

ВККС (фото: Facebook Высшей квалификационной комиссии судей)

Кто "против" и почему Зеленский может ветировать закон "слуг"

Несмотря на то, что за закон проголосовало чуть ли не конституционное большинство от состава ВРУ, в парламенте нашлось аж две фракции, которые не поддержали президентскую инициативу - "Батькивщина" и "Оппозиционная платформа - За жизнь".

Как показывает практика наших "реформ", наличие международных экспертов в формировании тех или иных органов может блокировать ключевые процессы, - так объяснил свое решение "воздержаться" во время голосования нардеп от ОПЗЖ Григорий Мамка.

По его словам, из-за принятой поправки "очередные грантоеды" будут определять, кто в Украине становиться судьей.

Власть "Зе" продолжает ломать судебную систему, заставляя парламент выполнять свои преступные указания. Многие депутаты монобольшинства в очередной раз, нажимая кнопки, даже не понимают последствий, к которым может привести голосования подобным образом, - написал Мамка в своем Фейсбуке.

А вот фракция "Батькивщина", кроме того, что не дала ни одного голоса "за" президентский закон, еще и зарегистрировала сразу два постановления, которыми хотела вообще отменить его принятие.

Это абсолютно позорный законопроект, который приняла Верховная Рада - он не решает ни одного вопроса и точно не является судебной реформой, - заявил с трибуны Верховной Рады народный депутат от "Батькивщины" Сергей Власенко.

По его мнению, народным избранникам через полтора-два года придется снова собираться и развязывать вопросы, касающиеся судебной реформы, ведь документ нарушает первую статью Конституции Украины, в которой говорится о том, что Украина является суверенным и независимым, демократическим, социальным и правовым государством. Кроме того, Власенко утверждает, что принятый документ нарушает еще и ст. 131 КУ, в которой четко прописаны полномочия Высшего Совета Правосудия.

Этим законопроектом отдали абсолютно на откуп представителям иностранных организаций создание органов, осуществляющих контроль за судебной системой, чем передали им весь контроль за этой системе. Ни в слаборазвитых странах Африки, ни в Латинской Америке, ни в странах 4-го, 5-го мира - ни в одной стране мира нет таких процедур. Эта процедура уникальна и была придумана для Украины, - отметил Власенко.

Однако ни одно из зарегистрированных "Батькивщиной" постановлений не набрало необходимого количества (226 и более) голосов народных избранников. Теперь принятый 29 июня документ может подписать председатель ВРУ Дмитрий Разумков, а после этого - президент Украины: по крайней мере путь к этому расчищен.

Однако, 2 июля, Дмитрий Разумков заявил, что Зеленский может ветировать законопроект своих же "слуг" через правовую коллизию, которая возникла после принятия поправки о решающей роли международных экспертов.

Есть проблема: когда было проголосовано 453 правка, которая увеличивала влияние международных экспертов на принятие решения. После этого проголосована 409 правка. Сейчас в законе мы имеем коллизию, когда совершенно по-разному можно трактовать эти нормы, или увеличение роли экспертов, или уменьшение, - отметил Разумков.

Он пояснил, что парламент не может вносить изменения в уже принятый закон, потому президенту придется ветировать его и вернуть в Верховную Раду.

Если это произойдет, то на следующей пленарной неделе (12-16 июля - ред.) Мы сможем его рассмотреть и устранить противоречия, - отметил Разумков.

Сегодня судебная система Украины нуждается в 2000 судей - именно настолько недоукомплектованный штат украинской фемиды. Еще 2000 судей должны пройти переаттестацию и получить заключение ВККС о пригодности продолжать вершить правосудие. Если Конкурсная комиссия по вопросам добродетели качественно выполнит свою задачу, то Украину в конечном итоге может охватить реальная судебная реформа. Но, как показывает опыт, любую хорошую инициативу, даже подкрепленную законодательно, в нашей реальности можно зарубить на корню. Поэтому сейчас нам лишь остается ждать и внимательно следить за тем как будет происходить отбор членов ВККС.

1