"Почти родственные связи": как семья Константина Батвинова, близко дружащего с мэром Тереховым, монополизировала рынок горючего в Харькове

Константин Батвинов является кумом Анны Кузнецовой, которая уже долгое время находится с Тереховым в любовных отношениях
Важно
"Почти родственные связи": как семья Константина Батвинова, близко дружащего с мэром Тереховым, монополизировала рынок горючего в Харькове

С первого дня великой войны Харьков стал тем городом, который больше всего страдает от ежедневных обстрелов . Уничтожение жилищной , административной и энергетической инфраструктуры приобрело ужасающие масштабы. Нанесенный городу ущерб уже достиг 10 млрд долл. и с каждым днем эта сумма только растет. Самыми же потерями, разумеется, является жизнь сотен горожан, погибших от российских обстрелов. Несмотря на это, харьковчане, как и большинство украинцев , самой большой угрозой для развития страны считают не столько российскую агрессию, сколько коррупцию во власти. Этот факт наглядно демонстрирует уровень проблемы, который власти не могут постичь.

Публикуем статью издания УП о том, как фирмы, приближенные мэром Харькова Игорем Тереховым, наживаются во время большой войны.

На словах, кажется, харьковские власти все понимают.

"Мы максимально нацелены на искоренение коррупции, поскольку сейчас во время войны очень важно экономить бюджетные средства, и мы уже делаем соответствующие шаги", - заявлял в апреле 2023 года мэр Харькова Игорь Терехов.

С тех пор прошло больше года, однако "ответные шаги" оказались не очень эффективными. Проведенное ЭП расследование показало, что с начала большой войны в Харькове появился безоговорочный фаворит в сфере снабжения горючего коммунальным предприятиям (КП), подчиненным горсовету.

Ему без конкуренции или с ее имитацией городские коммунальные монополисты, такие как "Шляхрембуд", "Харьковводоканал", Салтовское трамвайное депо, Харьковские тепловые сети и другие отдают самые большие подряды на поставку топлива. Общая цифра этих заказов уже приблизилась к 1 млрд. грн.

По меркам рынка горючего лидер харьковской власти является крохотным розничным игроком – в его активе всего две АЗС. Однако, похоже, у него несколько намного важнее: дружеские отношения с избранницей харьковского мэра, которые в прямом смысле "не знают границ".

Испанский стыд

В январе 2024 года бывшая депутат Харьковского областного совета Анна Кузнецова, за месяц до этого сложившая свои полномочия , обнародовала последнюю перед увольнением декларацию на этом посту.

Из нее следует, что Кузнецова – довольно состоятельная женщина. Она владеет тремя автомобилями (Volkswagen Touareg 2021 года выпуска, Porsche Cayman 2019-го и Volvo XC90 2018-го), имеет венчурный фонд "Хилазон Шовав" (уставный капитал - 108,2 млн грн), доли в украинских и иностранных бизнесах (медицинские центры "ОН Клиник Харьков", Doctorpro в Польше и Словакии ), которые стоят миллионы евро и генерируют миллионы гривен дохода.

Откуда эти активы у харьковской журналистки, одним из публичных достижений которой называют последнее интервью Виктора Януковича перед его бегством в Россию? Ответ на этот вопрос может знать мэр Харькова. В декабре 2021 года 54-летний Игорь Терехов, которого за месяц до того избрали мэром, публично прокомментировал свой роман с Кузнецовой.

"На самом деле никто ничего не скрывал никогда. Наши отношения продолжаются много лет. Все об этом прекрасно знают и нам нечего скрывать. Я Аню знаю уже более десяти лет, сначала мы познакомились, потому что она у меня брала интервью. Кстати, она последний журналист в Украине, который брал интервью у Януковича , когда он убегал из Харькова.

Я очень ценю ее, очень бережно отношусь к ней. И когда выплескивается, особенно во время этой грязной предвыборной кампании, какой-то негатив… Конечно, она переживала, я ее успокаивал, потому что это плата за публичность», – говорил тогда Терехов.

Игорь Терехов и Анна Кузнецова
ИСТОЧНИК: YOUTUBE-КАНАЛ "СВЕТСКАЯ ЖИЗНЬ"

В его декларации за 2023 год – никаких долей в бизнесе. Только арендованные авто и 1,71 млн. грн. годовой зарплаты как основного дохода. И, что самое интересное, нет ни одного упоминания о Кузнецове.

Значит ли это, что их отношения закончились? Источники ЭП в окружении городского головы Харькова указывают, что Терехов и Кузнецова до сих пор остаются парой, хотя с начала войны немало времени она проводит за границей. В частности – в Испании, где с марта 2022 года, как следует из деклараций Терехова, проживал и его младший сын Андрей.

В декларации Кузнецова указывает и зарубежную недвижимость – жилой дом площадью 137,46 кв. м стоимостью 5,872 млн грн, который она приобрела 2 февраля 2023 года. Расположен этот дом также в Испании. Где именно? В декларации эта информация не раскрывается.

В марте 2023 года место нахождения Кузнецовой стало известно. Один из анонимных Telegram-каналов опубликовал фото, где она якобы находится в городе Камбрилс, Каталония. В кадр попали и три автомобиля (два BMW X6 и Volkswagen Touareg) 2020-2021 годов выпуска с харьковскими номерами. Судя по всему, Кузнецовой они не принадлежали.

Город Камбрилс слывет живописным курортом с 10 км пляжей на побережье Средиземного моря, которое еще называют Коста-Дорада ("Золотой берег"). Состоятельных туристов оно привлекает еще и тем, что на его территории расположены сразу три гольф-клуба.

ЭП решила проверить приведенную выше информацию. По просьбе редакции журналисты, имеющие право выезда за пределы Украины, посетили Камбрилс, где находилась Кузнецова. Во время прогулки по набережной рядом с ней была женщина, которая оказалась владелицей одного из упомянутых BMW X6 (госмер АХ8080АМ).

Анна Кузнецова (второе дело) во время прогулки по набережной в городе Камбрилсу, Каталония, Испания, апрель 2024 года.

Впоследствии журналисты зафиксировали мужчину за рулем другого упомянутого BMW X6 (госмер АХ8080ВТ). Оба автомобиля были припаркованы неподалеку от виллы Кузнецовой, расположенной на улице Carrer de Alfred Sisley.

Учитывая, что эти же автомобили фотографировали в Камбрилсе еще год назад, можно предположить, что их владельцы соседствуют и, вероятно, близкие друзья Кузнецовой.

В мужчине за рулем BMW X6 источники ЭП узнали харьковского предпринимателя Константина Батвинова, а в женщине слева от Кузнецовой – его жену Яну. "Они не просто знакомы или друзья, а кумовья. Батвиновы крестили сына Кузнецовой Кирилла Ефременко (родился в 2006 году)", – рассказывает собеседник ЭП, знакомый с ситуацией.

Константин Батвинов за рулем BMW X6 в городе Камбрильс, Каталония, Испания, апрель 2024 года

От Курченко до Терехова

Константин Батвинов – известная персона на харьковском рынке горючего. В 2006-2013 годах он занимал должность директора небольшой местной сети АЗС "Спика", а его старшим партнером тогда был харьковский бизнесмен Сергей Коваленко. Кстати, бывший муж Кузнецовой Виталий Ефременко в те времена работал в компании "Спика" вместе с Батвиновым.

В начале 2013 года Коваленко и Батвинов продали "Спику" харьковскому фавориту "семьи Януковича" Сергею Курченко, который оформил ее на свою компанию Ernor Holdings . После этого Коваленко ударился в солодовый бизнес: открыл пивной ресторан Altbier в Харькове и основал сеть магазинов крафтового пива.

А вот Батвинов, успевший поработать на Курченко до конца 2013 года (тогда он возглавлял ЧП "Спика"), остался в топливном бизнесе. В том же году он основал в Харькове ООО "Старвид Инвест" и "Золотой стандарт Плюс", а в конце 2014-го - ООО "Золотой стандарт К". Последнее, как покажут дальнейшие события, станет наиболее прибыльным его активом.

В мае 2015 года Батвинов открыл собственную АЗС в Харькове под названием "Наша правильная заправка" или "НПЗ". Ее дизайн выделялся на фоне других. "На АЗС присутствуют элементы нефтеперерабатывающего завода, в том числе трубы и задвижки. Ее персонал одет в форму инженеров и лаборантов завода. Стела на АЗС выполнены в форме неподвижного добывающего станка-качалки", - описывал АЗС сайт "Нафторинок".

АЗС Батвинова в Харькове выглядела неординарно.

Впоследствии Батвинов открыл в Харькове вторую АЗС "НПЗ", которой руководила приобретенная им в 2016 году компания "Стабина". С 2016 года компании Батвинова, в частности ООО "Золотой стандарт К", начали участвовать в тендерах на поставку горючего, в частности, коммунальным предприятиям Харькова.

Сначала – без особых успехов. Коммунальщики, например, "Харьков-Сигнал" и "Шляхрембуд" , часто отклоняли предложения "Золотого стандарта К" и компания получала небольшие объемы заказов по сравнению с тогдашними фаворитами харьковской мэрии. Например, ООО "Хозсфера" , считавшееся близким к Геннадию Кернесу, в те времена получало заказы на сотни миллионов гривен.

Все изменилось в конце 2020 года, именно тогда, когда Терехов стал и. о. мэра Харькова вместо Кернеса, который сначала заболел коронавирусом, а затем скончался в больнице "Шарите" в Германии.

По данным "Прозорро", в 2015-2020 годах на государственных тендерах "Золотой стандарт К" получил подрядов в общей сложности на 56,6 млн грн, а в 2021 году, когда мэрию возглавил Терехов, - на 103 млн грн.

После вынужденной полугодовой тендерной паузы, наступившей с начала большой войны, в конце 2022 года на компанию полился дождь из денег . Он не утихает до сих пор. С этого времени до конца мая 2024 года "Золотой стандарт К" подписал контракты с харьковскими коммунальщиками на сумму около 1 млрд грн.

Коммунальный фаворит

Похоже, что закрепиться на топливном небосводе компании Батвинова мог помочь админресурс, которым владеет Терехов. Подконтрольные ему коммунальные предприятия Харькова после начала большой войны начали отдавать многомиллионные контракты "Золотому стандарту К" без тендеров.

Дело в том, что тогда все муниципалитеты, отнесенные к общинам, где ведутся боевые действия, а среди них тогда был и Харьков, получили от правительства право проводить закупки без тендера мимо системы "Прозорро".

25 февраля 2023 года Минреинтеграции исключило Харьковское общество из перечня тех, где ведутся активные боевые действия, и отнесло к перечню "возможных боевых действий", что автоматически обязало Харьков заказывать все товары и услуги через "Прозорро". Но в горсовете нашли способ и дальше распределять контракты в ручном режиме.

Этим решением явилась схема с прописанными в тендерных условиях большими периодами оплаты за поставленный товар. Обычно заказчики обязуются рассчитаться за горючее в течение 5-20 дней после поставки и предъявления расходной накладной.

Это нормально для рынка, где через неделю цены могут существенно измениться. Но в Харькове все по-другому. На самых больших закупках, где контракты достались "Золотому стандарту К", этот показатель установили на уровне 60, 120, 180 или даже 365 дней.

Пример условий тендера с "послеоплатой" в течение года

Перевод средств в течение 365 дней со дня поставки товара является едва ли не самым серьезным препятствием, отражающим желание приходить на тендеры у других поставщиков. "Все понимают, что иностранец, который движется на такой тендер, будет ждать своих денег ровно год. А "своим" оплата будет произведена за несколько дней. Именно это значение имеет слово "в течение", - объясняет ЭП собеседник на рынке горючего.

Эти слова подтверждает проведенный ЭП анализ почти 20 тыс. топливных тендеров в "Прозорро" за 2023-2024 годы.

В одном таком тендере КП "Харьковводоканал" в последние дни 2023 года с ожидаемой стоимостью 85,15 млн грн и условием оплаты до 180 дней единственным участником и автоматическим победителем, с которым быстро подписали контракт, стал "Золотой стандарт К". В другом тендере от февраля 2024 года на 5,8 млн грн от КП "Ритуал" Харьковского городского совета количество дней оплаты установили на отметке 90. Победу одержал "Золотой стандарт К".

На тендерах , где других участников-конкурентов не отпугивали длительные сроки оплаты, на помощь Батвинову приходил заказчик. Например, в августе 2023 года КП "Харьковводоканал" на тендере по закупке 1,5 млн литров бензина марки А-95 отказал государственной компании "Укрнафта-Снаб", предложившей 66 млн грн, признав победителем "Золотой стандарт К" "с ценой 71,85 млн грн.

Подписанный с компанией Батвинова контракт коммунальные предприятия действительно выполняют как образцовый контрагент – расчет происходит в кратчайшие сроки после получения горючего.

Так, КП "Муниципальная компания обращения с отходами" по результатам тендера , предполагавшего оплату "в течение 90 дней", 17 января 2024 года заключило договор с "Золотым стандартом К" на 6,9 млн грн. Первая расходная накладная по результатам поставки части горючего поступила 24 января. До апреля в рамках этого договора было осуществлено шесть поставок, и все они оплачивались в течение трех-пяти дней.

По условиям объявленного в феврале тендера потенциальный поставщик мог бы ждать заявки на поставку горючего и оплату за него 180 дней. Однако КП "Харьковспецстрой" уже 14 марта получило, а 16 марта оплатило по договору все 553,8 тыс. грн, полностью закрыв контракт.

Это не частные случаи, а система. ЭП проанализировала данные сайта spending.gov.ua , чтобы сравнить условия оплаты на момент проведения тендера в "Прозорро" с датами фактической поставки и оплаты за товар через Государственную казначейскую службу.

В почти сотне трансакций в пользу ООО "Золотой стандарт К", отраженных на этом сайте, средний срок оплаты составляет восемь дней. Условия тендеров, в которых они участвовали, предполагали отсрочку оплаты в среднем на 46 дней. При средней за последний год учетной ставке НБУ 16% годовых коммунальные предприятия Харькова преждевременными оплатами могли нанести убытки на 20 млн грн.

Если о финансовом ущербе еще можно дискутировать, то игнорировать прямые – из-за завышенных цен, к которым приводят нерыночные условия оплаты и фактическая монополизация поставок горючего в Харькове одной компанией – трудно. Например, на тендере без конкуренции в конце января с условиями оплаты до двух месяцев КП "Шляхрембуд" Харьковского городского совета получило от "Золотого стандарта К" дизтопливо по цене 53,9 грн за литр по НДС.

Приложение к договору о закупке

По данным мониторинга сайта Минфина, 2 февраля розничная цена дизельного горючего в Харьковской области составила 50,74 грн за литр. При оптовой закупке через "Прозорро" на почти полсотни миллионов гривен стоимость должна быть ниже.

К примеру, Краснокутский сельсовет Богодуховского района Харьковской области в том же месяце приобрел дизель по 43,94 грн с НДС за литр. Даже если отталкиваться от средней цены в Прозорро, которая в первом квартале 2024 года составляла 48 грн за литр, это все равно на 10% меньше, чем покупают подопечные Терехова.

Много вопросов к Батвинову возникает и из-за его зафиксированного правоохранителями участия в схемах реализации контрафактного горючего. Он и группа его компаний, в частности ООО "Золотой стандарт К", фигурируют в материалах уголовного производства Нацполиции .

В его рамках разоблачена группа лиц, которые на территории Харькова и области по предварительному сговору между собой организовали незаконное изготовление, хранение, транспортировку с целью сбыта фальсифицированного горючего и наладили постоянный сбыт в больших объемах незаконно изготовленного фальсифицированного горючего, а именно бензина марки А- 92, А-95 и дизтоплива через сети АЗС известных в регионе брендов под видом торговых марок качественного горючего отечественных производителей, тем самым вводя в заблуждение конечных потребителей”.

В 2021 году следователи провели 19 обысков "по месту проживания фигурантов и на нефтебазах, где, вероятно, производилось и хранилось некачественное горючее", в частности, в ООО "Золотой стандарт К", ООО ПКФ "Старвид", ООО НПП "Стабина" и других компаниях, принадлежащих Батвинову.

Именно на его заправках "НПЗ" по проспекту Любови Малой, 36-А и ул. Героев труда, дом. 9-Д в Харькове следователи совершили контрольные закупки бензина в июне 2021 года, который по результатам экспертизы оказался низкокачественным фальсификатом.

Следователи установили, что процесс незаконного изготовления горючего заключался в смешивании на так называемых мини-НПЗ стабильной фракции бензина с октановым числом 70-75 единиц (для марки А-95 норма составляет не менее 95 единиц) с присадкой и добавлением красителя для придания жидкости соответствующего цвета. . После этого готовое фальсифицированное горючее отправлялось на АЗС в том числе "Золотого стандарта К".

По этому делу есть несколько подозреваемых, однако Батвинова среди них пока нет. Даже если это произойдет – по этому или другому делу – у правоохранителей могут возникнуть проблемы с привлечением его к ответственности. По данным источников ЭП, в октябре 2023 года Батвинов выехал из Украины по системе "Путь" в качестве волонтера и с тех пор не возвращался.

Во время подготовки материала ЭП обратилась с просьбой о комментарии к Батвину, Кузнецовой и Терехову.

Общение с Батвиновым длилось около десяти секунд. Поняв, что к нему звонят журналисты, бизнесмен коротко ответил: "К сожалению, у меня нет времени. Извините". После этого положил трубку.

Во время пятиминутного разговора с Кузнецовой ее самым частым ответом на разные вопросы было: "Это моя личная жизнь, о которой я не хочу говорить". Ответить по существу поставленных вопросов по телефону она отказалась.

Также ЭП несколько раз пыталась связаться с Тереховым, однако тот на звонки не ответил. Не отреагировал мэр Харькова и на просьбы о комментариях, отправленных ему через смс и мессенджер WhatsApp.

1