Страхи Путина или влияние Запада: почему Лукашенко до сих пор у власти

Кто больше хочет избавиться от Лукашенко Запад или Путин
Эксклюзив
Страхи Путина или влияние Запада: почему Лукашенко до сих пор у власти
Лукашенко и Путин (фото: ТАСС)
18 августа 2021, 19:12
читати українською

Прошло уже больше года со дня президентских выборов в Беларуси, окончившихся массовыми протестами против их результата и кровавой расправой над протестующими. С тех пор на режим Александра Лукашенко были неоднократно наложены санкции, в том числе секторальные, позволяющие блокировать операции любых белорусских структур, работающих в секторе госбезопасности, а также оборонном, энергетическом, калийном, табачном, строительном или транспортном секторах. Сам Лукашенко, в свою очередь, наращивает антизападную риторику, обвиняя США и Европу в ведении "войны посредством разрушения умов" и пугая их третьей мировой войной.

Российский след

Несмотря на это, складывается впечатление, что белорусский диктатор не теряет надежды играть на два фронта и восстановить отношения с Западом, представляя себя в качестве "единственного гаранта суверенитета Беларуси перед лицом угрозы поглощения страны со стороны России". Ряд приближенных к белорусскому президенту аналитиков, в свою очередь, начали развивать эту мысль годами ранее, еще до выборов намекая, что Россия будет пытаться дестабилизировать обстановку в Беларуси и сместить президента, поскольку начинает видеть в нем препятствие достижению своих целей.

До недавнего времени подобные предположения были не лишены оснований. Вплоть до президентских выборов Лукашенко не скрывал, что видит в России угрозу как для суверенитета страны, так и для себя лично. Параллельно он регулярно отказывался разворачивать на территории своей страны российскую военную базу и саботировал настойчивые призывы Москвы к более тесной интеграции. В ответ российские СМИ и некоторые политики обвиняли его в русофобии. Апогеем ухудшения отношений стало задержание белорусским КГБ 33 сотрудников российской частной военной компании (ЧВК) "Вагнера" 29 июля 2020 года.

На этом фоне Москве действительно выгодно было отчасти дестабилизировать Беларусь, однако не для того, чтобы убрать Лукашенко, а с тем, чтобы вынудить его на резкие действия, которые испортили отношения белорусского лидера с Западом и сделали бы его более подконтрольным России. После 9 августа прошлого года кремлевские СМИ заговорили об этом прямым текстом.

Вся многолетняя стратегия Лукашенко по нормализации отношений с трансатлантическими государствами для баланса российскому влиянию окажется под угрозой коллапса. К тому же сам Лукашенко после выборов уже не будет Батькой для значительной части населения страны. А значит его возможности по противодействию российскому давлению будут ограничены, – откровенничали авторы деловой газеты "Взгляд".

Запад или Россия

Тем временем похоже, что Лукашенко, поняв тактику Кремля, решил воспользоваться ею, пытаясь списать любые свои выходки на козни России и Запада соответственно. С одной стороны, столкнувшись с жесткой реакцией США и Европейского Союза на фальсификацию выборов и брутальное подавление протестов, белорусский президент начал поспешно налаживать отношения с Москвой, стараясь доказать свою жизненную важность для Кремля. При этом он довольно умело играл на главных кремлевских страхах, пытаясь внушить Путину, что основной целью "организованной Западом цветной революции" является не Беларусь, а Россия, и именно Лукашенко якобы стоит на страже российской безопасности. Этой же риторики он придерживается по сей день, не уставая повторять, что "действия Запада – это попытка дотянуться до России".

С другой стороны, и после событий 9 августа часть приближенных к белорусской власти аналитиков не теряли надежды "продать" Лукашенко на Запад как самого антироссийского кандидата из возможных, уверяя, что все представители оппозиции готовы будут согласиться на "глубокую интеграцию" Беларуси с Россией. При этом отторжение Лукашенко белорусским обществом и совершенное его режимом насилие над людьми они объясняли "заговором России против Лукашенко".

Однако очевидно, что даже привычка Кремля вмешиваться в дела других стран в данном случае никак не оправдывает действий Лукашенко. Более того, попытка представить искренний народный протест результатом "заговора" России или Запада выглядит кощунственной по отношению к белорусскому народу, борющемуся за свою свободу и достоинство. Тщетность подобных привязок была очевидна даже из аргументов защитников Лукашенко, упрекавших Кремль в том числе за "тактику невмешательства" по отношению к Минску и уверявших, что "невмешательство – это тоже форма вмешательства, особенно в тех случаях, когда Кремль отказывает Минску в необходимых формах поддержки".

Таким образом, они фактически призывали Россию ко вмешательству в дела Беларуси, одновременно пытаясь доказать, что за этим вмешательством скрываются попытки сместить белорусского диктатора. Подобные логически противоречивые утверждения свидетельствуют о том, что Лукашенко даже после выборов отчаянно пытался заручиться поддержкой Запада и Востока одновременно, пытаясь переложить ответственность за свои действия на внешний заговор.

Кто хочет свергнуть Лукашенко

Однако довольно быстро стало очевидно, что Запад больше не намерен прощать Лукашенко и не станет поддаваться его шантажу "уйти под Россию" или оставить Беларусь "на растерзание" Москве. К тому же ведущие белорусские оппозиционеры, к примеру, бывший кандидат в президенты Беларуси Андрей Санников категорически возражают против мифа о Лукашенко как гаранте белорусского суверенитета, утверждая, что тот уже "сдал" Москве все ключевые активы страны.

В итоге примерно год назад появилась новая конспирологическая теория, согласно которой Россия договорилась с Западом о свержении Лукашенко. Стоит отметить, что подобный сценарий действительно рассматривался западными экспертами как желательный. К примеру, год назад аналитики Дэниел Фрид и Брайан О’Тул в своей статье для Атлантического Совета прямо писали, что "если в рамках оптимистичного сценария Путин предложит поддержку новых выборов под наблюдением ОБСЕ, Запад, скорее всего, быстро согласится на это".

Однако, как показала практика, никакой сделки не вышло, и 14 сентября 2020 года Владимир Путин на встрече в Сочи полностью поддержал своего белорусского коллегу. В частности, Путин подтвердил обязательство предоставить Минску кредит размером 1,5 миллиарда долларов и вновь заявил, что признает Лукашенко легитимным президентом Беларуси. В свою очередь, белорусский президент вновь пытался продемонстрировать свою преданность Москве и идеям "союзного государства" Беларуси и России.

Армянский сценарий

Тем не менее, год спустя тема о "сговоре" Запада и России против Лукашенко вновь была вброшена в информационное пространство. По словам директора минского Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсения Сивицкого, Москва все-таки готова "содействовать смене режима в Минске за геополитические гарантии сохранения Беларуси в российской сфере влияния со стороны нового демократического руководства".

В этот раз данная версия опирается на статью прокремлевского политолога Федора Лукьянова, основная мысль которой выражена в ее заголовке – "Что надо делать Москве, чтобы привязанность к ней Беларуси не зависела от Лукашенко". В частности, одной из главных гарантий такой привязанности постоянное военное присутствие вооруженных сил России на территории Беларуси.

Россия играть в бесконечные переговоры об интеграции больше не расположена, уже нужен какой-то результат, – предупреждает Лукьянов нерадивого союзника Москвы.

Далее автор рассматривает армянский прецедент, отмечая, что "тот факт, что Армения зависела от Москвы в сфере национальной безопасности, позволял России терпимо относиться к армянским внутриполитическим кульбитам. Радикальная смена правящей элиты в 2018-м не привела к разрыву или глубокому кризису отношений. А прошлогодняя война, проигранная Ереваном, превратила страну в фактический протекторат России". Очевидно, что подобный сценарий он считает подходящим и для Беларуси.

Однако на данный момент складывается ситуация, при которой Россия вопреки всему продолжает поддерживать Лукашенко, неся при этом колоссальные геополитические издержки и все дальше отталкивая от себя белорусский народ. Глубинные причины этого, скорее всего, таятся в иррациональном факте "диктаторской солидарности" и личным страхом Путина перед любыми народными протестами и "цветными революциями". В результате Москва фактически оказывается в заложниках у белорусского диктатора, и вынуждена оправдывать все его выходки и делать вид, что в очередной раз верит его заверениям о "братской дружбе".

1