Учитель перестал быть главным в жизни ребенка: спецпроект ко Дню работников образования

Наши журналисты опросили учителей больших городов и маленьких деревень, чтобы узнать, почему школьники не хотят учиться, и какова ныне роль педагогов в воспитании детей
Эксклюзив
Учитель перестал быть главным в жизни ребенка: спецпроект ко Дню работников образования
1 октября 2021, 14:28
читати українською
В первое воскресенье октября в Украине традиционно отмечают день работников образования. Трансформация общества последних десятилетий умноженная на пандемию коронавируса изменила отношение украинцев к образованию и педагогам. Накануне праздника Парламент.ua решил пообщаться с педагогами из разных уголков Украины и выяснить, почему учитель перестал быть авторитетом, а дети не хотят учиться, достаточно ли государство обеспечивает педагогов и останется ли школа в ее классическом виде после пандемии.

Всем нашим респондентам мы задали одни и те же вопросы, на которые получили совершенно разные ответы и интересные видения того, что же нужно изменить в украинском образовании.

  • Какова, по вашему мнению, роль учителя? Каким должен быть современный учитель? Почему учитель уже не имеет такого, как раньше, авторитета в обществе?
  • Достаточно ли государство обеспечивает учителей (зарплата, условия труда, соцпакет, оборудование и т.д.)?
  • Как, по вашему мнению, можно сделать систему современного украинского образования интересной для учеников? Что бы вы изменили в системе современного образования?
  • Есть ли будущее у дистанционного образования после пандемии? Останется ли школа в своем традиционном для нас понимании?

На наши вопросы уже ответил Владимир Алексеев, директор Гнединцевского УОСО, пгт. Варва, Прилуцкого района Черниговской области, его рассказ можно прочитать по ссылке здесь.

Следующей с журналистами общалась Ольга Мирошникова, методист городского методического центра, учительница, заместитель директора в школе I-III ступеней № 294 города Киева

Какова, по вашему мнению, роль учителя, каким должен быть современный учитель. Почему учитель уже не имеет такого, как раньше, авторитета в обществе

Сразу хочу отметить, что я буду говорить только о себе, опираясь на собственный опыт. Времена изменились и теперь учитель должен просто делать свою работу. А его работа, по моему мнению, заключается прежде всего в сохранении жизни и здоровья детей и передачи им знаний. Относительно авторитета учителя в обществе - это раньше учитель был единственным источником информации как для родителей, так и для детей. Сейчас родители могут получить консультацию у любого специалиста, есть ресурсные центры, где родители могут получить помощь, если их ребенок требует особого внимания. И мне кажется не совсем правильным говорить о том, что учитель потерял авторитет - просто немного изменилась его роль. В общенациональном масштабе профессия перешла на другой уровень. Она перестала быть господствующей в жизни ребенка.

Достаточно ли государство обеспечивает учителей (зарплата, условия труда, соцпакет, оборудование и т.д.)

Профессия учителя никогда не была особенно прибыльной. И это всем известно. В большинстве стран мира учителя тоже не получают больших денег. О том, достаточно ли этих средств для нашей страны, скажу так - я сознательно выбирала эту профессию и понимала, какой будет моя заработная плата. И когда мои коллеги жалуются, что им мало платят, я всегда спрашиваю: "А зачем вы шли на эту работу? " В истории нашей страны были периоды, когда учителям вообще не платили. И это тоже не секрет. Когда человек выбирает профессию по убеждению, она не имеет права говорить: "как платят, так и работаю". Но здесь есть еще один интересный момент: у нас свободная страна и каждый человек может получать дополнительную прибыль. Сейчас для учителей существует множество возможностей. Можно создавать пособия, свои информационные ресурсы, можно участвовать в проектах, которые предусматривают зарубежное финансирование. Признаюсь честно, я тоже не живу на зарплату в школе, но все мои доходы честные и из них всех уплаченные налоги. В моей практике было время, когда я работала на две ставки утра до вечера. Но я понимала, на что шла. Сейчас у меня высокий уровень квалификации, меня приобщают к различным образовательным проектам.

Если говорить об условиях труда, то их надо серьезно пересматривать. В профессиональном стандарте, разработанном для учителей, много внимания уделено цифровым компетентностям - созданию ресурсов, владению различными программами. К сожалению, технически рабочие места педагогов не соответствуют этим требованиям. В школах низкое качество интернета, устаревшая техника. Я считаю, что государство должно отрегулировать требования к учителям с теми условиями, которые ему предоставляют.

Относительно соцпакета - здесь все нормально, мы свободно можем ходить на больничный, есть 56 дней отпуска, мне даже много. И в нашей профессии есть одна изюминка - нашу работу за нас никто не сделает. Мы можем болеть, быть в отпуске, но тетради нас никто не проверит.

Как, по вашему мнению, можно сделать систему современного украинского образования интересной для учеников, что бы вы изменили в системе современного образования

У нас просто беда с профессиональным развитием учителей, они гоняются за сертификатами, а не за знаниями. Если говорить глобально, то провела бы аттестацию и многих учителей уволила бы, или предложила пройти обучение для повышения их квалификации. В основе реформирования украинского образования лежат очень хорошие идеи. Причем я говорю сейчас не только о начальной школе, но и средней. Предлагаются интегрированные курсы, которые будут интересными для детей и позволят уменьшить количество предметов. Речь идет и о создании профессиональных лицеев. Это финансово обоснованно и хорошо для детей старших классов, которые будут сидеть в аудитории вместе с единомышленниками, имеющими схожие интересы. Но все эти новаторские идеи завязаны на людях. Если реформу будут саботировать на местах и финансировать так, как сейчас финансируют НУШ в среднем звене, то эта реформа просто сойдет на нет.

Есть ли будущее у дистанционного образования после пандемии, останется ли школа в своем традиционном для нас понимании

Дистанционное образование изменило школу. Многие учителя продолжают использовать технологии, которые наработали во время локдауна. Некоторые продолжают пользоваться платформами дистанционного образования, задают онлайн-задания для детей. Можно констатировать, что технологии укоренились в повседневной жизни учителей. И будущее у дистанционного образования есть. И оно подходит не для всех, а только для некоторых детей, и должно быть избирательной опцией. Многие из детей после карантина осталось на домашней форме обучения, потому что им так удобно.

Читайте также