Украинские вузы отстают в мировых рейтингах: почему отечественное образование некачественно

Все больше украинской молодежи выбирает обучение за границей, а после окончания вузов в науке остаются единицы
Эксклюзив
Украинские вузы отстают в мировых рейтингах: почему отечественное образование некачественно
Студенты, учеба (Фото: pexels)
17 ноября 2021, 15:46
читати українською

Украинские чиновники любят напоминать, что Украина тратит на образование не меньше, чем страны Европы (в процентах от ВВП!). И это действительно так – от 1,1 до 1,4% ВВП, когда в Европе нигде нет показателя выше 1%. Но они никогда не упоминают, о том, что средства тратятся крайне неэффективно, и качество как среднего, так и высшего образования год от года ухудшается. И это при том, что услугами этого некачественного образования охвачено 82,7% населения традиционно студенческого возраста. В Германии этот показатель 70,2%, в Польше 67,8%, в Великобритании 60%.

Аномалии в финансировании, развитии и структуре образования и науки

Отсутствие долгосрочной стратегии социально-экономического развития Украины усложняет создание модели высшего образования, адекватной целям будущего страны.

До 30 октября нынешнего года в Украине продолжалось обсуждение проекта Стратегии развития высшего образования Украины на 2021-2031 годы, текст которого размещен на сайте МОН. Хотя для нынешнего студента важны не столько обещания этого документа, сколько нынешние проблемы высшего образования. А итоги обсуждения печальны, чтобы не сказать, плачевны, что видно из недавних выступлений министра образования Сергея Шкарлета.

В частности, целый букет перекосов связан со структурой государственных расходов на высшее образование. Учебные заведения III-IV уровней аккредитации финансируются преимущественно через МОН. По данным Международной Ассоциации Университетов, в мире насчитывается около 18400 университетов. В Украине сеть университетов – одна из наиболее плотных: на 1 млн. населения приходится почти семь университетов и 8 колледжей, техникумов и училищ. Еще большая плотность в Польше – более 9 университетов. В Германии этот показатель 4,3, еще меньше в Великобритании – 3,7. К тому же в Украине финансирование вузов на три четверти ложится на государственный бюджет.

Студенты, учеба (Фото: pexels)

Стремительное уменьшение количества техникумов, колледжей и училищ, которые готовили специалистов технических специальностей, происходит на фоне роста университетов, академий и институтов.

Растут демографические риски: если в 2008 году на 10 тыс. населения приходилось 512 студентов университетов, академий и институтов, то в 2019-м показатель упал уже до 302 человек. А количество студентов колледжей, техникумов, училищ на 10 тыс. населения Украины вообще упало почти втрое – от 120 в 1995 году до 41 в 2019г.

При этом растет образовательная эмиграция: украинцы выезжают учиться в Польшу, Германию, Канаду, Чехию и т.д. Подготовка специалистов в Украине не отвечает ни текущим и перспективным потребностям рынка труда, ни потребностям работодателей. Слабая связь вуза с наукой и бизнесом.

Ненужность высшего образования по специальностям естественных и технических (за исключением компьютерных наук) направлений вызвана неудовлетворительным состоянием и сырьевой направленностью экономики страны: малое количество высокотехнологичных производств не создает достаточного спроса и не гарантирует трудоустройство будущих специалистов.

Все меньше молодежь хочет посвящать себя науке и количество аспирантов и докторантов из года в год стабильно уменьшается, а низкая результативность научно-исследовательской деятельности ЗВО снижает их рейтинг по сравнению с университетами других стран.

Мировые тренды высшего образования

Главные тренды, влияющие на образование (глобализация и цифровизация), приведут к появлению новых архетипов высшего образования будущего:

  • нишевый исследовательский институт как генератор знаний и обучающих программ;
  • элитный, общеобразовательный университет – генератор междисциплинарных знаний;
  • "клуб высшего образования" – реализатор учебных программ, в фокусе деятельности которого – получение опыта студентами, основные учебные технологии, наставничество и фасилитация (организация процесса коллективного решения проблем в группе, управляемой фасилитатором);
  • масштабируемый цифровой университет – реализатор учебных программ, фокусирующийся на гибкости, обучающих платформах, автоматизированной поддержке, улучшенном доступе;
  • институт профессионального обучения – реализатор учебных программ, сфокусированный на ценности карьерного роста, который достигается через крепкие связи с промышленностью.

Быстрые изменения, происходящие в обществе, технологиях, знаниях, потребуют в будущем от специалистов способности к приспособлению, овладению новыми навыками, профессиями, креативностью. Наиболее востребованы специалисты, которые могут проектировать, внедрять новую технику и технологии с учетом вызовов будущего, а также профессии, связанные с обеспечением жизни и здоровья человека.

Куда идут государственные средства

60% государственных расходов на высшее образование приходится на оплату труда, в то время как в странах – новых членах ЕС их доля составляет 66%. Еще 32% государственных расходов на высшее образование уходит на финансирование стипендий. В странах ЕС такие расходы составляют всего 17%.

Дополнительная неэффективность такого распределения кроется скорее в нравственной плоскости. Если студентами больше стремятся становиться в основном дети из обеспеченных семей, потому что именно им и выплачивает стипендии. На опрос GfK "Молодежь Украины" только 12% студентов ответили, что принадлежат к малообеспеченным семьям, хотя среди молодежи от 14 до 35 лет таких набирается 46%.

Пятая часть всех расходов на стипендии находится в распоряжении министерства социальной политики – так называемые социальные стипендии, выдаваемые по категориям без проверки на бедность, а академические стипендии назначаются по достижениям в обучении 40-45% студентов. Таким образом, через систему финансирования и отсутствие мотивации к обучению многочисленные украинские вузы имеют очень слабые конкурентные позиции.

Студенты, учеба (Фото: pexels)

В мировом рейтинге университетов всего 10 украинских вузов

По сообщениям на начало нынешнего октября, даже те 10 украинских университетов, которые попали в мировой рейтинг, обнародованный в журнале "Times Higher Education", занимают в этом списке места ниже 500-го и большинство из них не попали в 1200 мест. Лидерами рейтинга привычно признаны университеты из США и Великобритании.

От Украины в этом списке:

  • Сумской государственный университет – 501-600 место;
  • Национальный университет "Львовская политехника" - 601-800 место;
  • Харьковский национальный университет радиоэлектроники – 1001–1200 место;
  • Днепровский Национальный университет им. Олеся Гончара – 1201+ место;
  • Львовский национальный университет им. Ивана Франко – 1201+ место;
  • Национальный технический университет "Харьковский Политехнический институт" – 1201+ место; Киевский политехнический институт – 1201 место;
  • Киевский Национальный университет им. Тараса Шевченко – 1201+ место;
  • Харьковский Национальный университет им. В. Н. Каразина – 1201+ место;
  • Черновицкий Национальный университет им. Юрия Федьковича – 1201+ место.

Читайте также

1