В Украине могут снизить НДС на внутренние авиарейсы: что это изменит для пассажиров

Перелеты по Украине могут быть доступны для простых граждан
Эксклюзив
В Украине могут снизить НДС на внутренние авиарейсы: что это изменит для пассажиров
Самолет (Фото: FlyUp)

Несколько лет подряд авиаперевозчики просят власти уменьшить, а в идеале сделать "нулевой" ставку НДС на внутренние авиарейсы. Ежегодно этот вопрос поднимается, но налог на уровне 20% остается и дальше. Недавно в правительстве заявили, что парламентарии планируют снизить его почти втрое. Каков мировой опыт в определении ставки НДС и что для украинцев изменит его снижение, анализировал "Парламент.UA".

Как в Украине планируют изменить ставку НДС на внутренние авиарейсы

Снижение налога на добавленную стоимость (НДС) на внутренние пассажирские авиаперевозки в Украине обсуждается уже несколько лет. Еще в ноябре 2019 года в Верховную Раду внесли законопроект №2425, которым предлагают освободить авиаперевозки внутри Украины от уплаты НДС. Однако этот документ до сих пор не был рассмотрен даже в первом чтении.

Повторно этот вопрос был поднят после первого локдауна в июне 2020 года, ведь авиационная отрасль сильно пострадала из-за пандемии коронавируса, поэтому нуждается в государственной поддержке. Но и тогда это не привело к конкретике.

В этом году вопрос изменения ставки НДС снова появился в повестке дня. Министр инфраструктуры Александр Кубраков 25 ноября на форуме "Большое строительство: Авиация. Туризм" заявил, что парламентарии планируют принять закон, который снизит налог на добавленную стоимость на внутренние пассажирские авиаперевозки с 20% до 7%.

Для международных перевозок действует нулевая ставка, для внутренних – 20%. Тот компромисс, который мы обсуждали вчера, видим, что это будет ставка на уровне 7%, — отметил он.

Самолет (Фото: picabu)

Сейчас в Украине основная ставка НДС составляет 20%, она начисляется на все товары и услуги, предоставляемые на территории страны (в том числе и внутренние перелеты). Исключением являются товары и услуги, экспортируемые (например, международные перелеты) или специальные сниженные ставки. 

Украинская авиация имеет высокий потенциал, который нужно раскрыть, в частности, благодаря снижению ставки НДС, сказал в комментарии "Парламент.UA" Алексей Бондарь, партнер "ECOVIS Бондарь и Бондарь". Согласно данным статистики, удельный вес авиации в количестве перевезенных пассажиров в Украине в 2020 году составил 0,19% или 4,8 млн пассажиров, в то время как, например, в Германии за этот период – 1,8% (57, 8 млн пассажиров).

На что повлияет изменение ставки НДС на внутренние авиарейсы

В своем заявлении Кубраков отметил, что снижение налога на добавленную стоимость на внутренние пассажирские авиаперевозки в Украине станет достаточным стимулом для авиаперевозчиков, чтобы те совершили перелеты внутри страны дешевле на 10-20%. Это значит, что для украинцев стоимость билетов может снизиться.

Заместитель генерального директора по коммерческой деятельности и стратегическому развитию международного аэропорта "Борисполь" Георгий Зубко отметил в комментарии "Парламент.UA", что украинские авиаперевозчики до сих пор не получали никакой помощи или поддержки от государства, в отличие от их европейских коллег. Это может быть первым шагом по поддержке украинской авиации.

Отмена НДС на внутренние авиаперевозки в Украине позволит сделать авиационный транспорт более доступным для большего количества украинцев, смягчить негативные последствия для аэропортов и авиакомпаний от падения пассажиропотоков вследствие пандемии COVID-19, способствовать увеличению туристических пассажиропотоков на внутренних рейсах, создать новые высокооплачиваемые рабочие места региональных аэропортах, – отметил он.

По его словам, снижение ставки втрое позволит ощутимо снизить налоговую нагрузку на украинцев, выбирающих внутренние перелеты вместо отдыха на популярных курортах за рубежом. В первую очередь это происходит потому, что налог начисляется на стоимость билетов, проданных на внутренние перелеты, в то время как перелеты за границу таким налогом не облагаются.

Следует заметить, что прямой эффект на снижение конечной цены авиабилета от отмены НДС на внутренних рейсах для пассажира можно ожидать от 1-2% до 10-12%. Но максимальный эффект, конечно, будет возможен только в случае, если от налога освободить все услуги, которые комплексно необходимы и напрямую связаны с выполнением внутреннего рейса, – добавил представитель аэропорта Борисполь.

Речь идет об услугах по обслуживанию воздушных судов и пассажиров в аэропорту (посадка-взлет воздушного судна, обслуживание пассажиров в аэровокзале, обеспечение авиационной безопасности, сверхнормативная стоянка воздушного судна), услуги по наземному обслуживанию воздушных судов и пассажиров в аэропортах, аренда аэропортовых помещений в части использования для обслуживания международных рейсов (офисы, стойки регистрации и другие служебные помещения, арендуемые авиаперевозчиками, выполняющими внутренние рейсы), услуги персонала по обслуживанию воздушных судов.

Какова в мире ставка НДС на внутренние авиарейсы

Инициаторы отмены НДС отмечают, что внутренние авиаперевозки находятся в несколько невыгодном положении по сравнению с международными. Поскольку международные авиаперевозки считаются экспортом услуг, то НДС на стоимость билетов не начисляется, объяснил кандидат экономических наук Александр Хмелевский.

Однако, если внимательно посмотреть на расчет стоимости билета на международные авиаперевозки украинских авиакомпаний, то можно увидеть, что НДС включен в стоимость билета. Возможно, авиакомпании взимают его с пассажиров, однако забывают перечислить в Казначейство.

Георгий Зубко говорит, что вопрос установления ставки налога на добавленную стоимость на внутренних воздушных перевозках является политическим вопросом в каждом государстве ЕС, но их опыт демонстрирует практическую пользу применения сниженных ставок к внутренним авиаперевозкам. Все страны Европейского Союза, кроме Дании, вместе с основной ставкой НДС (которая не может быть менее 15%) дополнительно ввели пониженные ставки (которые не рекомендуется снижать на менее 5%).

Самолет (фото: picabu)

К примеру, в Польше базовая ставка налога на добавленную стоимость составляет 23%, а льготные ставки (авиатранспорт, детские товары, стройматериалы, товары и услуги для сельского хозяйства) – 5% и 8%. Но, несмотря на требования евродиректив, которые позволяют обычные сниженные ставки, отдельные страны все же применяют специальные сниженные ставки (менее 5%), отметил Георгий Зубко.

Применение уменьшенных (льготных) ставок НДС на пассажирские перевозки транспортом является широко примененной в мире практикой для поддержки и развития отрасли, в том числе Германии, Великобритании, Франции и других странах, – говорит Алексей Бондарь.

В Великобритании, Ирландии и Дании ставка НДС на внутренние авиаперевозки составляет 0%. В Португалии и Швеции применяется ставка 6%, в Польше – 8%, в Испании, Франции, Италии – 10%.

Почему авиакомпании призывают сделать ставку НДС "нулевой"

Украинский авиарынок уже давно ожидал понижения ставки НДС. Однако каждый, кто причастен к авиаотрасли, поддерживает полную отмену налога на добавленную стоимость на внутренние авиарейсы. То есть авиакомпании хотят, чтобы НДС на внутренние авиарейсы в Украине составил 0%.

Конечно, авиаперевозчики заинтересованы в максимальном уровне снижения ставки – до 0%. Это позволит максимально разгрузить стоимость билета от дополнительных налоговых сборов, как это происходит с международными авиаперелетами. В то же время, видим, что даже в ЕС есть страны, которые применяют нулевые ставки НДС на авиаперелеты, а международные авиационные организации активно поддерживают любые инициативы по снижению налогов на воздушном транспорте, ведь это делает авиапутешествия более доступными и массовыми», – говорит Георгий Зубко.

Александр Хмелевский отметил, что в результате снижения НДС госбюджет будет терять ежегодно от 200 до 500 млн грн. Однако, даже если удастся снизить стоимость авиабилетов на 10-20%, это не приведет к существенному росту пассажиропотока. Доходы населения Украины очень низкие, поэтому люди предпочитают более дешевые перевозки, чем скорость и комфорт.

"Если, например, сейчас стоимость перелета по маршруту Киев-Одесса в оба конца стартует от 2000 грн, то такое же путешествие на автобусе будет стоить от 500 грн, а на поезде – от 300 грн. Однако в ряде стран на внутренние авиаперевозки НДС отсутствует или начисляется по льготной ставке”, – резюмировал экономический эксперт.

Читайте также

1