Зеленский и Разумков хотят отменить "ничтожное" решение КСУ: есть ли шансы

Под угрозой оказалось не только антикоррупционное законодательство, а и конституционный строй
Эксклюзив
Зеленский и Разумков хотят отменить "ничтожное" решение КСУ: есть ли шансы
Конституционный Суд Украины (фото: КСУ/Facebook)

В минувший вторник, 27 октября, Конституционный суд на закрытом заседании признал неконституционной статью 366-1 Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность для чиновников и судей за представление заведомо ложных сведений в декларации. Также своим решением суд фактически закрыл доступ к электронным декларациям чиновников, а НАПК (Нацагентство по предотвращению коррупции - Ред.) лишил ключевых полномочий.

Разрешить так называемый "конституционный кризис" взялся президент Владимир Зеленский. Инициатива, которую он предложил, всколыхнула общество. Не поддержала его даже собственная партия. Свой вариант преодоления кризиса параллельно предложил спикер парламента Дмитрий Разумков, подав свой проект закона. К обоим документам есть немало вопросов, "Парламент.UA" разобрался, чем они отличаются и какие имеют шансы на принятие.

Законопроект Зеленского о Конституционном суде

Главе государства, ожидаемо, решение суда стало не по нраву. Он его назвал "заговором старых элит и олигархов против президента и страны". Первое, что он сделал, - созвал срочное заседание Совета нацбезопасности, чтобы там определить "меры неотложной реакции государства на новые угрозы и вызовы национальной безопасности и обороне страны". Там, в частности, решили каким-то образом восстановить публичный доступ в Единый государственный реестр деклараций.

Чуть ли не сразу же после этого Зеленский внес в Верховную Раду, как неотложный, законопроект "О восстановлении общественного доверия к конституционному судопроизводству" ( №4288). Фактически президент предложил депутатам прекратить полномочия действующего состава КС и признать его решение "ничтожным" (таким, которое не создает правовых последствий), мол, судьи приняли его в условиях реального конфликта интересов.

Целью законопроекта президента Украины является обеспечение соблюдения конституционного строя в Украине и недопущения узурпации власти судьями Конституционного суда Украины, пояснил адвокат ЮК LIGroup Юрий Моисеев. В то же время он отмечает, что ни одной нормой КУ не установлен механизм прекращения полномочий всего состава суда, как предложил гарант в законопроекте. Более того, процедура прекращения полномочий судей КСУ противоречит ст. 149-1 КУ, а затем будет противоречащей Конституции, если закон примет парламент.

Таким образом, путем принятия предложенного законопроекта невозможно уволить всех судей КСУ, а также ним нарушается принцип верховенства права, - отметил адвокат.

Решительно против законопроекта Зеленского выступил глава Венецианской комиссии Джанни Букиккио и представители Евросоюза. Потому что ни президент, ни Верховная Рада не имеют полномочий увольнять судей Конституционного суда. Судьи могут освободиться только по собственному желанию или по состоянию здоровья. Такие действия являются грубым нарушением Конституции и законов Украины.

"Проект президента не просто неконституционный, его можно воспринимать как посягательство на конституционный строй, - отметил аналитик "Центра совместных действий" Олег Савичук, - Президент предлагает уволить судей Конституционного Суда и просто сделать вид, будто решения по отмене электронных деклараций не было. Но Конституция прямо указывает, что решение Конституционного Суда нужно выполнять, а судей увольнять только по определенным основаниям".

Последствия принятия законопроекта Зеленского

Чем обернется Украине принятие этого закона, нетрудно предсказать. В частности, может появиться зависимый от президента Конституционный суд. Вряд ли в таком случае можно будет надеяться на надлежащую работу новых судей, если их в любой момент можно будет уволить.

Кроме того, как считает Олег Савичук, может произойти очередной "конституционный кризис", последствия которого выстрелят в любой момент. По его словам, не бывает просто политических решений, как предлагают трактовать предложение президента.

Изменения в Конституцию в 2004 году, увольнения руководителей государственных органов неконституционным способом и т.д. - это все тоже были политические решения. Но страдают от этого граждане. Конституционный суд вполне имел основания в 2010 году признать неконституционными изменения в Конституцию 2004 года, а суды - обновлять на должностях ненадлежащим образом уволенных чиновников, - отметил он.

Также принятие этого закона может открыть "ящик Пандоры" и позволить в дальнейшем принимать аналогичные политические решения. О правовом государстве в таком случае говорить будет невозможно.

Однако бить тревогу рано. Эксперты отмечают, что Верховная Рада не планирует принимать этот законопроект - за него нет голосов. Профильный комитет до сих пор так и не рассмотрел его на своем заседании, и в публичной плоскости высказалось довольно много народных депутатов (включая депутатов "Слуги Народа") о несоответствии Конституции предложенного законопроекта.

Подробнее о возможных последствиях принятия проекта закона инициированного Зеленским читайте в материале "Парламент.UA": Государственный коллапс: чем опасен законопроект Зеленского о КСУ.

Законопроект Разумкова о Конституционном суде

После критики инициативы гаранта более 200 депутатов подписались под обращением, в котором требуют от судей уйти в отставку добровольно. Такое заявление может быть расценено как давление на суд, считает кандидат экономических наук Александр Хмелевский, а за вмешательство в деятельность суда предусмотрена уголовная ответственность.

Вечером 2 ноября группа народных депутатов нескольких фракций во главе с председателем Верховной Рады Дмитрием Разумковым зарегистрировали законопроект №4304 , которым предлагается восстановить права НАПК. В частности, хотят предоставить право получать в установленном законом порядке по письменным запросам от госорганов, органов власти Крыма, органов местного самоуправления информацию, в том числе с ограниченным доступом, необходимую для выполнения возложенных на него задач. Фактически они предлагают механизм вернуть е-декларирование в первоначальном виде (даже без исключения для судей), а уже потом в нормальном режиме менять закон через два месяца.

 Председатель ВРУ Дмитрий Разумков и президент Украины Владимир Зеленский (Фото: УНИАН) [/ caption]

Однако Главное научно-экспертное управление аппарата Верховной Рады признало этот законопроект антиконституционным.

Эксперт Александр Хмелевский отмечает, что, согласно Конституции Украины, выводы и решения КСУ являются окончательными и не могут быть обжалованы или отменены. Кроме того, законы или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают свою силу со дня решения Конституционного суда. Ни Верховная Рада, ни президент не могут отменять или не выполнять решения Конституционного суда.

Инициатива спикера и других депутатов, в том виде, в котором его подали, не сработает, считает аналитик Олег Савичук, мол, невозможно просто так восстановить действие норм, которые Конституционный суд признал неконституционными.

Государственные органы могут просто отказаться их выполнять. Для того, чтобы отмененные нормы продолжили действовать, необходимо по крайней мере представить их под другой нумерацией. Это даст дополнительное время для правительства и депутатов разработать новый проект с соблюдением требований Конституционного суда, - пояснил он.

Последствия принятия законопроекта Разумкова

Инициатива главы парламента действительно имеет шансы быть принятой. Комитет по вопросам антикоррупционной политики рекомендовал его к включению в повестку дня, а проект Зеленского - даже не рассматривал. Рекомендации профильный комитет предоставил фактически проигнорировав замечания научно-экспертного управления Рады.

Оценивая его содержание и сущность, могу сделать вывод, что в случае вступления в силу, хотя и формально, будут восстановлены нормы, признанные неконституционными, но фактически они будут оставаться противоречащими Основному закону. Опять же, возвращаемся к нарушению принципа верховенства права, как и в случае с законопроектом президента, - отметил адвокат Юрий Моисеев.

Как следствие, любые нарушения прав, возникающие в будущем на основании "обновленных норм" имеют перспективу быть защищенными Европейским судом по правам человека, что будет иметь для государства Украина крайне негативные последствия не только политического, но и имущественного характера.

Разница между законопроектами Зеленского и Разумкова

Оба законопроекта - Зеленского и Разумкова - предусматривают восстановление действия статей "Закона о предотвращении коррупции" и Уголовного кодекса, которые были признаны Конституционным судом неконституционными. Законопроект Зеленского, кроме того, прекращает полномочия состава Конституционного суда и назначает выборы судей.

Эксперты сходятся во мнении, что оба законопроекта нарушают Конституцию и законы Украины. Принцип независимости судебной ветви власти является фундаментальным в демократическом государстве. Трудно даже представить, что в США или Европе президенты и депутаты разгоняли бы Конституционный суд или отменяли его решения.

"Принятие любого из законопроектов будет означать разрушение правовой системы Украины и откроет путь силового противостояния в обществе. Выходом из ситуации является прекращение конфликта между ветвями власти и выполнения решений Конституционного суда. Для этого депутатам нужно привести положения законов в соответствие с Конституцией", - подытожил Александр Хмелевский.

1