Эксклюзив
"Членом наблюдательного совета не может быть гражданин государства-агрессора": директор по правовым вопросам "УкрОборонПрома" о реформе концерна
Эксклюзив

"Членом наблюдательного совета не может быть гражданин государства-агрессора": директор по правовым вопросам "УкрОборонПрома" о реформе концерна

13 октября 2021, 14:17
Заступник генерального директора з правових питань ДК «Укроборонпром» Даніїл Федорчук під час круглого столу на тему: «Реформування ОПК: інвестиційно-інноваційний розвиток для підвищення обороноспроможності України», в Києві, 9 квітня 2021 р. У Києві відбувся круглий стіл УСПП (Український союз промисловців і підприємців) та Укроборонпрому: «Реформування ОПК: інвестиційно-інноваційний розвиток для підвищення обороноспроможності України». Сторони підписали Меморандум про співробітництво. Фото Синиця Олександр / УНІАН
Даниил Федорчук рассказал, как будет происходить процесс реформирования и как будут бороться с коррупцией в Укроборонпроме

О реформе концерна и о том сколько предприятий закроется в результате преобразования, специально для Парламент.ua рассказал директор по правовым вопросам Государственного концерна "Укроборонпром" Даниил Федорчук.

Что предусматривает подписанный президентом закон о реформировании Укроборонпрома?

Что предусматривает подписанный президентом закон о реформировании Укроборонпрома?

Закон, который вступил в силу буквально неделю назад - 6 октября 2021 года, определяет механизмы преобразования Концерна и государственных предприятий, входящих в его состав, в хозяйственные общества, формирования кардинально новой трехуровневой вертикально-интегрированной структуры управления в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) и особенности дальнейшего функционирования реформированных государственных предприятий.

Этот документ прежде всего направлен на обеспечение обороноспособности, экономической безопасности и защиты интересов государства и имеет целью введение в соответствии с рекомендациями Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) модели корпоративного управления в государственном ОПК, формирование предпосылок для повышения конкурентоспособности предприятий и создание условий для привлечения в ОПК инвестиций.

Закон позволяет сформировать и обеспечить функционирование в подчинении Кабинета Министров Украины трехуровневой вертикально-интегрированной структуры, в состав участников которой войдут: корпоративный центр (первый, самый высокий уровень), отраслевые научно-производственные объединения (второй, средний уровень) и отраслевые предприятия (третий, низкий уровень).

Именно эта структурная модель отражена в Стратегии развития оборонно-промышленного комплекса Украины и утверждена Указом Президента Украины.

Заседание СНБО

Заседание СНБО Фото: facebook.com/ukroboronprom

Опишите последовательно этапы реформы, что будет делаться сначала, что потом, когда планируют закончить. Возможно, что-то уже сделано, если да, что именно.

Сам процесс преобразования условно можно разделить на пять этапов.

  • Первый - подготовка предприятий к превращению.
  • Второй - превращение Концерна в акционерное общество, которое будет находиться в подчинении Кабмина и выполнять функцию корпоративного центра (первый уровень).
  • Третий - преобразование государственных предприятий в хозяйственные общества.
  • Четвертый - создание и формирование структуры отраслевых научно-производственных объединений (второй уровень), которые будут находиться в подчинении корпоративного центра и в состав которых войдут уже преобразованы предприятия по соответствующему направлению (третий уровень).
  • Последний - обеспечение функционирования сложившейся таким образом трехуровневой вертикально-интегрированной структуры управления в ОПК.

Указанные этапы достаточно условно, учитывая, что значительный объем мероприятий будет осуществляться одновременно, в частности, процедуры преобразования юридических лиц, и в зависимости от особенностей законодательства, финансово-экономического состояния и условий и обстоятельств каждого предприятия сроки проведения преобразования будут несколько отличаться. В целом, учитывая законодательное регулирование и практику, процедура преобразования Концерна и предприятий продлится от трех месяцев. Конечно, Концерн будет осуществлять мероприятия, направленные на реформирование, максимально быстро.

Укроборонпром

Укроборонпром Фото: facebook.com/ukroboronprom

Стоит отдельно отметить, что вступление в силу Закона позволило начать юридические процедуры преобразования предприятий и Концерна. До этого момента отдельные юридические механизмы или полностью отсутствуют, или процедуры преобразования ставили под угрозу банкротства большинство предприятий Концерна, или могли полностью заблокировать их работу.

Подготовка к превращению началась задолго до принятия закона. Еще в конце декабря 2020 года Концерном был принят приказ с отдельными поручениями, предусматривающий принятие в Концерне и на предприятиях мероприятий по корпоратизации (преобразования). Таким образом, на момент принятия Закона предприятия Концерна были подготовлены к процедуре.

В первый же день, как закон вступил в силу Концерном было создано комиссии по реорганизации на 8 государственных предприятиях и начата процедура преобразования этих предприятий. В Кабмин было направлено обращение и проекты документов о преобразовании 42 предприятий, которые внесены в перечень объектов государственной собственности, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, и для принятия решения о преобразовании 1 казенного предприятия, как это требует действующее законодательство.

Сейчас Концерн ожидает принятия решений Правительства и после их получения сразу начнет процедуры преобразования.

Что будет с имуществом и работниками предприятий концерна?

Будут ли сохранены абсолютно все предприятия, которые сейчас есть в структуре Укроборонпрома? Если так, то останется ли их производственная и управленческая структура, если нет, то какие предприятия и почему ликвидируют, перепрофилируют и тому подобное. Что будет с имуществом и работниками этих предприятий?

Закон не определяет количество и перечень предприятий, которые останутся в контуре создаваемой трехуровневой вертикально-интегрированной структуры управления в ОПК. В рамках подготовки к трансформации было проведено всесторонний анализ жизнестойкости предприятий-участников, результаты которого были утверждены решением Совета директоров Концерна в июне 2021 года и рассмотрен на заседании Наблюдательного совета Государственного концерна "Укроборонпром". По результатам анализа предприятия-участники Концерна были разделены на две группы. Первая - предприятия-участники Концерна, которые могут быть преобразованы в хозяйственные общества без осуществления подготовительных мероприятий. Их 65 и они разделены на две части. К так называемой "группе развития" входит 55 предприятий, которые имеют стратегическое влияние на обеспечение потребностей сил безопасности и обороны Украины, имеют значительный размер чистого дохода и финансовую стабильность. Кроме того, эти предприятия играют важную роль в выполнении государственного оборонного заказа и государственных контрактов (договоров) по оборонным закупкам, имеют значительный продуктовый, научно-технический и экспортный потенциал. В "группу реорганизации" входит 10 предприятий, которые в основном находятся в нестабильном финансовом состоянии и не способны продолжать эффективную и самостоятельную деятельность.

Еще есть группа предприятия-участники Концерна, решение о преобразовании которых в хозяйственные общества требует дополнительного анализа перспектив развития и целесообразности пребывания в составе Концерна. В нее входит - 32 предприятия.

Государственный концерн "Укроборонпром"

Государственный концерн "Укроборонпром" Фото: УНИАН

Как изменилась государственная поддержка предприятий "Укроборонпрома"?

Изменилась ли государственная поддержка предприятий Укроборонпрома? Как это согласовано с процессом реформирования?

Закон не предусматривает финансирование самих процедур преобразования или дальнейшего содержания предприятий средствами государственного бюджета.

Отдельной нормой Закона предусмотрена возможность формирования уставного капитала акционерного общества - корпоративного центра, в частности, за счет средств государственного бюджета. Эта норма согласована с нормами общего законодательства и на самом деле не создает дополнительных обязанностей государства. Поскольку государство будет выступать единственным акционером корпоративного центра, возможность пополнения его уставного капитала является опциональным способом реализации прав государства как собственника акций, одним из механизмов финансирования деятельности и, в случае необходимости, обеспечение стабильного функционирования предприятий ОПК.

Также следует подчеркнуть, что в связи с пребыванием предприятий в тяжелом финансово-экономического состоянии, накоплением годами долгов, слабой способностью производить конкурентную продукцию и невозможностью самостоятельно решить вопрос задолженности, достаточно длительное время в Концерне и на уровне Кабмина прорабатывается концепция финансового оздоровления предприятий ОПК. Закон определяет, что в целях обеспечения финансового оздоровления и развития предприятий ОПК в течение 3 лет со дня вступления в силу Закона из чистой прибыли, можно рассчитывать и платить дивиденды, но при определенных условиях.

Первое - указанные средства должны использоваться для пополнения уставных капиталов предприятий с целью обеспечения их финансового оздоровления, погашение задолженности, развития и модернизации производства, финансирования научно-технических разработок, обеспечения осуществления инновационной деятельности или создание условий для проведения мероприятий по их преобразования в хозяйственные общества.

Второе - указанные средства необходимо направлять в фонды инвестиционного, инновационного развития. Указанный механизм носит временный характер, направленный на обеспечение реформирования предприятий и скорейшего вывода их из трудного финансового положения и предусматривает исключительно целевое использование средств.

Как в результате реформирования будут бороться с коррупцией в "Укроборонпром"?

Как в результате реформирования будут бороться с коррупцией в Укроборонпроме? Какие механизмы предотвращения коррупции заложены в реформу, кто за этим следить?

В акционерное общество, образованное путем преобразования Концерна и его работников распространяться требования законодательства о предотвращении коррупции. Также закон, регулирующий корпоративные отношения, повысит прозрачность и подотчетность предприятий благодаря внедрению механизмов корпоративного управления в соответствии с рекомендациями ОЭСР.

Одной из важных функций создаваемого корпоративного центра будет внедрение стандартов комплаенс и антикоррупционных политик, единых для всех подконтрольных хозяйственных обществ.

К компетенции наблюдательного совета корпоративного центра, состав которой будет формироваться Правительством из представителей государства и независимых членов, Закон относит, в частности, избрание и назначение на конкурсной основе, прекращения полномочий председателя исполнительного органа корпоративного центра.

Также согласования кандидатур в состав наблюдательных советов предприятий ОПК, назначение руководителя подразделения внутреннего аудита корпоративного центра, согласование плана деятельности и отчетов внутреннего аудита, избрание независимого аудитора, утверждение кодекса этики, контроль достоверности и своевременности подготовки и представления корпоративной отчетности.

В то же время, еще при подготовке проекту закона ко второму чтению Концерн поддержал инициативы народных депутатов в части повышения уровня общественного контроля за процессом реформирования. В соответствии с Законом, при осуществлении мероприятий по подготовке предприятий к превращению отдельные решения Концерна подлежат обязательному обнародованию на его официальном сайте.

Государственный концерн "Укроборонпром

Государственный концерн "Укроборонпром" Фото: facebook.com/ukroboronprom

Предусматривает ли реформа изменение структуры руководства концерна?

Предусматривает ли реформа изменение структуры руководства Укроборонпрома? Если да, то кто пойдет, кто останется, какие новые органы будут созданы и что они будут делать?

Для проведения преобразования Государственного концерна "Укроборонпром", Кабинетом Министров Украины будет создана комиссия по прекращению Концерна, в состав которой должны быть включены представители Кабмина и Фонда государственного имущества Украины. Председателем комиссии по прекращению должно быть Генеральный директор Концерна, Юрий Гусев.

На время преобразования Концерна его органы управления продолжат осуществлять свои полномочия в объеме и порядке, которые определены уставом Концерна. Законом также предусмотрена временная норма о том, что к формированию в установленном законодательством порядке правомочным состав наблюдательного совета корпоративного центра, ее функции будет осуществлять Кабмин.

Однако, после создания акционерного общества - корпоративного центра структура руководства будет изменена. Кабинет Министров Украины будет выступать единственным акционером, которому принадлежат 100% акций корпоративного центра, соответственно, осуществлять функцию его вышестоящего органа. Имеет право осуществлять назначение и увольнение членов наблюдательного совета корпоративного центра, утверждать устав, политику собственности, принципы корпоративного управления, положения о вознаграждении членов наблюдательного совета.

Кроме указанного Правительство будет принимать решение о внесении пакетов акций (долей в уставном капитале) отраслевых предприятий в уставный капитал корпоративного центра или отраслевых научно-производственных объединений, с целью формирования трехуровневой вертикально-интегрированной структуры управления в ОПК.

Генеральный директор ГК "Укроборонпром" Юрий Гусев

Генеральный директор ГК "Укроборонпром" Юрий Гусев Фото: facebook.com/ukroboronprom

В самом корпоративном центре будет создан наблюдательный совет, в состав которого будут включены представители государства и независимые члены в количестве не менее одной трети и не более половины состава наблюдательного совета.

Назначение и увольнение представителей государства в составе наблюдательного совета будет осуществляться Кабинетом Министров Украины по представлению Министерства по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины. В то же время, независимые члены будут избираться Кабинетом Министров Украины по результатам конкурсного отбора.

Управление текущей деятельностью корпоративного центра будет осуществляться исполнительным органом. При этом, избрание и назначение председателя исполнительного органа осуществляться наблюдательным советом на конкурсной основе.

В свою очередь, управление предприятиями после их преобразования в хозяйственные общества будет осуществляться общим собранием, наблюдательным советом и исполнительным органом общества.

Как будет трансформироваться наблюдательный совет "Укроборонпром" в результате реформы?

Как будет трансформироваться наблюдательный совет Укроборонпрома в результате реформы? Кто пойдет, кто останется, что этот совет будет делать?

Как отмечалось, в состав наблюдательного совета корпоративного центра будут включены представители государства и независимые члены. Из низ пойдет а кто останется пока неизвестно. И хочу отметить, шо в отличие от ситуации, которая есть на сегодня, Закон предусматривает выплату вознаграждения членам наблюдательного совета корпоративного центра, при этом, определяет ограничения размера такого вознаграждения аналогично ограничениям, установленным законодательством для других предприятий государственного сектора экономики.

Законом определено, что независимыми членами наблюдательного совета могут быть исключительно граждане Украины, однако нет ограничения на назначение иностранных граждан в качестве представителей государства. В то же время, членом наблюдательного совета при каких обстоятельствах не может быть лицо, являющееся гражданином государства-агрессором, или которая работала в секторе безопасности и обороны государства-агрессора.

ГК "Укроборонпром"

ГК "Укроборонпром" (фото: УНИАН)

Читайте также

1