Эксклюзив
Депутат Киевского облсовета Лидия Лазарева: На третьем году войны ни одна община в Киевской области не имеет полного плана защиты населения
Эксклюзив

Депутат Киевского облсовета Лидия Лазарева: На третьем году войны ни одна община в Киевской области не имеет полного плана защиты населения

13 июня 2024, 13:48
По украинскому законодательству руководители общин не несут административной ответственности за состояние и наличие укрытий

С началом полномасштабной агрессии россии против Украины общины Киевской области столкнулись с новыми беспрецедентными вызовами безопасности: вражескими обстрелами и жертвами среди гражданского населения, разрушением общественных зданий и критической инфраструктуры, угрозой техногенных катастроф. Своевременное и адекватное реагирование на вызовы безопасности в условиях войны и военного положения стало фундаментальной потребностью. В настоящее время общее количество укрытий только в учебных заведениях Киевщины насчитывает более 1290 объектов. Всего в 2023 году было отремонтировано – 223; построено – 5; установлено модульных укрытий – 14. В 2024 году КОВА отметила, что должна в планах построить еще 18 укрытий, отремонтировать – 28. И установить еще 6 модульных укрытий.

Именно о строительстве, ремонте и обустройстве укрытий для гражданского населения говорим с председателем временной комиссии КОР по проверке укрытий на территории Киевской области Лидией Лазаревой.

Вы уже несколько месяцев возглавляете комиссию по проверке состояния укрытий для гражданских в Киевской области. Вы уже сделали какие-то выводы по поводу общей готовности этих сооружений? Насколько решен в области вопроса защиты населения?

-На основании опыта работы комиссии по проверке состояния укрытий для гражданских в Киевской области действительно уже можно сделать несколько выводов относительно общей готовности этих сооружений.

Но сначала хочу напомнить, что по законодательству Украины, финансирование укрытий может осуществляться как за государственные деньги, так и за средства местных бюджетов. При этом общины, имеющие собственные средства для разработки проектно-сметной документации (ПКД), могут получить государственное финансирование на строительство бомбоубежищ.

Ремонт и содержание простых гражданских укрытий обычно осуществляется общинами самостоятельно. Эти укрытия не подлежат строгим требованиям по их состоянию, что, на мой взгляд, плохо. Потому что это неотъемлемая часть безопасности населения. Возможно, если бы эти укрытия были в лучшем состоянии, люди бы чаще их использовали.

Руководители общин не несут административной ответственности за состояние и наличие укрытий. Однако они отвечают за гражданскую защиту населения и должны разработать планы защиты. По результатам проверок оказалось, что ни одна община в Киевской области не имеет полного плана защиты населения, как это предусмотрено Законом Украины "О правовом режиме чрезвычайного положения" N 1550-III от 08.06.2000 (статья 12). По этому закону предусмотрено, что в первую очередь обустраиваются укрытия в школах и садах, чтобы дети имели возможность продолжать обучение.

Относительно готовности укрытий для гражданского населения она очень разная в общинах и зависит от многих факторов, таких как наличие финансовых ресурсов, способность руководителей выполнять свои функции и т.д. Таким образом, считаю, что на сегодняшний день вопрос защиты населения в Киевской области не решен полностью и требует более скоординированных действий со стороны государственных органов и общин.

Есть ли какие-нибудь примеры, которые вы поставили общинам за образец, как нужно делать?

- Да конечно. Таращанская община является отличным примером для других. Все школы в общине работают, хоть и посменно, поскольку снабжены укрытиями. Большинство ремонтов в простейших укрытиях было произведено за счет грантов, за исключением небольшого садика, где родители собственноручно сделали необходимые работы. Руководство общества понимает, что успех зависит от их проактивности. Они не остановились перед трудностями и подавали заявки на гранты семь раз в один и тот же проект, пока не получили положительный результат. Это прекрасный пример настойчивости и веры в свои силы, который может вдохновить других руководителей общин более активными и инициативными.

Ну тогда уж расскажите и о примерах, вызвавших негативные впечатления. А также были ли после ваших замечаний сделаны какие-либо выводы в этих общинах и вправлена ситуация?

– Город Сквира, к сожалению, произвел негативные впечатления. Состояние укрытий там непригодно для пребывания детей. Наши дети уже пострадали от войны, а пребывание в неподходящих условиях только ухудшает их состояние. После нашей проверки, по инициативе местных активистов, прокуратура открыла производство против руководительницы города по ненадлежащему ремонту укрытий. Это должно быть предупреждением для других руководителей общин: важно обеспечить надлежащие условия безопасности детей и действовать оперативно, чтобы исправить подобные ситуации.

Но, мы понимаем, что в небольших общинах может не хватать средств на обустройство или строительство бомбоубежищ. Что можно им порекомендовать сделать, чтобы исправить ситуацию, к кому обращаться? Ведь все граждане должны быть защищены независимо от места жительства. Может ли чем-нибудь помочь им ваша комиссия, вы как депутат?

- Например, в Пирновском обществе в такой ситуации нашли креативное решение – там закопали специальные контейнеры, таким образом сделав из них укрытие. Главное, что это работает и обеспечивает защиту.

За период работы наша комиссия наработала алгоритм, позволяющий привести укрытие в соответствие с санитарными нормами и сделать их пригодными для использования. После обследований мы всегда рекомендуем Киевской областной военной администрации (КОВА) обратиться в местные администрации с требованием устранить выявленные недостатки. Как результат, благодарные родители сообщают об улучшении условий для их детей. Нередко мне пишут на Facebook, что после работы нашей комиссии в заведениях произошли положительные перемены.

Также я активно делюсь с руководителями общин опытом тех, кто получил финансирование по ремонту укрытий от различных фондов и грантодателей.

Важно быть проактивными, искать возможности для финансирования и не бояться обращаться за помощью в фонды, грантовые организации и государственные структуры. Наша комиссия всегда готова предоставить консультации и помощь в решении этих вопросов.

Поговорим о хранилищах с противорадиационными качествами. Какое количество укрытий в Киевской области отвечает этим требованиям? Хотя бы в учебных заведениях?

- На сегодняшний день вопрос хранилищ с противорадиационными качествами (ПРУ) только решается в области. Старые советские ПРУ общины могут отремонтировать по государственным программам. Это означает, что общины не обязаны использовать свои средства для ремонта ПРУ, поскольку государство выделяет финансирование на эти цели. Новое строительство ПРУ требует значительного бюджета, поэтому гражданское население вынуждено пользоваться простейшими укрытиями. Однако, по Программе развития системы гражданской защиты, утвержденной Кабинетом Министров Украины, предусмотрено постепенное усовершенствование и модернизацию таких укрытий.

Относительно учебных заведений, количество ПРУ, отвечающих требованиям, недостаточно. Закон Украины "Об образовании" обязывает обеспечить безопасность учащихся, включая наличие соответствующих укрытий. Однако из-за финансовых ограничений большинство учебных заведений используют простейшие укрытия, не всегда обладают противорадиационными свойствами. Поэтому актуальным остается вопрос модернизации и строительства новых ПРУ, что требует как государственной поддержки, так и активных действий со стороны местных общин для обеспечения безопасности населения.

В Киеве было несколько скандалов, когда люди погибли из-за закрытых дверей во время тревоги. Насколько решена, по-вашему, эта проблема в области? Поступали ли к вам жалобы от людей на этот счет?

– Подобных жалоб, к счастью, не было. Но наша комиссия всегда проверяет, есть ли свободный доступ к укрытиям. Больше жалоб мы получаем о состоянии укрытий или вообще их наличии, а не через закрытую дверь.

Еще один отрицательный кейс, который имел место в столице – история, когда охранник не пустил детей в школьное бомбоубежище из-за их собаки. И по этому поводу хотелось бы знать, донесено ли до каждого охранника в области такое простое мнение, что не имеют права отказать детям пройти в бомбоубежище в любом случае?

- Надеюсь, что балансодержатели укрытий ответственны и разъяснили порядок работы и выдали должностную инструкцию охранникам. В соответствии с Законом Украины «О гражданской защите населения» руководители предприятий, учреждений и организаций, в том числе учебных заведений, обязаны обеспечить доступ к укрытиям для всех лиц, нуждающихся в защите. Это включает не только обеспечение технической готовности укрытий, но и проведение соответствующих инструктажей для персонала, который отвечает за доступ к ним. домашних животных Это важно для обеспечения безопасности всех лиц во время чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, Постановление Кабинета Министров Украины N 1387 от 26 декабря 2022 предусматривает, что гражданам разрешается заходить к укрытиям вместе с домашними животными. Такие инструкции и разъяснения должны быть документированы в должностных инструкциях и внутренних регламентах соответствующих учреждений это обязанность работодателя обеспечить условия труда, отвечающие требованиям нормативных актов. Балансодержатели укрытий должны обеспечить, чтобы их работники были осведомлены с этими правилами и действовали в соответствии с ними, чтобы избежать повторения подобных негативных случаев.

1