Эксклюзив
Кинокритик: 2020 провоцирует просматривать не  "Один дома", а "Плохого Санту"
Эксклюзив

Кинокритик: 2020 провоцирует просматривать не "Один дома", а "Плохого Санту"

24 декабря, 18:00
2020 для всей мировой индустрии стал одним из худших, но для украинского кино добавились свои специфические проблемы

На днях эксперты ЮНЕСКО оценили последствия пандемии коронавируса для работников культуры и обнаружили, что больше всего пострадала киноиндустрия. О ситуации в украинской кинематографической отрасли Парламент.UA поговорил с кинокритиком, членом FIPRESCI, членом Украинского оскаровского комитета, Украинской киноакадемии, Союза кинокритиков Украины Екатериной Слипченко.

Каким стал 2020 для украинского кино?

2020 для всей мировой индустрии стал одним из худших. Многие съемки отложены, премьеры перенесены на лучшие времена, которые неизвестно когда наступят, кинофестивали отменены или перенесены в онлайн. Не стало в этом исключением и украинское кино. Прокаты короткие, заполненность залов на 50 процентов не дает собрать даже те небольшие средства, которые украинские фильмы собирали в прокате. Но эти проблемы являются общими для всего мира.

Для украинского кино добавились свои, родные, специфические проблемы. Прежде всего они связаны со сменой руководства Госкино, уменьшением финансирования, явным переносом акцентов с фильмов на телесериалы. Питчинги, вместо того, чтобы дать возможность активно работать, во многом раскололи общество. Меняется руководство крупнейшего в стране Одесского международного кинофестиваля. Сейчас есть еще представительство на Оскаре и крупных фестивалях, но это все - старые дрожжи. Конечно, изменения в украинском кино еще не сказались. Но они скорее заставляют беспокоиться, а не чувствовать себя оптимистично.

Фото: Диляра Тасбулатова

В чем именно проблема с новым руководством Госкино?

Проблемы начались еще на этапе конкурса. Даже до него, когда в один день без предупреждения были уволены заместители предыдущего председателя Госкино (сам Филипп Ильенко подал в отставку). Объявили конкурс и из нескольких претендентов на эту должность осталась одна Юлия Синькевич. Однако ее не утвердили на должность из-за "нехватки лидерских качеств" или как-то так. Это звучит смешно относительно человека, который 10 лет был генеральным продюсером ОМКФ. Через некоторое время объявили новый конкурс и победила Марина Кудерчук, которая практически никак не связана с кино, кроме того, что она около года возглавляла коммунальный кинотеатр в Запорожье. Символично, что там до сих пор висят фото советских (российских) актеров. Она требовала судить его по делам. Год прошел, а судить трудно.

То есть за год работы она не показала никакого результата?

Было много конфликтов, с кинематографистами, с руководством "Довженко-центра " и другие. Конечно, год нестандартный, но, боюсь, проблема не в этом.

В июне, Национальный союз кинематографистов Украины обратилась с открытым письмом к президенту и премьер-министру с требованием уволить Кудерчук, потому что она фактически отказалась от любого диалога с кинематографистами.

С самого ее назначения, она скорее противостоит киносообществу, чем сотрудничает с ним. Вместе с фактическим отсутствием финансирования и остановкой почти всех съемок, можно считать, что украинское кино, только начав подниматься на ноги, снова переживает кризис.

В разгар требований от профессионалов сохранить финансирование отрасли и многочисленных объяснений почему это важно, Кудерчук заявила, что во время пандемии приоритетным является финансирование медицинской, а не культурной сферы.

В этом году приняли решение уменьшить финансирование "Довженко-центра" втрое. Кроме того, в центре прошли обыски. Директор Иван Козленко, занимавший должность с ноября 2014 года, подал в отставку и обьяснил это отсутствием финансирования.

Председатель Госкино обнародовала решение относительно передачи авторских прав на новые украинские фильмы Национальной кинематеке Украины. Проблема заключается в том, что государственное предприятие "Кинематека" уже более 5 лет находится в состоянии банкротства. Решение Госкино о передаче имущественных прав на профинансированые ним украинские фильмы могло привести не только к потере архивов, но и к проблемам с новым кино. Права на фильмы, переданые "Кинематеке", становятся государственным имуществом, поэтому могут быть переданы судом кредиторам в счет погашения долга.

Марина Кудерчук. Фото: УНИАН

Как на эти скандалы реагировали в Министерстве культуры?

На скандал с кинематографистами никак. Возможно я ошибаюсь, но мне кажется, что ни одно письмо кинематографического сообщества не получило вообще никакого ответа. Как будто их не было. Это касается не только Минкульта, ведь были письма от сообщества к президенту, Кабмину и тому подобное. Относительно ситуации с "Довженко-центром", то там Минкульт вмешался и средства нашли.

В этом году назначили нового министра культуры. Как повлияло это назначение на отрасль?

Еще когда министром культуры назначили Владимира Бородянского, а нынешний министр Александр Ткаченко был председателем профильного комитета ВР, они оба очень негативно отнеслись к результатам 11-го питчинга, проведенного еще Ильенко. Тогда результаты пересмотрели, многие проекты не получили финансирования. Я считаю, что именно оттуда пошла системная ошибка, которая может еще нам откликнуться. Ведь, по закону, Совет по поддержке кинематографии является абсолютно независимым органом. Он принял решение, он его аргументировал. Нельзя было его менять. Ни одно решение любого совета никогда не является идеальным, всегда есть недовольные, но менять его под давлением властей - было худшим из всех возможных вариантов.

Также очень опасной выглядело предложение ввести рейтинг продюсеров. По сути это может привести к тому, что в Украине теряют шанс снимать кино молодые люди, не имеющие бэкграунда, во-первых, а во вторых если главным критерием ставить коммерческую или зрительскую успешность, то у нас все кино будет полной "бешеной свадьбой". Конечно, такое кино тоже имеет право на существование, но по сути в этом случае государство финансирует чьи-то коммерческие проекты, если мы посмотрим на мировую практику (а кино финансируют, несмотря на ложное общественное мнение, даже в странах развитых кинематографий), то государство поддерживает преимущественно авторское, так называемое фестивальное кино и дебюты.

Кроме того, Бородянский и Ткаченко (досье) являются телевизионными людьми. Поэтому у нас происходит сейчас перераспределение средств в пользу сериалов, которые, по некоторым исключением, также является коммерческим продуктом. Я говорю о своих страхах от наблюдения за процессом.

Александр Ткаченко (Фото: Facebook-страница Александра Ткаченко)

Что в этом году было разочарованием в украинском кино?

Главным разочарованием стало меньшее количество украинских фильмов в прокате. Прежде всего это связано с пандемией, конечно. В целом этот год для кино ужасный и его последствия мы еще долго будем ощущать. Однако было много хорошего кино.

А что положительное произошло?

Мы все еще участвуем и получаем награды на крупных фестивалях, нам есть кого отправлять на Оскар и даже можно в кино посмотреть украинское кино. Разного качества, что нормально. Из-за пандемии прежде всего развились онлайн кинотеатры. В частности Такфликс, который специализируется на украинском кино. Их появление, а главное стабильное функционирование, говорят о том, что больше людей, которые хотят смотреть кино легально.

Как никак, а питчинг провели. Запустились в производство несколько фильмов, которые имеют крутой потенциал. Также Украина присоединилась в фонд Евримаж. Это отличная новость и уже несколько картин получили финансирование. В частности, Олег Сенцов (досье). То, что он снимает кино - позитив года, без сомнения. Наконец ратифицировано соглашение с Канадой о совместном производстве. И хотя основы того и основная работа была проделана ранее, старым руководством, это положительные 2020 года.

Если говорить о легальном просмотре, то как изменилась ситуация в Украине за время пандемии?

У меня нету цифр, чтобы говорить об этом конкретно. Но статистика легальных просмотров внушает очень осторожный оптимизм. Хотя то, что многие мероприятия проводятся онлайн, выбрасывает на торенты большое количество фильмов сразу в хорошем качестве. Так что говорить о кардинальных изменениях не приходится. Также, если говорить об онлайне вобщем, часто звучат мнения, что стриминг платформы могут заменить кинотеатры. Однако, никогда кино на ноутбуке или даже на большом телевизоре не будет восприниматься так же полноценно, как в кинотеатре. Поэтому я понимаю, тех авторов, которые откладывают премьеры до лучших времен, хотя это и сильно бьет по кинопрокату.

Что с нынешнего украинского кино стоит посмотреть?

Прежде всего "Атлантиду". Хотя это фильм 2019 года, в родной прокат фильм попал в 2020, и можно о нем говорить. Как по мне, это один из важнейших фильмов эпохи Независимости.

Документалисты были традиционно хорошими. Прежде всего это касается фильмов Корнея Грицюка "Поезд Киев-война" и Ирины Целик "Земля голубая, будто апельсин". К сожалению незаметно прошел фильм Дарьи Онищенко "Забытые". Стоит на него обратить внимание.

Как раз вышел в прокат неожиданный для нашего кино фильм "Бесславные крепостные". Это псевдоисторические кино о Тарасе Шевченко. Не скажу, что там все удалось, но уже то, что есть попытка сделать Шевченко молодым, красивым да еще и с катаной уже стоит внимания.

Читайте интервью с исполнительницей главной женской роли в фильме "Атлантида" Людмилой Билекой

Есть еще несколько фильмов 2020 года, на которые я очень жду, но их прокат запланирован на следующий год, так что тогда и поговорим.

А какие бы фильмы, не только украинские, стоит посмотреть в период праздников?

Кажется, еще в прокате "Еще по одной" Томаса Винтенберга. Прекрасное кино. "Бесславных крепостных" я уже упоминала. Для поклонников кино для всей семьи - две анимационные радости продолжение "Семейки Крудс" и "Душа". Ну и под занавес года - новый Вуди Аллен со своим "Фестивалем Рифкина".

Мой опыт хождения в кино во время карантина говорит о том, что это едва ли не самые безопасные общественные места. Ну и это именно тот бизнес, который нуждается в поддержке сейчас. У нас и так мало залов для нормальных кассовых сборов. Если их будет еще меньше, то ситуация может стать критической.

Если же говорить о старых фильмах, то этот год провоцирует просматривать не так "Один дома", как "Плохого Санту". В конце концов, его всегда не плохо посмотреть. Думаю, здесь выбор невероятно велик. Несмотря на сложный год, опубликовано множество топов фильмов года, в этом году в течение года не было так много возможностей их посмотреть. Лично я планирую закрывать фестивальные пробелы.

1