Дистанционное обучение в Украине: на что жалуются учителя и ученики

Какие главные проблемы возникли при переходе на дистанционку
Главное
Дистанционное обучение в Украине: на что жалуются учителя и ученики
24 ноября 2021, 05:00
читати українською

В Украине более 11 тысяч школ уже перешли на очное обучение. Но около 1700 школ до сих пор на дистанции из-за отсутствия прививки от коронавируса у учителей.

Впрочем, дистанционное обучение показало ряд пробелов, которые можно было исправить и раньше, пишет LIGA.Life.

Отсутствие техники у учителей и школьников

Участники образовательных групп, родительских сообществ и педагоги пожаловались на техническое обеспечение. В частности, учителям обещали ноутбуки за средства государственной субвенции. В частности, уже третий карантин, а вопрос с обеспечением средствами труда до сих пор не решен. При этом школы переводят на дистанционное обучение.

Крайне нужны ноутбуки и учителям, и детям. Я учитель. У меня нет личного компьютера. Телефон отключается из-за перегрева минуты через три. Приходится бегать по всей младшей школе и просить дать ноутбук на несколько уроков. Иногда никто не может дать – тогда приходится идти в кабинет информатики и давать хотя бы задание. Некоторые дети также не обеспечены техникой (родители звонят и просят продиктовать задачу, потому что даже смартфона нет, а только телефон с кнопками), – написала Елизавета Степанишина в сети.

Отметим, что в апреле 2021 года Кабмин выделил из Госбюджета 980 млн. грн. на приобретение 60 тысяч ноутбуков для дистанционного обучения и последующей цифровизации образования. Было решено закупить технику в 24 области и Киев на основе софинансирования: часть платит государство, другую – местная или областная власть.

12 ноября МОН отчитался о первых поставках обещанной техники, а именно 4 тысяч ноутбуков в пяти областях - Днепропетровская, Киевская, Кировоградская, Черновицкая, Черниговская. В настоящее время школы получили 14 642 ноутбуков.

Впрочем, в Запорожской и Херсонской областях до сих пор даже не прошел тендер для закупки техники. Поэтому стоит молиться, чтобы до следующей дистанционки эти ноутбуки закупили, а деньги не раздерибанили.

Затянули с созданием видеоуроков

Сопредседатель общественной организации "Родители SOS" Елена Бондаренко рассказала о приостановлении производства учебного контента для Всеукраинской школы онлайн (ВШО). По ее словам, было создано определенное количество видеоуроков во время предыдущих карантинов, а дальше все остановилось.

Об этой же проблеме сообщила директор киевской школы № 5 Светлана Олексюк, отметив, что нужна ВШО по всей программе, за весь учебный год.

По информации Минобразования, в этом году в конце октября утвердили порядок наполнения платформы "Всеукраинская школа онлайн", ее администратором стал Украинский институт развития образования. При этом был создан экспертный совет, который должен организовывать экспертизу образовательных материалов для размещения на платформе.

Украинский институт развития образования сообщил, что с понедельника, 15 ноября, начался очередной этап проекта по созданию видеоуроков для веб-платформы. В ноябре-декабре 2021 года планируется отснять и разместить на платформе ВШО 399 уроков по украинскому языку (7-11 классы), алгебры (7-9 классы), алгебры и начал анализа (10-11 классы), геометрии (8-11 классы).

Кроме того, на следующий год были представлены предложения к проекту госбюджета на разработку, проведение экспертизы, приобретение, сопровождение и размещение на платформе ВШО пяти онлайн курсов для учащихся начальной школы (языково-литературной отрасли (350 уроков); математической отрасли (280 уроков) ); для учеников 5-11 классов - 1301 урок).

Электронные учебники до сих пор не создали

Сопредседатель "Родители SOS" Елена Парфенова отметила необходимость наконец-то начать создавать электронные учебники.

PDF-версии бумажных (которые можно скачать на сайте Института модернизации содержания. – Ред.) – это не электронный учебник. Это огромная разница, – заявила она.

По мнению директора столичной школы №5 Светланы Олексюк, нужны электронные, интерактивные версии всех учебников.

Еще в 2018 году МОН собрало потенциальных разработчиков электронных учебников и предложило им за свой счет создать их, приняв участие в государственном конкурсе. Победителям конкурса обещали компенсировать все расходы.

Как рассказал директор студии Bristar Евгений Дубовик, они дважды выигрывали этот государственный конкурс, в 2018 и 2019 годах, разработав учебники "Искусство 1 класс" и "Искусство 2 класс". Впрочем, никаких компенсаций не произошло, но с учебником можно ознакомиться на сайте студии.

Наш учебник по искусству умеет учить играть на интерактивном фортепиано. Простая компьютерная игрушка, в которой нажимаешь клавиши, нотки падают сверху на клавиши, играет мелодия. Плюс, в наш электронный учебник встроены системы интерактивного опроса для проверки, – объяснил Дубовик.

Разработчик напомнил, что новые учебники по каждому предмету публикуются раз в пять лет. Если в бумажной книге сделана ошибка, что не редкость – следующие пять лет ученики так и будут работать.

Интерактивные учебники можно сразу исправлять. Плюс, легче и удобнее носить планшет, куда загрузить несколько учебников, чем килограммы бумажных книг, – сказал Дубовик.

По мнению гендиректора издательства "Ранок" Виктора Круглова, обычные бумажные учебники детям уже не интересны. По его словам, образование как приоритет только на словах, а де-факто власть игнорирует проблемы.

Что говорит закон о дистанционном обучении, какие главные требования и нагрузки, в материале: Дистанционное обучение в Украине: каким должно быть и требования

Читайте также

1