Долги за коммуналку: когда могут отключить газ, свет и воду и можно ли этого избежать

Обычно наиболее рациональным решением является своевременная оплата коммунальных счетов и рациональное потребление ресурсов
Главное
Долги за коммуналку: когда могут отключить газ, свет и воду и можно ли этого избежать
Коммунальные услуги, счетчик, платежка Фото: https://t.me/zoda_gov_ua
12 января 2024, 16:46
читати українською

Если говорить о том, какие услуги могут отключать, прежде всего, речь идет об электро- и газоснабжении. В случае с теплом или водой отключить непросто с технической точки зрения, а иногда это невозможно.

Электроэнергия

Отметим, такого понятия, как минимальная задолженность, за которую могут отключить от электроснабжения, нет. Поэтому отключение возможно за любую просроченную сумму. Но, как правило, в первую очередь без света остаются абоненты с наибольшей суммой долга с учетом периода задолженности.

Также законодательство не устанавливает минимальный период. Достаточно не оплатить счет до 20 числа включительно, когда у поставщика появится право начать процедуру отключения. Хотя, как показывает практика, в большинстве случаев у потребителя есть один-два месяца, чтобы принять меры и избежать неприятных последствий.

Отключение за долги может производиться по такой процедуре. Поставщик не позднее 10 рабочих дней до даты отключения должен направить письменное уведомление с суммой задолженности, обоснованием, числом и временем прекращения подачи света, ФИО и подписью ответственного лица.

При этом датой получения считается дата личного вручения (подтверждается подписью получателя и/или регистрацией входящей корреспонденции), третий день с даты получения почтовым отделением (если отправили заказным письмом). Другой способ уведомления может быть предусмотрен договором с поставщиком или оператором системы распределения. Если абонент погасит долги и сообщит поставщику, то поставка электроэнергии не прекращается.

Восстановление подачи света осуществляется в течение 3-5 рабочих дней (город/сельская местность) после того, как потребитель устранит нарушение. Расходы покрываются за счет средств, возмещаемых потребителем.

Газ

Согласно правилам, если бытовой потребитель не оплатил потребленный газ в течение 10 дней после срока, определенного договором поставки, поставщик имеет право применить меры по отключению, отправив письменное уведомление. В нем должны быть указаны основания и дата прекращения газоснабжения. Она не может быть раньше чем через 3 дня после даты получения уведомления.

Если правила нарушается поставщиком, абонент имеет право обжаловать прекращение подачи газа в суде. Основанием для иска могут быть неуказанное требование поставщика о необходимости самостоятельного прекращения отбора газа или неуказанная сумма долга, которая не отражалась в акте об отключении.

Восстановление газоснабжения осуществляется оператором системы распределения в течение 2 рабочих дней в городах и 5 календарных дней в сельской местности после письменного обращения потребителя (его поставщика), после устранения нарушений (например, погашения или реструктуризации долга) и возмещения расходов оператору на отключение/подключение к системе.

Вода

В случае несвоевременных платежей за централизованное водоснабжение потребитель уплачивает пеню в размере, установленном в договоре, но не более 0,01% от суммы долга за каждый день просрочки. Общий размер уплаченной пени не может превышать 100% от общей суммы долга. Начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока внесения платы.

Порядок отключения прописан в законе "О жилищно-коммунальных услугах". Согласно ст. 26 исполнитель имеет право прекратить подачу воды, если абонент не погасил долги в течение 30 дней со дня получения предупреждения. Управляемое не ранее следующего рабочего дня по истечении крайнего срока оплаты, определенного в договоре.

Подключение производится в течение 1 дня с даты полного погашения долгов или с даты заключения договора реструктуризации. Расходы подлежат возмещению за счет потребителя. При этом действия по ограничению (прекращению) услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов других абонентов (в многоквартирном доме).

Как реструктуризировать долги за воду, свет и газ

Отметим, вариант с реструктуризацией долга актуален и для тех, кто имеет большую задолженность за свет и другие коммунальные услуги. В частности, региональные поставщики электроэнергии призывают абонентов, которые не могут погасить долги одним платежом, обратиться для заключения такого договора.

Какие необходимы документы, нужно уточнить у своего поставщика. Ориентировочный список:

  • справка о составе семьи
  • справка о доходах взрослых членов семьи, проживающих вместе
  • заявление на реструктуризацию долга
  • если в семье есть безработные, нужен подтверждающий документ
  • Соглашение о погашении долга заключается с собственником дома или арендодателем.

Согласно постановлению №1405, если потребитель не проживает по своему адресу более 30 календарных дней, он должен подать заявление и документальное подтверждение поставщику коммунальных услуг в электронной или бумажной форме. Это могут быть справки из мест временного проживания, работы, учебы, лечения, военной службы, отбывания наказания и т.д. В таком случае ему не будут выставляться счета.

Напомним, Кабмин в конце декабря отменил запрет на прекращение жилищно-коммунальных услуг, начисление и взыскание неустойки (штрафов, пени) и взыскание задолженности по ЖКУ для населения в случае неуплаты.

Согласно постановлению, мораторий на отключение от услуг, начисление пени и взыскание задолженности продолжит действовать только на территориях, на которых ведутся боевые действия и временно оккупированных РФ, согласно перечню Минреинтеграции.

Читайте также