Чтобы предотвратить коррупцию в судах и прокуратуре: НАПК проведет обсуждение Государственной антикоррупционной программы

В НАПК хотят услышать предложения по улучшению качества работы правоохранительных органов
Чтобы предотвратить коррупцию в судах и прокуратуре: НАПК проведет обсуждение Государственной антикоррупционной программы
30 октября 2022, 14:09
читати українською

Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) планирует обсуждение предложений по улучшению качества работы прокуратуры в целом и ее дисциплинарного органа в частности.

Об этом сообщили на сайте НАПК.

В частности, предлагается ввести Положение об электронной системе оценки качества работы прокуроров, которым, в частности, установить, что:

  • при проведении индивидуальной очередной, внеочередной или повторной оценки прокуроров оценка происходит по следующим критериям: добродетель, профессиональные компетенции, функциональные компетенции, управленческие компетенции (для руководителей), а также результативность работы;
  • методами оценки являются: компьютерное тестирование; оценка "методом 360" (т.е. анонимный сбор информации о прокуроре от других прокуроров и работников прокуратуры, с которыми он взаимодействует при исполнении служебных обязанностей); собеседование с комиссией оценивания;
  • оценка по критериям добродетели, профессиональных компетенций, функциональных компетенций, управленческих компетенций (для руководителей) прокуроров происходит в рамках каждого из методов оценки, а критерий результативности работы прокурора – оценивается с помощью компьютерного анализа статистических данных по каждому прокурору;
  • во время собеседования каждый член комиссии выставляет баллы по каждому критерию оценки прокурора;
  • в состав каждой комиссии по оценке входят прокуроры, определенные случайно электронной системой оценки среди прокуроров, имеющих самый высокий рейтинг по результатам оценки;
  • по результатам оценки каждый прокурор получает в электронной системе оценки свой рейтинг оценивания, состоящий из:
  1. а) общей оценки соответствия прокурора занимаемой должности;
  2. общего потенциала профессионального развития прокурора;
  • рейтинг оценивания прокуроров формируется в баллах, по единому программному алгоритму, и исключительно электронной системе оценки - на основании внесенных в нее полученных прокурором баллов по каждому критерию в результате тестирования, оценки "методом 360", собеседования, а также данных по результативности;
  • при формировании рейтинга удельный вес баллов, полученных прокурором по каждому из критериев оценки, одинаковый; обобщенные и неперсонифицированные данные рейтинга публикуются на сайте Офиса Генерального прокурора;
  • электронная система оценки на основании полученных данных также формирует по каждому прокурору рекомендации следующих категорий: 1) по прохождению определенной программы обучения в Тренинговом центре прокуроров; 2) о возможности повышения прокурора в службе; 3) относительно возможного несоответствия прокурора занимаемой должности; 4) о предоставлении (непредоставлении) прокурору ежегодной премии.

Относительно дисциплинарной практики в отношении прокуроров планируется установить следующее:

  • установить исчерпывающий перечень видов дисциплинарных проступков, совершение которых прокурором влечет увольнение с должности в органах прокуратуры, в том числе определен перечень видов дисциплинарных проступков, совершение которых влечет увольнение Генерального прокурора, его заместителей (включая руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры);
  • определить перечень действий, входящих в состав дисциплинарного проступка в виде "совершения действий, порочащих звание прокурора и могут вызывать сомнение в его объективности, беспристрастности и независимости, в честности и неподкупности органов прокуратуры";
  • определить перечень действий, входящих в состав дисциплинарного проступка "однократное грубое нарушение правил прокурорской этики";
  • установить, что дисциплинарные жалобы на Генерального прокурора, его заместителей (включая руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры) рассматривает Высший совет правосудия по определенной в законе процедуре;
  • установить исчерпывающий перечень оснований для выражения Верховной Радой Украины недоверия Генеральному прокурору, что влечет его отставку с этой административной должности;
  • определить, что на вакантную должность Генерального прокурора открытый отбор кандидатов осуществляет конкурсная комиссия, в которой половину членов составляют международные эксперты; во время процедуры оценивается, в том числе соответствие кандидатов критериям добродетели; по рейтинговому результату отбора комиссия рекомендует Президенту Украины кандидату в должность Генерального прокурора; установлены общие основы порядка работы конкурсной комиссии;
  • в состав дисциплинарного органа входят представители общественности и прокуроры, причем последние составляют большинство в составе дисциплинарного органа;
  • кандидаты от прокурорского сообщества делегируются по результатам онлайн-голосования всех прокуроров; кандидаты от общественности делегируются путем онлайн-голосования среди членов правозащитных, антикоррупционных и аналитических общественных организаций, а также среди работников юридических вузов и научных учреждений;
  • все кандидаты в дисциплинарный орган перед назначением должны успешно пройти оценку добродетели со стороны комиссии, в которую входят международные эксперты;
  • в структуру дисциплинарного органа входит секретариат и инспекторы, уполномоченные осуществлять служебное расследование по поданным жалобам; орган имеет отдельное от Офиса Генерального прокурора бюджетное финансирование;
  • жалобщик, не согласный с решением члена дисциплинарного органа об отказе в открытии производства по его жалобе, вправе подать апелляцию на такое решение ко всему составу органа;
  • срок рассмотрения дисциплинарной жалобы не может превышать 60 рабочих дней;
  • результаты поименного голосования членов дисциплинарного органа, все решения органа и его членов (в том числе решение об отказе в открытии производства) обнародуются на официальном сайте органа.

Напомним, 20 июня 2022 года на пленарном заседании народные депутаты Украины приняли в целом закон №4135 "Об основах государственной антикоррупционной политики на 2021-2025 годы".

Антикоррупционная стратегия включает вопросы функционирования общей системы предотвращения коррупции, определяет приоритеты предотвращения коррупции в конкретных секторах государственного управления и уделяет большое внимание вопросу ответственности за коррупцию.

Антикоррупционная стратегия включает в себя пять главных принципов: оптимизацию функций государственных органов и устранение их дублирования, цифровую трансформацию и открытые данные, удобные и законные сервисы, нетерпимость к коррупции среди населения, а также обеспечение неотвратимости наказания.

Читайте также