Психолог рассказал, как реагировать на жалобы ребенка о буллинге в школе

Первый совет эксперта - прекратить издевательства
Эксклюзив
Психолог рассказал, как реагировать на жалобы ребенка о буллинге в школе
Насилие над детьми (Фото: Google)
1 сентября 2021, 07:03
читати українською

Психолог-практик рассказал, как вести себя родителям и учителям, чтобы предупредить и противодействовать систематическому издевательству и травле детей в школах.

В интервью Парламент.ua Игорь Огданский рассказал, что буллинг от обычных конфликтов в школе отличается именно тем, что имеет постоянный характер и негативные последствия не только для непосредственных участников, но и для класса, коллектива, общества, где это происходит, и школы в целом.

Первое, буллинг следует прекратить. Далее необходимо привлечение родителей, учителей, психологов, социальных служб, а при необходимости правоохранителей. Иногда учителя или родители идут "легким " путем, забирают ребенка-жертву в другой класс или школу, но это часто не решает проблему, ведь мишенью или буллером тут же может стать другой ребенок, - говорит эксперт.

Он говорит, что нужно проводить "профилактику буллинга".

Выход из ситуации я вижу в профилактике буллинга. С детьми, кстати и со взрослыми тоже, для этого нужно проводить обучение, как беспокоиться о своих потребностях, сохраняя уважение к другим людям, развивать толерантность и навыки ненасильственного общения. Почему говорю, что и с родителями тоже? Потому распространенная позиция - ты не плачь, а дай сдачи, при буллинге не срабатывает, а наоборот может еще больше обострить конфликт. Так происходит, поскольку насилие чаще всего порождает страх и последующее насилие. А еще именно семья и близкое окружение ребенка может способствовать формированию склонности к агрессивному поведению, - отметил Огданский.

Справка: буллинг (травля) - действия участников образовательного процесса, которые заключаются в психологическом, физическом, экономическом или сексуальном насилии. Такие действия совершаются по отношению к ребенку или ребенком по отношению к другим участникам образовательного процесса, в результате чего может быть причинен вред психическому или физическому здоровью потерпевшего. Буллинг может осуществляться также с применением средств электронных коммуникаций.

ЮНИСЕФ определяет буллинг (от англ. To bull - преследовать) как нежелательное агрессивное поведение детей школьного возраста, которая приводит к травле ребенка другим ребенком или группой детей с целью унижения, запугивания и демонстрации силы.

С примерами уроков по противодействию буллинг в учебных заведениях и соответствующим системным подходом можно ознакомиться по ссылке.

Согласно исследованию ЮНИСЕФ:

  • 67% детей в Украине в возрасте от 11 до 17 лет сталкивались с проблемой буллинга;
  • 24% детей стали жертвами буллинга;
  • 48% детей никому не рассказывали о случаях буллинга;
  • 44% школьников были наблюдателями буллинга, но игнорировали его, потому что им было страшно за себя;
  • большинство детей травят за то, что они выглядят, говорят, думают не так, как другие дети.

Читайте также

Соавторы: Валерия Пепеля