Бюджет-2022 – это долговой бюджет заморозки социальных выплат

Андрей Новак

экономист

Бюджет-2022 – это долговой бюджет заморозки социальных выплат
Субсидии, пенсионерка фото: УНИАН
3 ноября 2021, 16:42
читати українською
Экономист объяснил, почему долг Украины в следующем году увеличится еще на 186 млрд грн, а также рассказал, почему украинцам не стоит ожидать роста уровня жизни

2 ноября Верховная Рада Украины в первом чтении приняла Государственный бюджет на 2022 год. По словам главы парламентского Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева, бюджет следующего года является "бюджетом выхода из кризиса".

Парламент.UA спросил у экономиста Андрея Новака, действительно ли этот бюджет позволит Украине выйти из кризиса, а также узнал, реальна ли доходная часть бюджета, не придется ли Правительству урезать зарплаты и пенсии и сколько Украина будет занимать в следующем году.

Бюджет 2022 года – это долговой бюджет заморозки социальных выплат

Каждое Правительство характеризовало свой бюджет практически одними и теми же эпитетами: что он сбалансирован, что это бюджет развития и социально направленный бюджет.

Если посмотреть по факту структуры этого бюджета, то этот бюджет можно назвать только одним словосочетанием – долговой бюджет заморозки социальных выплат. 35% расходной части бюджета уйдет на обслуживание внешнего и внутреннего государственного долга. При этом происходит либо прямая заморозка повышения зарплат в некоторых сферах, в частности в госсекторе, либо повышение зарплат и пенсий на процент ниже инфляции.

Фактически этим бюджетом Правительство заранее анонсирует украинцам, что им не стоит ожидать роста уровня жизни, а наоборот - снижения. Кроме того, в бюджете отсутствуют и секторальные, и отраслевые, и комплексные программы развития.

Читайте также

Одалживать будем еще больше

Одалживать в 2022 году Украине придется и это предусмотрено в бюджете. В следующем году наш долг увеличится еще на 186 млрд. гривен. Поэтому брать в долг будем еще больше, при этом еще и обслуживать существующий долг по графику долговых погашений, тела кредитов и их процентов.

Поскольку треть бюджета – это обслуживание долговых обязательств, опять же возникает вопрос, не придется ли ради достижения этой цели урезать другие статьи бюджета. Кроме того, если доходная часть бюджета не будет выполняться, то придется либо еще больше одалживать, либо снова просить о реструктуризации и переносить выплату долгов на более поздние периоды.

Украинский госсектор является НДС-зависимым

Относительно реальности доходной части бюджета все зависит от того, каким путем ее наполнить. Если путем девальвации гривны, которая заложена в этом бюджете, номинально можно наполнять любыми суммами. Другой вопрос, можно ли за эти суммы реально приобрести больше товаров и услуг или меньше: не съест ли девальвация и инфляция все эти номинальные доходы.

НДС занимает половину всех налоговых поступлений (в 2022 году государство планирует получить 166,3 млрд грн поступлений от НДС – ред.), то есть доходная часть бюджета и наш госсектор является НДС-зависимым. Больше всего поступление от НДС идут не от производимых в Украине товаров, а от внешнеэкономических операций: НДС от экспорта и импорта. Это говорит о том, что наша экономика рассчитывает не на наращивание собственного производства, а на экспортно-импортные операции.

У нас до сих пор нет собственной экономической модели развития, несмотря на 30 лет независимости Украины. Для начала политической и бизнес-элите необходимо определить, какую экономическую модель мы строим: аграрную, индустриальную, постиндустриальную, ресурсную или транзитную зону в центре Европы. И уже под эту модель выстраивать среднесрочные планы на 3-5 лет, так и ежегодные планы и программы деятельности Правительства как обеспечения реализации этой модели.

Увеличение расходов на Минздрав и Минцифры – оправдано

Увеличение финансирования министерства здравоохранения необходимо – вопрос лишь в том, насколько оно целевое и эффективное. Увеличение расходов на Министерство цифровой трансформации также объективно, ведь мы находимся на стадии формирования так называемого государства в смартфоне, то есть цифровизации максимального количества процессов во взаимодействии гражданин-государство, предприниматель-государство и гражданин-предприниматель. Это требует больших средств и ресурсов.

Но есть вопросы по увеличению расходов на Укравтодор и силовые ведомства. Нельзя ли было оставить их финансирование на уровне этого года? Это никоим образом им не повредило бы. А разницу можно было бы направить на увеличение социальных платежей.

Следует ли ожидать существенных изменений между первым и вторым чтением

Традиция бюджетного процесса такова, что между первым и вторым чтением мы можем увидеть по многим ключевым показателям очень существенную разницу. К примеру, было и так, что в первом чтении минимальная заработная плата была 1600 грн, а уже во втором стала 3200 грн. Так же и показатель инфляции мог изменяться на 2-3% между чтениями, и показатель дефицита бюджета менялся на 30-70 млрд грн. В этот раз будет что-то похожее, но невозможно спрогнозировать по каким именно показателям.

1