Большое строительство Зеленского: что изменилось в этом году и закроют ли проект

Знаю точно, что есть уголовные производства, в частности мои материалы приобщены - экс-министр Омелян
Эксклюзив
Большое строительство Зеленского: что изменилось в этом году и закроют ли проект
Президент України Володимир Зеленський, Фото Марієнко Андрій / УНІАН
29 сентября 2021, 14:39
читати українською

Президентский проект "Большое строительство", или "Большое воровство" как его уже успели окрестить в медиа пространстве, должны проверить правоохранительные органы. В частности, в сентябре стартовал аудит программы от Национального антикоррупционного бюро. Несмотря на это программа не сбавляет темпов и уже обнародовали амбициозные планы на следующий год. Чем отличается "Большое строительство 2021" от прошлогоднего, нарушения, которые заметили эксперты и что в конце концов построили разбирался Парламент.UA.

С чего началось "Большая стройка"

"Большая стройка" началось в марте прошлого года, после того, как президент Владимир Зеленский пообещал украинцам достойные дороги.

Я хотел бы быть президентом, которого запомнят как человека, после которого в Украине появились дороги, - заявил Владимир Зеленский в прошлом году.

Кроме того, гарант пообещал - до конца его каденции достроят все дороги государственного значения. Вместе с тем "Большое строительство" кроме дорог занимается еще и ремонтом больниц, школ, садиков и других приоритетных социальных объектов.

В результате в 2020 году в рамках проекта отчитались о более 6500 километров отремонтированных дорог, 258 мостов, 114 школ и реконструировали 71 приемное отделение.

Основными источниками финансирования Большого строительства и ремонта дорог в прошлом году стали: Дорожный фонд - 31,5 млрд грн, деньги полученные под госгарантии - 19,3 млрд грн, деньги из ковидного фонда - 35 млрд грн и поддержка международных организаций.

"Большое строительство": критика и скандалы

Первый пункт, за который критиковали "Большое строительство" - это то, что едва ли не все объекты, которыми занимался проект не были возведены с нуля. То есть это была или реконструкция старых дорог, больниц и школ, или чисто завершение долгостроев, которые начали возводить за несколько лет до запуска "Большого строительства".

Впрочем, больше всего скандалов вокруг "Большого строительства" - из-за обвинений в коррупции. В частности "Укравтодор" обвиняли в том, что компания сформировала так называемый "дорожной картель" из подрядчиков, которые получали большинство заказов. По данным "Наших денег" есть группа из шести компаний, которая выиграла 62% дорожных тендеров. В нее вошли общества с ограниченной ответственностью "Автомагистраль-Юг ", "СУНП" Автострада", " Техно-строй-центр", " Онур Конструкцион Интернешнл", " Ростдорстрой "и "ПБС ". Они за прошлый год освоили 55 млрд грн.

В "Укравтодоре" тогда это прокомментировали, назвав обычной практикой, как и в других странах.

Мы часто сравниваем ситуацию на дорожном рынке Украины с другими странами. Всюду динамика одинаковая: две-четыре крупнейшие компании занимают половину рынка. Остальное делят меньшие фирмы.

Это связано с тем, что государство как институт не хочет рисковать в проектах, стоимость которых составляет десятки миллионов долларов, - рассказали в "Укравтодоре" журналистам.

 Игорь Уманский (Фото: УНИАН)

Еще один скандал разгорелся после того, как бывший министр финансов и советник главы Офиса президента Игорь Уманский уволился и опубликовал в своем Фейсбуке пост. В нем он заявил, что деньги из "ковидного фонда", которые направили на строительство дорог, освоил дорожный картель. Более того, по его словам, в карманах подрядчиков осели 30-40% выделенных средств.

С начала "Большого строительства" начались изменения в требованиях к тендерной документации. По странному "стечению обстоятельств" новым требованиям соответствует только шесть компаний - любимцы "судьбы", или "картель", как их называют коллеги. Выигрывать вкусные тендеры могут только они. Но если присмотреться - эти компании не всегда строят дороги непосредственно, а перепродают подряды субподрядчикам с дисконтом 30-40%, - отметил Игорь Уманский.

Однако в результате весь шум вокруг скандала с предполагаемым хищением средств, выделенных из ковидного фонда, сошел на нет.

"Большое строительство" 2021

Планы Большого строительства на 2021 не менее амбициозные, чем в прошлом году. В частности решили построить или реконструировать более 6500 километров, 260 мостов, 74 школы, 54 детсады, 28 медицинских учреждений, 1200 спортивных площадок.

Так же в этом году почти 100 школ будут введены в эксплуатацию. Например, в Олевске на Житомирщине, которой я занимаюсь, 30 лет не могли осуществить реконструкцию гимназии. Мы всего за год это сделали. То же касается детских садов. Сегодня образовательная инфраструктура - одно из приоритетных направлений программы Президента "Большое строительство", - заявил недавно с трибуны нардеп Арсений Пушкаренко.

Также в плане "Большого строительства" на этот год появились и новые позиции, как, например, возвести 24 крупнейших флага в стране.

В остальном же "Большое строительство" в этом году ничем не отличается от прошлогоднего, рассказал экс-министр инфраструктуры Владимир Омелян в эксклюзивном комментарии Парламент.UA.

Вы знаете никакой разницы нет. Единственное, что изменилось - это цена на битум. Она выросла, как и во всем мире, но так же плавно повышается стоимость километра отремонтированной дороги. А коррупционная сеть осталась неизменной. То, о чем говорили и эксперты, и эксминистр финансов Уманский - 30-40% остаются в виде откатов. Куда они идут? Можно предположить, что часть в безналичной форме идет в оффшоры принадлежащих Зеленскому, Шефиру , Тимошенко. Видимо, уже и Ермак подключился к этой схеме. И небольшая часть в наличной форме раздается здесь на местах для нужд возможно правоохранительных органов и других служб, - отметил Емельян.

Аудит "Большого строительства"

Еще одним из ключевых моментов критики "Большого строительства" стало отсутствие независимого аудита программы, в которую вовлечены немалые бюджетные средства. Ведь в целом кажется, что проверяет "Большое строительство" только президент Зеленский, который ездит на открытие дорог и других объектов в сопровождении прессы.

Тем не менее в конце прошлого года в Офисе генпрокурора сообщили, обнаружили 429 уголовных правонарушений и расследуют 866 уголовных производств связанных с выполнением работ "Большого строительства". В частности, во время проведения закупок, определение стоимости работ и материалов, исполнения и приемки работ.

Поэтому в конце 2020 Офис генпрокурора начал проверку соблюдения законодательства во время "Большого строительства". Этой же весной в эфире одного из телеканалов генпрокурор Ирина Венедиктова подтвердила, что расследование продолжаются, однако никаких подробностей больше не рассказала.

Чем я, наверное, отличаюсь от генпрокуроров, которые были раньше: я не люблю приходить и показывать "рыбу", я не рыбак, поэтому не рассказываю, какую "рыбу" мы ловим. Я это буду доказывать делами, - отметила Венедиктова.

А уже в сентябре этого года в Национальном антикоррупционном бюро сообщили, что проверят использование государственных средств при реализации президентского проекта "Большое строительство".

Это большой проект, связанный с освоением крупных бюджетных средств, и в любом случае все органы правоохранительные, в том числе Антикоррупционное бюро, будут вынуждены провести соответствующую работу, дать оценку всем и ответы на вопросы, есть ли там что-то противоправное, или нет, - заявил директор НАБУ Артем Сытник.

 Владимир Омелян (Фото: УНИАН)

Подавал заявления в НАБУ относительно возможных злоупотреблений во время "Большого строительства" и экс-министр инфраструктуры Владимир Омелян. Он рассказал Парламент.UA что ему известно о ходе аудита.

Я знаю точно, что есть уголовные производства, в том числе мои материалы к ним приобщены. Далее комментировать не могу, ведь это тайна следствия. Я не хочу навредить работе НАБУ. Но надеюсь, что результаты будут. Потому что нарушения очевидны для всех, кто хоть немного разбирается в дорожном строительстве.

В частности мы видим четко, что отсутствует конкуренция. А также значительно завышена стоимость сырья. Это было подтверждено в расследование журналистов "Схем", как заводится белорусский битум. Кроме того, отсутствует независимый контроль качества и нам приходится только довериться цифрам "Укравтодора", которые кстати время от времени разные. Надеюсь, что в рамках уголовного производства это все будет подтверждено, хотя возможно некоторые факты и будут опровергнуты "Укравтодором", - поделился Омелян.

"Большое строительство" 2022

Между тем программу "Большое строительство" сворачивать не планируют. Как заявил сам президент Владимир Зеленский, проект завершится тогда, когда в Украине "закончатся плохие дороги".

Я просто не понимаю, в чем победа общества, если мы не будем строить качественные дороги. Я отвечаю за это качество, я хочу, я давлю. Я приглашаю людей, я задаю вопрос. Благодаря моим "почему " 158 мостов построено.

Вот что я делаю. Я не вижу, что я делаю плохо. Я не вмешиваюсь в финансовую часть этого - правительство, это Укравтодор, к этому я не имею никакого отношения. Меня интересуют темпы, место, качество, почему регионы.

Когда мы построим все - тогда программа и закончится. Это не только дороги, это и исторически-культурное наследие, мы переходим не только к инфраструктуре, это будут и парки, и замки, - отметил президент Зеленский.

 Владимир Зеленский (фото: пресс-служба главы государства)

В следующем году в  рамках "Большого строительства" планируют запустить программу обновления областных больниц. По словам заместителя руководителя Офиса президента Кирилла Тимошенко, в областных больницах будут реконструировать фасады, здания, при необходимости - строить хирургические отделения, вертолетные площадки. А также все больницы оборудуют новой медицинской техникой.

В этом году в 36 больницах происходят различные реконструкции, мы это делаем. Но дальше самое главное - новый проект областных больниц, который сейчас проходит проектно-сметную документацию и начнется в следующем году. Наша конкретная задача: реконструировать отделения и корпуса одной детской и одной взрослой областной больницы в каждом облцентре, - рассказал Тимошенко во время форума "Украина 30. Децентрализация".

А по словам председателя Винницкой ОГА Сергея Борзова, на реконструкцию областных больниц для детей и взрослых планируется выделить из госбюджета 20 млрд гривен.