Борьба с коррупцией не ко времени? Как война повлияла на ежегодное декларирование должностными лицами

Почему НАПК закрыло общественности доступ к пересмотру деклараций должностных лиц
Эксклюзив
Борьба с коррупцией не ко времени? Как война повлияла на ежегодное декларирование должностными лицами

С ежегодным декларированием доходов и имущества должностным лицам можно не торопиться. Так, на фоне военного положения НАПК отсрочило дедлайн, и теперь подавать необходимые документы в привычный срок можно "по желанию". Почему Нацагентство пошло на такой шаг, имело ли на это полномочия и спешат ли народные избранники отчитываться о доходах – в материале "Парламент.UA".

Почему НАПК закрыло доступ к реестру деклараций

Украинское законодательство вынуждает должностных лиц и членов их семей ежегодно до 1 апреля подавать электронные декларации за прошлый год через официальный вебсайт Национального агентства по предотвращению коррупции. Однако военное положение внесло свои коррективы.

24 февраля на сайте НАПК сообщили, что доступ к публичной части Реестра деклараций, Реестра отчетов партий POLITDATA и Реестра коррупционеров ограничено в связи с техническими работами, направленными на максимальное усиление защиты личных данных декларантов, партий и других пользователей в условиях военного положения". В то же время, доступ к личному кабинету декларанта в Реестре деклараций продолжил работать.

Позже в НАПК прямо отметили, что закрыли публичный доступ к реестру, чтобы не подвергать опасности публичных служащих на временно оккупированных территориях Украины. До этого времени доступ не обновлен.

Следовательно, народные депутаты приняли закон "О защите интересов субъектов представления отчетности и других документов в период действия военного положения или состояния войны". Он предусматривает перенесение дедлайна представления должностными лицами любых отчетных документов на 3 месяца после окончания военного положения, в том числе деклараций.

Как пояснил в комментарии "Парламент.UA" адвокат Адвокатского объединения "Чудовский и партнеры" Леонид Горшенин, целью такого шага было недопущение сбора и использования оккупантами в своих преступных целях открытых персональных данных украинских государственных служащих, должностных лиц органов местного самоуправления, правоохранителей и т.д.

Особое внимание и интерес со стороны агрессора к этим данным подтверждается неединичными фактами незаконных задержаний и захватов "в плен" российскими войсками таких лиц, разыскиваемых по определенным "спискам". Некоторые из них были подвергнуты пыткам, некоторые – убиты. Не будет преувеличением сказать, что все оказавшиеся на оккупированных территориях лица находятся в непосредственной опасности, поэтому ограничение доступа к их личным данным выглядит оправданным, – указывает эксперт.

Считает такое решение необходимым и адвокат, член "Ассоциации юристов Украины" Андрей Ярмольский. Нам в комментарии он отметил, что обязанность подачи деклараций распространяется на президента Украины, всю верхушку органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, военных чиновников, госслужащих и т.д. Мол, этот перечень достаточно большой.

Единый государственный реестр деклараций (фото: НАПК)

Все эти лица выполняют немалую роль: принимают определенные решения для обеспечения правового режима военного положения, принимают непосредственное участие в боевых действиях, прилагают все усилия, направленные на защиту Украины, мира и собственной свободы, – сказал эксперт.

И добавляет, что, имея данные из деклараций должностных лиц, оккупантам было бы легче и быстрее искать сведения, которые обеспечили бы их рычагами воздействия, возможностью шантажирования, особенно на временно оккупированных территориях.

Имело ли НАПК полномочия закрывать доступ к реестру деклараций

Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции в ответ на запрос "Парламент.UA" от 9 июня сообщило, что ограничило доступ к публичной части реестра деклараций с 10:30 24 февраля на период действия военного положения в Украине (в настоящее время он действует до 23 августа).

НАПК объяснило, что сделало это "в связи с военной агрессией российской федерации против Украины", согласно указу президента от 24 августа №64/2022 "О введении военного положения в Украине" и с учетом постановления правительства от 12 марта №263 "Некоторые вопросы обеспечения функционирования информационно-коммуникационных систем, электронных коммуникационных систем, публичных электронных реестров в условиях военного положения".

Адвокат Леонид Горшенин объяснил, что полномочия по ведению реестра законом возложены именно на НАПК. В то же время профильное законодательство не регламентирует ограничение доступа к реестру в условиях военного положения, оставив юридическую сторону этого вопроса в "серой зоне".

Вероятно, именно поэтому НАПК объяснило закрытие публичной части реестра техническими работами и не внесло соответствующие изменения в утвержденный им порядок формирования, ведения и обнародования информации реестра, - отметил эксперт.

Он подчеркнул, что органы государственной власти и их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами, в том числе в период военного положения.

В то же время Конституция Украины устанавливает, что человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине высшей социальной ценностью, а обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства.

Андрей Ярмольский убежден, что НАПК имело полномочия закрывать реестр для публичности в условиях военного положения. Он указывает, что в порядке работы реестра деклараций указана необходимость действовать исключительно в интересах нацбезопасности, территориальной целостности или общественного порядка, чтобы предотвратить беспорядки или уголовные правонарушения.

Активно ли чиновники представляют декларации

Несмотря на отсрочку представления деклараций до окончания войны, Национальное агентство по предотвращению коррупции позволяет подавать их и во время действия военного положения. Это не обязательно, но допустимо.

Для этого нужно перейти в персональный кабинет в Реестре деклараций. Там в разделе "Мои документы" нажать кнопку "Данные для декларации". После этого чиновники получат информацию об их собственности и обременении, если такая информация находится в госрегистрах. В настоящее время такие данные можно получить только по своей собственности – информация о членах семьи не будет доступна. Такая функция не будет работать у тех, кто впервые представляет декларацию.

Член Ассоциации юристов Украины Андрей Ярмольский считает, что не стоит рассчитывать на то, что большинство должностных лиц все же подадут декларации в привычный срок. Он указывает, что по состоянию на начало мая в Украине более 8 миллионов внутренне перемещенных лиц, более 5,6 млн граждан выехали из Украины.

"Не факт, что эти лица взяли с собой все необходимые документы для заполнения декларации, а доступ к большинству реестров, используемых при заполнении, закрыты", - подчеркнул он.

И добавляет, что часть людей находятся на временно оккупированных территориях, некоторые участвуют в боевых действиях и физически не могут подать декларацию.

Позиция НАПК: "Сначала победа, а затем декларирование". Поэтому я считаю, что большинство людей будут подавать декларации после прекращения или отмены военного положения, – добавил эксперт.

В ответ на наш запрос в НАПК сообщили, что в период с 1 января по 8 июня в Реестр подали 231 981 ежегодную декларацию и 23 561 исправленную ежегодную декларацию.

Мы спросили у народных депутатов, подали ли они уже ежегодные декларации. Член фракции "Голос" Ярослав Железняк отметил, что не видит смысла закрывать реестр декларации. Говорит, что его декларация была почти готова еще до войны. "Мне несколько справок еще нужно собрать", - отметил депутат.

электронное

Электронное декларирование (фото с открытых источников)

А вот депутат от группы "За майбутне" Анна Скороход убеждена, что общественность должна сейчас не декларации пересматривать, а работать на общую победу. На вопрос, когда она лично планирует подавать декларацию, парламентарий ответила: "Как получится. Это надо кучу справок собрать. А у нас сейчас есть первоочередные и неотложные задачи".

Депутат от "Европейской Солидарности" Ирина Геращенко ответила следующее: "Я и мои коллеги всегда действуют в рамках закона… Напомню, что наша команда внедрила реестр электронных деклараций".

Что стоит знать об декларировании этого года

Военное положение также создало необходимость дополнительных разъяснений относительно декларирования. В НАПК недавно объясняли, стоит ли чиновникам декларировать деньги, собранные на помощь армии или пострадавшим от войны.

Средства, полученные с 24 февраля, перечисленные на ваш счет или счет члена вашей семьи для сбора на нужды армии или лиц, пострадавших от войны, не нужно декларировать. Также не нужно подавать сообщения о существенных изменениях в имущественном состоянии, – отмечали в НАПК.

Там пояснили, что в декларации указываются сведения о доходах, полученных субъектом декларирования или членами его семьи в течение отчетного периода. В то же время, полученные для волонтерских целей средства не являются личным доходом декларанта и члена его семьи.

Также в НАПК писали, что во время войны или военного положения не будут проводиться какие-либо проверки относительно своевременности и полноты представления каких-либо отчетов или документов отчетного характера. Мол, большинство работников НАПК, которые занимались этими функциями, сейчас присоединились к украинской армии или территориальной обороны, или обеспечивают помощь бойцам.

Итак, если до войны относительно вас была начата полная проверка декларации, предоставлять информацию и документы на запросы, отправленные НАПК к войне, сейчас не нужно, – говорится в сообщении.

И из полезного: НАПК презентовала новую функцию в Реестре деклараций, которая облегчит процесс декларирования должностным лицам. В частности, она позволяет проверить прошлогоднюю декларацию на ошибки и избежать их в этом году.

Функция "Данные для декларации" также помогает с заполнением декларации без поиска по разным ресурсам. Речь идет о доступе к пяти государственным реестрам: Государственный реестр прав на недвижимое имущество, Государственный земельный кадастр, Единый государственный реестр транспортных средств, Государственный реестр обременений движимого имущества и Наследственный реестр.

1