Два международных скандала за 10 дней, или все о коррупции и фальсификациях министра Криклия

Молодой, коррумпированный и условно неженатый министр инфраструктуры Владислав Криклий слишком часто попадает в скандалы
Эксклюзив
Два международных скандала за 10 дней, или все о коррупции и фальсификациях министра Криклия
Владислав Криклий (Фото: Министерство инфраструктуры Украины)
24 ноября 2020, 16:43
читати українською

Правительству Дениса Шмыгаля Владислав Криклий достался в наследство от его предшественника - Алексея Гончарука. Говорят, что своим "долгожительством" в Кабмине Криклий обязан Главе МВД Арсену Авакову, с ведомств которого началась карьера Криклия-чиновника. Впрочем, несмотря на высокое положение своих боссов, 34-летний Криклий регулярно приносит им множество неприятностей. Мы собрали только небольшую часть скандальных историй министра.

Секс-скандал в Мининфраструктуры

Секс-скандал в украинском министерстве разгорелся в ноябре 2019 года. 19 ноября исключенный из фракции "Слуга народа" нардеп Антон Поляков опубликовал в Telegram-канале запись разговора якобы депутатов от "Слуги народа", в которых упоминается внешностьзаместителя Криклия Александры Клитиной и делалось предположение, что она заняла должность "через постель".

Свое сообщение в соцсети Поляков сопровождал фотографией Клитиной: "Та же заместитель министра, которая, судя по аудиозаписи, попала на должность через постель".

Комментируя сообщения Полякова на пресс-конференции 22 ноября Клитина сообщила, что подаст в суд иск против депутата о защите чести и достоинства.

Тогда же Криклий сообщил, что будет добиваться отставки Клитиной после обнародования якобы переписки чиновницы с пранкером Джокером. Клитина якобы писала Джокеру о коррупции в транспортной отрасли, о том, что Криклий назначает на должности коррупционеров и о том, что атаку на нее связывает с нардепом прошлого созыва от БПП Андреем Вадатурским и главой "Укрзализныци" Евгением Кравцовым. Также Клитина якобы намекала на то, что сама хочет возглавить ведомство.

Сама Клитина увольняться категорически отказалась.

Александра клетках отказалась уходить в отставку в духе европейской политической традиции. Поэтому я считаю необходимым вынести на следующее заседание правительства представление о ее увольнении", - сообщил министр.

Тогда же в своей заметке в Facebook министр раскритиковал Клитину, цитируя обнародованную пранкером переписку.

Если ты считаешь, что министра, в команде которого работаешь, ничего не интересует кроме того, с чем мы боремся, цитирую: "которого, видимо интересует только зароботок", ты, как заместитель министра, должна сообщить правоохранительным органам все известные факты для дальнейшего расследования и подать в отставку из-за категорического несогласия с такими вещами, - отметил министр.

По его словам, чиновница могла обсудить свою обеспокоенность ситуацией с правоохранителями.

Если у Клитиной имеются реальные факты злоупотреблений или коррупции среди членов команды, я прошу так же сообщить их для расследования компетентным органам, считаю, они имеют право знать больше Джокера, - написал министр.

Криклий также сообщил, что между Клитиной и командой министерства нет взаимопонимания и ей не хватает лидерства, но назвал недопустимыми оскорбления в ее адрес "из-за пола".

27 ноября 2019-го Кабмин уволил Клитину с должности заместителя председателя Мининфраструктуры по представлению Криклия.

Позже, в комментарии журналистам Клитина рассказала, что не считает секс-скандал причиной своего увольнения:

Вообще я думаю, что это не из-за скандала. Мне кажется, что слухи использовали для повода уволить. Реальная же причина, в том, что я действительно предупреждала о каких-то коррупционных рисках и противодействовала непрозрачным вещам. В частности, в "Укрзализныци" я видела много странных вещей и инициатив, которым противодействовала, поэтому думаю, что так я мешала и таким образом от меня решили избавиться.

Также Клитина дала тогда оценку работе Криклия (досье Владислава Криклия):

Что касается оценки работы министра, то все знают, что я не очень сильно люблю Криклия, мягко говоря, потому что, если быть объективной и посмотреть на его обещания за 100 дней, которые уже были, вижу, что он боится давать какие-то другие обещания на год. О 100 днях - проект пилотной тяги не сделали, проблему с "Делфи" в Одессе не решили, закупку локомотивов не сделали. Министр не отстаивает реформы либерализации рынка, он этого вообще не делает. Низкий балл, по моему мнению. Но есть позитив - принятие законопроекта о весовом контроле, подписанные концессии Ольвия-Херсон, но, если по-честному, это все наработки предшественников. Своих инициатив Криклий не делал никаких.

Скандал с декларированием имущества и гражданской женой

Несмотря на то, что Криклий - сын богатого отца (Артур Криклий с 1998 по 2009 год возглавлял правление "Интербанка", а с 2009 по 2011 областную дирекцию "Проминвестбанка"), его состояние вызывает немало вопросов с тех пор, как Криклий- младший стал советником министра МВД Украины, а затем - руководителем ГАИ и руководителем сервисного центра МВД, то есть с 2014 года.

Сначала его расходы были абсолютно на соизмеримые с доходами, даже на таких высоких должностях. Согласно декларации за 2014 год Криклий не имел никакого совокупного дохода. В 2015 году он заработал 159, 1, а в 2016-м - 487 тысяч грн. Однако в том же 2014-м чиновник приобрел Mercedes S500 2008 года выпуска за 149 тысяч грн. Позже Криклий объяснил, что машина вроде бы досталась ему в качестве компенсации долга одного из друзей. Мол, тот был должен Криклию 149 тысяч грн, но не было денег и отдал авто. Точная его стоимость была неизвестна, поэтому Криклий записал 149 тысяч - как сумма долга. Где человек, который не имел никаких доходов, взял 149 тысяч, чтобы одолжить их, до сих пор загадка.

Владислав Криклий

Владислав Криклий (Фото: Facebook-страница Владислава Криклия)

В августе 2015 директор Главного сервисного центра МВД Украины 30-летний Криклий приобрел 4-комнатную квартиру площадью 120 кв. м. в элитной киевской новостройке по улице Богдана Хмельницкого, 58-А за 768,8 тысяч грн, по цене, ниже рыночной. Об этом стало известно журналистам Харьковского антикоррупционного центра из его электронной декларации за 2016 год. Если, посчитать то один кв. м. в самом центре столицы Криклию обошелся в 6,4 тысячи грн. По состоянию на 2017 год (на момент журналистского расследования), один кв. м. в доме по Хмельницкого, 58-А стоил от 40 до 50 тысяч грн. Кроме этого, в доме Криклий имеет паркинг-место, но отметил его, как незавершенное строительство.

Сам Криклий, комментируя историю с квартирой, посоветовал журналистам тщательно разбираться с ситуацией, потому что они, мол, не очень правильно все поняли:

Квартира приобретена еще родителями и подарена мне. 2004 год, до кризиса, на 18-летие, если не ошибаюсь. Заключили инвестиционный договор. Это печально известная компания "Консоль", владельцем которой является Владимир Константинов, который сепаратист и бежал в Крым, и там он сейчас спикер.

Компания работала по принципу финансовой или строительной пирамиды, они принимали кучу комплексов и не сдавали их в эксплуатацию. Очень долго судились все, кто можно, и только в 2015 году, уже было решение суда о том, чтобы принудительно дать юридический адрес и ввести в эксплуатацию, у меня наконец появились права на квартиру, а не просто какая-то бумажка на 4 страницы, которая назывался "инвестиционный договор" на эту квартиру. Поэтому и стоимость 2004 года, и имущество де-юре и де-факто 2004 года. А собственность саму я получил, потому что квартира была до этого как об объект незавершенного строительства. Это вся история. - пояснил министр.

В 2016 году нардеп Андрей Немировский обратился с депутатским запросом о проведении проверки законности происхождения имущества и вероятного нарушения Закона Украины "О предотвращении и противодействии коррупции" Криклием Владиславом Артурович к НАПК. Однако, дело спустили на тормоза, после чего об имуществе Криклия забыли на целых четыре года.

Владислав Криклий (Фото: Facebook-страница Владислава Криклия)

В мае же 2020 года скандал с состоянием Криклия приобрел новые краски. В одном из изданий вышла целая серия журналистских расследований о неизвестном широкой публике столичном психологе Татьяне Декало. Оказалось, что эта женщина уже более 10 лет является гражданской женой Криклия, хотя официально он холост и в декларации ни разу не вспоминал о лицах, с которыми он совместно проживает и ведет хозяйство. Однако, журналисты привели доказательства того, что министр проживает именно с Декало. Когда же представителям СМИ удалось выяснить информацию о состоянии этой женщины, то оказалось, что при своих довольно скромных заработках она является владелицей нескольких квартир и автомобилей премиум-класса, вероятно приобретенных на деньги Криклия.

Сама Татьяна подтвердила свои длительные отношения с министром: на вопрос журналистов госпожа Декало ответила, что проживает вместе с Владиславом уже десять лет. И уже даже после этого, Криклий сначала не признавался, что имеет гражданскую жену:

Нет у меня отношений более 10 лет. Я говорю, нет, - заявил министр.

Когда же неугомонные представители СМИ наконец застали пару вместе, Криклий пообещал, что вся информация о жене  появится-таки в его декларации в этом году. Ждать до момента обнародования деклараций осталось еще почти полгода.

Скандал с эвакуацией украинцев с ОАЭ

В апреле-2020 во время первой волны коронавируса и закрытых украинских границ Мининфраструктуры во главе с Криклием отказало двум самолетам, на которых должны были вернуться домой более 300 украинцев из ОАЭ. Один рейс FlyDubai должен был вылететь из Дубая 25 апреля, еще один AirArabia - из Шарджи 28 апреля, сообщил в Facebook народный депутат Украины VIII созыва Леонид Емец.

Он отметил, что этими рейсами должны были прилететь не туристы, а люди, которые работали в ОАЭ, но из-за пандемии потеряли работу и не могут остаться из-за высокой стоимости жизни.

По информации Емца, все эти люди через украинское посольство нашли самолеты, полностью оплатили рейс в одну сторону и подписали согласие на добровольную обсервацию. Они также проплатили проживание в санатории октября под Конча-Заспе и договорились о сопровождении полиции к месту обсервации.

Все эти люди не могут с Дубая и Эмиратов дойти пешком или доехать на машине, у них есть один путь - самолетом. И единственное, что их не пускает домой, это отказ министра Криклия дать им разрешение на перелет, - заявил Емец.

К тому же, по его словам, для FlyDubai такое разрешение сначала дали, а потом в день вылета забрали. Так же до последнего тянули с AirArabia.

Никакого объяснения, почему такая позиция министерства, никому не предоставлено. Официально. Неофициально ходят слухи, что таким образом закрывают дыры в бюджете частных украинских авиакомпаний, - добавил нардеп.

Добавим, что проблемы с возвращением на родину были не только у украинцев в ОАЭ, а еще в ряде стран Африки, Азии и Ближнего Востока. Тогда в соцсетях прокатилась волна возмущений из-за того, что Украина просто "плюнула и забыла" о своих гражданах.

Конфликт между Криклием и Дубинским и возбужденные уголовные дела против министра

В начале 2020 года получил огласку скандал между однопартийцами Криклия, нардепами - "слугами" Александром Дубинским и Александром Куницким и собственно самим министром инфраструктуры. Нардепы обвинили Криклия в системной коррупции и даже добились открытия в ГБР уголовных дел против министра.

О конфликте на многих телеканалах и в соцсетях рассказал сам Дубинский. На одном из заседаний фракции "Слуга народа"народные депутаты обвинили министра инфраструктуры в коррупции. Соучастниками "схем" Дубинский назвал других членов правительства и главу фракции "Слуга народа"Давида Арахамию.

Тот факт, что он (Криклий - ред.) до сих пор занимает эту должность, говорит о привлечении в коррупционные схемы и других членов правительства ... Фракция обвиняет в коррупции министра, а глава фракции сидит и молчит, премьер -министр молчит - значит, они в судьбе с Криклием, - заявил Дубинский.

Он рассказал, что по инициативе министра инфраструктуры была начата повторная сертификация автомобилей с газобаллонным оборудованием, а цена процедуры подскочила с 800 до 3 тысяч грн.

В четыре раза! Миллион машин по 3 тысячи грн - 3 млрд в карман. Сколько он получил? 10%? Допустим, 20%? 300 млн? 600 млн ?, - оценил он масштабы возможной коррупции. - Еще один пример - в три раза выросла цена за сертификацию в морских крюинговых агентствах. Вся система получения документов перешла в частные руки, связанные с фирмами, подконтрольными господину Криклию и его окружению. Третье. Он лоббировал изменения в так называемый технадзор, при которых 2% от стоимости дороги идут каким-то непонятным организациям, которые проверяют - правильно установлены знаки и нанесена разметка, - заявил депутат.

Позже в своем телеграмм-канале Дубинский сообщил, что против Криклия по заявлению Куницкого ГБР открыло уголовное производство, результаты которого пока неизвестны.

Скандал с просроченными ПЦР-тестами в Казахстане

9 ноября украинская делегация во главе с Криклием прибыла в Казахстан. Планировалось, что стороны обсудят оптимизацию грузовых перевозок между странами, возможные новые автомобильные маршруты и другие важные вопросы.

Однако, для встречи с премьером Казахстана Аскаром Маминым украинская делегация должна была иметь справки об отрицательных результатах ПЦР-тестов на коронавирус, не старше 5 дней. Доподлинно неизвестно, Криклий об этом не знал или забыл, но встреча с руководителем казахского правительства не состоялась и министру пришлось встречаться с заместителем Мамина Романом Скляром.

По версии украинского Кабмина, встреча прошла удачно, а о просроченных справках в правительстве просто промолчали :

В рамках визита в Казахстан министра инфраструктуры Украины Владислава Криклия 12 ноября подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Министерством индустрии и инфраструктурного развития Казахстана и Министерством инфраструктуры Украины. С украинской делегацией встретился заместитель премьер-министра Казахстана Роман Скляр, - говорится в сообщении.

О своем "проколе" промолчал конечно и сам Криклий.

Однако, как пишет казахское издание informburo.kz со ссылкой на пресс-службу правительства Казахстана, казахская сторона выражала готовность в организации встречи премьера Мамина и министра Криклия, но встреча была отменена.

Просроченные справки о тесте на COVID-19 у членов украинской делегации стали причиной отмены встречи министра инфраструктуры Владислава Криклия с премьер-министром Казахстана Аскаром Маминым в Нур-Султане 12 ноября.

Впрочем, просроченными справками скандал не закончился. Как пишет ряд украинских и казахских СМИ, нашу делегацию обвинили в фальсификации результатов ПЦР-тестирования на COVID-19.

Казахстан не подтвердил встречу с членами украинской делегации - министром инфраструктуры Владиславом Криклием и послом Украины в Республике Казахстан Петром Врублевским за якобы фальшивые справки об отсутствии COVID-19 - сообщает "Интерфакс-Украина" и еще некоторые украинские СМИ.

В общем, как говорил Остап Бендер, "всю контрабанду делают в Одессе на Малой Арнаутской улице". Наверное, и поддельные справки на Украине привыкли подмахивать где-то в окрестностях. То ли Криклий пожадничал, то ли еще что, но в Казахстане обман раскрыли на счет раз. И сильно удивились. Потому что министр и посол по поддельным документам - это, согласитесь, явление редкое. Даже для Украины, - пишет kp.kz.

Кроме некоторых СМИ Казахстана новость радостно подхватили российские СМИ и провокаторы в соцсетях, которые только и ждут малейшего прокола украинцев.

Украина - это такая страна, где среднестатистический человек, когда слышит, что нужна какая-то справка, прежде всего пробивает, как ее можно купить. Потому что купить в любом случае проще и зачастую дешевле ..., чем сделать по закону - так устроена Украина. А иногда сделать по закону и вовсе невозможно - только купить. И чиновники, которые берут у тебя справку, в 90% случаев знают, что она куплена, и относятся к этому лояльно, ведь и сами торгуют справками. История на самом деле проста как пять копеек и свидетельствует о том, что Криклий - настоящий украинец ... Но он не учел, что принимать ее будут не в Украине. Где все торгуют справками и не всеми справками торгуют, - пишут СМИ.

Также в СМИ добавили, что премьер-министр Украины Денис Шмыгаль ( досье Дениса Шмыгаля) лично извинился перед Аскаром Маминым за инцидент и своих подчиненных. Однако казахский премьер якобы эти извинения принимать отказался.

В то же время в Мининфраструктуры ответили, что информация о фальсификации ПЦР-тестов украинской стороной является клеветой.

Тестирование министр инфраструктуры проходил в лаборатории Into Sana в Киеве перед отлетом в командировку, - добавили в пресс-службе министерства.

Скандал с властью Польши из-за сообщения Криклия в соцсети

Буквально сразу после того, как Польша и Украина договорились о предоставлении украинским автоперевозчикам 5 тысяч дополнительных разрешений на 2020 год (1500 универсальных и 3500 транзитных) со сроком действия до 31 января 2021, польская сторона отменила свое решение и, как сообщает телеграмм канал "Шептун" , запросила срочные консультации на уровне руководства страны.

Поводом для отмены важного для Украины решения стало заявление министра инфраструктуры, которое он сделал в своем Facebook. Криклий написал следующее: "Таки дожали поляков на дополнительные разрешения ".

Министр сообщил, что 20 ноября завершилось очередное заседание украинского-польской Смешанной Комиссии по вопросам международных автомобильных перевозок. Перед этим Криклий, по его словам, неоднократно общался с министром инфраструктуры Польши Анджеем Адамчиком.

Честно скажу, переговоры были непростыми, все перевозчики следили за этим, затаив дыхание, - написал он.

На самом деле к решению вопроса о разрешениях присоединился президент Зеленский (досье Владимира Зеленского), благодаря чему Польша пошла навстречу. Но заявление Криклия о том, что возглавляемое им министерство "дожало поляков", стало причиной для отзыва принятого решения. Впрочем, даже после этого Криклий не удалил свое сообщение из соцсети. Более того, на сайте Мининфраструктуры в сообщении о встрече с поляками говорится, что польская сторона не соблюдает договоренностей на уровне президентов.

Владислав Криклий подчеркнул важность решения проблем, связанных с нехваткой разрешений на международные грузовые автоперевозки для украинских перевозчиков. Это вопрос, который неоднократно поднимался во время последней встречи Президента Украины Владимира Зеленского и Президента Республики Польша Анджея Дуды в октябре этого года. Тогда оба президента выразили надежду на его положительное решение.

Владислав Криклий раз подчеркнул, что Польша должна прекратить ограничения транзита для украинских перевозчиков, ведь это негативно отражается не только на торговых отношениях между двумя странами, но и с другими странами ЕС. В то же время украинские перевозчики готовы к конкуренции на двустороннем рынке. По словам Владислава Криклия, Украина выполнила все взятые на себя обязательства во время прошлых заседаний Смешанных комиссий по вопросам международных грузовых автомобильных перевозок, результатом чего стало значительное увеличение доли использования польскими перевозчиками разрешений на 2019 год. Однако польская сторона договоренность на уровне президентов не выполняет, - пишет Мининфраструктуры.

Чтобы понять масштаб очередного провала Криклия добавим, что Министерство инфраструктуры Украины и Польши в феврале вели долгие переговоры, в ходе которых обсуждались увеличения польской квоты для украинских перевозчиков грузов до 200 тысяч в год. В прошлом году из-за нехватки таких разрешений были существенные задержки в экспорте товаров (а следовательно, и в поступлении таможенных платежей в пустой украинский бюджет) в страны Западной Европы, поскольку Польша является одним из основных транспортных коридоров между Украиной и Европой. Формальной причиной того, почему в 2019 году Польша ограничивала квоту для украинских грузоперевозчиков, была коррупция в системе распределения разрешений между грузоперевозчиками, то есть в непосредственной парафии Криклия.

По сути вопрос решили во время визита в Украину президента Польши Анджея Дуды после личного вмешательства президента Зеленского, после чего поляки согласились выделить дополнительные квоты, но Криклий "поднажал", и теперь судьба дополнительных разрешений зависла в воздухе. Редакция Парламент.ua следит за развитием ситуации, ведь ходят слухи, что два последних громких скандала могут обернуться для Криклия потерей должности.

1